Общественное сознание и его уровни и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Важным условием определения места философии в современном мире, является анализ ее функций в конкретных общественных формациях. В данном случае имеется в виду положение философии в индустриально развитом капиталистическом обществе, в сложных обстоятельствах его динамического и противоречивого развития, с его перманентными социально-экономическими потрясениями, политическими конфликтами и кризисами.

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………………3

Философия, ее предмет и функции……………………………………….4
Общественное сознание и его уровни и формы………………………....7
Заключение……………………………………………………………………...21

Список литературы…………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

философия ее предмет и функции.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………..……………………3

  1. Философия, ее предмет и функции……………………………………….4
  2. Общественное сознание и его уровни и формы………………………....7

Заключение……………………………………………………………………...21

Список  литературы…………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Важным  условием определения места философии  в современном мире, является  анализ  ее  функций   в   конкретных   общественных формациях.  В  данном  случае  имеется  в   виду   положение   философии   в индустриально    развитом    капиталистическом    обществе,    в     сложных обстоятельствах  его  динамического  и  противоречивого  развития,   с   его перманентными    социально-экономическими    потрясениями,     политическими конфликтами  и   кризисами.   В   этих   условиях философия должна  выполнять  не  просто  функцию элементарной схемы ориентации в конкретных изменившихся  условиях,  а  более масштабную  ориентационную   функцию,   определяемую   ее   собственными   и «формально-априорными знаниями о мире и человеке».

Сложный и синтетический характер объекта философского познания,  а  также специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает  и объясняет мир и человека, определяют и ее собственную природу.  Философия  - не общая теория или  мира  или  человека,  она  есть  общая  теория  мира  и человека. В своих обобщениях философия опирается  на  научное  знание  и  на ценностное отношение к действительности, выражающее ту  или  иную  жизненно-мировозренческую позицию человека, социальной  группы,  класса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Философия,  ее предмет и  функции

Философия - общая теория мира и человека в  нем. Философия и мировоззрение  органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место  человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

 Мировоззрение  имеет определенную структуру:  знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет  функцию познания человеком окружающего  мира. Оно вбирает в себя опыт  познания человеком окружающего  мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в  странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие  со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями.

Регулятивные  и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)

Объяснителная(когнитив-ная)

Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)

Типы  философствования:

Созерцательный (пассивный)

Умозрительный(творческая сущность познания)

Деятельностный(активный)

Мировоззрение состоит из различных элементов. Для их согласования человек рефлексирует(оценивает) их. Он философствует.

Мировоззрение–то, что зачастую принимается на веру. Философия–попытка его обосновать. Мировоззрение появилось, когда человек стал человеком. Взаимоотношение «Я» и «мир»–точка отсчета появления мировоззрения.

Если  философия–наука, то должна иметь предмет  исследования. В центре материального, духовного и идеального–стоит человек; здесь надо искать предмет философии. Проблема человека–проблема сопоставления себя и природы.(Кант: «Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться?»–сводится к одному–«Что такое человек?»)

Вся проблематика вращается вокруг центра–человека.

Предмет философии–философия–наука, которая  изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет  философии–рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Назначение философии–поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Основными методами философии  являются:

Диалектика–метод, при котором вещи, явления, рассматриваются  гибко, критически, последовательно  с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика–метод, противоположный диалектике, при  котором объекты рассматриваются  обособленно, статично(игнорируются изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно(поиск  абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям).

Догматизм–восприятие  мира через призму догм–принятых  убеждений. Присущ средневековой теологической  философии.

Электрика–метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого  творческого начала фактов, понятий, концепций. Часто применяется для обоснования взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика–метод, основанный на выведении ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок. Распространена в Древней Греции.

Герменевтика–метод  правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Распространен в западной философии.

Одновременно  и направлениями и методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм. 
 
 

2. Общественное сознание: структура, уровни, формы.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение  многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если  идеализм вырывает пропасть между разумом  и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Сознание  современного человека есть продукт  всей всемирной истории, итог многовекового  развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений  людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся  в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в  мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Выше  было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи  и появления жизни на Земле  у простейших организмов , а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

Прошли  многие миллионы лет, прежде чем появилась  способность ощущения, с помощью  которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей  формой отражения на уровне животного  царства является восприятие, которое  позволяет охватить объект в его  целостности и полноте. Психика (как  результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду . Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Информация о работе Общественное сознание и его уровни и формы