Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:37, контрольная работа
Важным условием определения места философии в современном мире, является анализ ее функций в конкретных общественных формациях. В данном случае имеется в виду положение философии в индустриально развитом капиталистическом обществе, в сложных обстоятельствах его динамического и противоречивого развития, с его перманентными социально-экономическими потрясениями, политическими конфликтами и кризисами.
Введение……………………………………………………..……………………3
Философия, ее предмет и функции……………………………………….4
Общественное сознание и его уровни и формы………………………....7
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………………….22
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание
как отражение и как активно-
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая
объективной природой и имманентными
законами развития, общественное сознание
может как отставать, так и
опережать бытие в рамках закономерного
для данного общества эволюционного
процесса. В этом плане общественное сознание
может играть роль активного стимулятора
общественного процесса, либо механизма
его торможения. Мощная преобразовательная
сила общественного сознания способна
воздействовать на все бытие в целом, вскрывая
смысл его эволюции и предсказывая перспективы.
В этом плане оно отличается от субъективного
(в смысле субъективной реальности) конечного
и ограниченного отдельным человеком
индивидуального сознания. Власть общественного
целого над индивидом выражается здесь
в обязательном принятии индивидом исторически
сложившихся форм духовного освоения
действительности, тех способов и средств,
с помощью которых осуществляется производство
духовных ценностей, того смыслового содержания,
которое накоплено человечеством веками
и вне которого невозможно становление
личности.
Заключение
Сложный
и синтетический характер объекта
философского познания, а также
специфические теоретические
Список литературы:
Информация о работе Общественное сознание и его уровни и формы