Общественное сознание и его уровни и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Важным условием определения места философии в современном мире, является анализ ее функций в конкретных общественных формациях. В данном случае имеется в виду положение философии в индустриально развитом капиталистическом обществе, в сложных обстоятельствах его динамического и противоречивого развития, с его перманентными социально-экономическими потрясениями, политическими конфликтами и кризисами.

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………………3

Философия, ее предмет и функции……………………………………….4
Общественное сознание и его уровни и формы………………………....7
Заключение……………………………………………………………………...21

Список литературы…………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

философия ее предмет и функции.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая  единство общественного бытия и  общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного  бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и  того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и  опережать бытие в рамках закономерного  для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

Сложный и синтетический характер объекта  философского познания,  а  также  специфические теоретические средства, с помощью которых философия  познает  и объясняет мир и человека, определяют и ее собственную природу.  Философия - не общая теория или мира  или человека,  она есть  общая теория  мира  и человека. В своих обобщениях философия опирается на  научное знание  и на ценностное отношение к действительности, выражающее ту  или  иную  жизненно-мировозренческую позицию человека, социальной  группы,  класса.  Философские законы и принципы воплощают  в  себе  одновременно  и  истину,  и  ценность, научное  знание,  понимание  человека  и  мира и постижение  их  смысла  и значения.  Философия говорит человеку  как о его реальном,  фактическом положении в мире, так и о его жизненном назначении, не только о том, что он есть, но и том, чем он должен быть. Соответственно, существо  той или иной философии во многом определяется тем, как она  сочетает,  соотносит  в  себе научно-теоритический и ценностно-практический моменты. Как в прошлом, так и  в настоящем философия выступала и  выступает  не  только  как  теория  мира  и человеческого познания, но и как наука  о  жизненной  мудрости,  как  способ ориентации   в   мире,   как   практически-духовный   способ   освоения    и преобразования действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Библер В.С. Что есть философия ?// Вопросы философии.- 1995.-№1.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.: ВЛАДОС, 2004.-416с.
  3. Моторина Л.Е. Философская антропология. - М.: Высшая школа, 2003.-256с.
  4. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. - М.: Просвещение, 1990.-325с.
  5. Никифоров Л.Л. Является ли философия наукой ? // Философские науки.-1989.-№6.
  6. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии.-1993.-№9.
  7. Толпыкин В.Е. Основы философии. - М.: Айрис - Пресс, 2003.-496с.
  8. Философия. Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева.- М.: Юрайт, 2004.-520с.
  9. Философия: Курс лекций. Учебное пособие для студентов. - М.: ВЛАДОС, 1997.-389с.
  10. Философия / Под ред. Ю.А. Харина, Мн.:Литератор, 2001.-265с
  11. Хайдеггер М. Что такое философия // Вопросы философии.-1993.-№8.

Информация о работе Общественное сознание и его уровни и формы