Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:10, курсовая работа
Актуальность исследования профессионального самоопределения как процесса выбора личностью профессии обусловлена выраженным практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в последние годы в государстве, и связан с появлением рынка труда, переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других. Перед педагогами встала задача оказания помощи выпускникам, выбирающим специальность. Для организации такой помощи требуются научная база, знание особенностей профессионального самоопределения, факторов и условий, влияющих на него.
Введение ……………………………………………………………….....
3
1. Профессиональное  становление и мотивации выбора  профессии в юношеском возрасте……………....... 
 
6
1.1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам  личности…………..…………..…………..…………..………….
 
6
1.2 Профессионализация и специфика  протекания профессиональной идентификации  в ходе вузовского обучения…….....
 
11
1.3 Профессиональная мотивация  и мотивационные факторы выбора  профессии…………..…………..…………..…………..…………...
 
23
выводы по главе…………..…………..…………..………………......
30
2. Взаимосвязь мотивации  профессиональной деятельности  и представлений о профессиональной деятельности…………..…………..…...…………..…………..……….
 
 
32
2.1 Организация и методы исследования…………..…………………
32
2.2 Характеристика мотивации профессиональной  деятельности…
35
2.3 Особенности представлений о  профессии в студенческом возрасте…………..…………..…………..…………..…………..…………...
 
39
2.3 Взаимосвязь мотивации профессиональной  деятельности и представлений  о профессии…………..…………..…………..…………….
 
43
Выводы по главе…………..…………..…………..…………………..
45
Заключение…………..…………..…………..…………..……………...
47
БиБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  …………..………
Рисунок 2.2 - Доминирующие мотивы выбора профессии
Анализируя рисунок 2.2, можно говорить о том, что для большинства отпрошенных (38% - 19 испытуемых) характерно преобладание внешних положительных мотивов в выборе профессии, для 24% (12 испытуемых) – внутренних социально значимых, для 22% (11 испытуемых) – внутренних индивидуально значимы, а для 16% (8 испытуемых) – внешних отрицательных.
Таким образом, большинство испытуемых в выборе профессии ориентируются на такие критерии, как: позволяет использовать профессиональные умения вне работы, является высокооплачиваемой, позволяет работать близко от дома (внешние положительные мотивы) и требует общения с разными людьми, соответствует способностям, способствует умственному и физическому развитию, дает большие возможности проявить творчество (внутренние социально значимые мотивы).
№ п/п  | 
  Профессиональная компетентность  | 
  Менеджмент  | 
  Автономия (независимость)  | 
  Стабильность работы  | 
  Стабильность места жительства  | 
  Служение  | 
  Вызов  | 
  Интеграция стилей жизни  | 
  Предпринимательство  | 
1  | 
  7  | 
  5  | 
  7  | 
  10  | 
  1  | 
  10  | 
  7  | 
  7  | 
  6  | 
2  | 
  8  | 
  5  | 
  8  | 
  6  | 
  1  | 
  8  | 
  8  | 
  6  | 
  3  | 
3  | 
  7  | 
  7  | 
  3  | 
  7  | 
  2  | 
  10  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
4  | 
  8  | 
  6  | 
  8  | 
  4  | 
  1  | 
  9  | 
  8  | 
  4  | 
  8  | 
5  | 
  10  | 
  7  | 
  7  | 
  10  | 
  3  | 
  10  | 
  7  | 
  6  | 
  3  | 
6  | 
  8  | 
  4  | 
  8  | 
  6  | 
  2  | 
  10  | 
  8  | 
  6  | 
  8  | 
7  | 
  7  | 
  6  | 
  9  | 
  7  | 
  3  | 
  9  | 
  9  | 
  7  | 
  2  | 
8  | 
  8  | 
  6  | 
  8  | 
  5  | 
  7  | 
  7  | 
  8  | 
  5  | 
  1  | 
9  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
  6  | 
  8  | 
  9  | 
  5  | 
  6  | 
  2  | 
10  | 
  8  | 
  5  | 
  7  | 
  6  | 
  2  | 
  7  | 
  7  | 
  5  | 
  2  | 
11  | 
  8  | 
  6  | 
  9  | 
  3  | 
  8  | 
  4  | 
  9  | 
  9  | 
  3  | 
12  | 
  7  | 
  6  | 
  7  | 
  10  | 
  6  | 
  6  | 
  6  | 
  8  | 
  2  | 
13  | 
  9  | 
  3  | 
  4  | 
  2  | 
  8  | 
  6  | 
  5  | 
  8  | 
  3  | 
14  | 
  8  | 
  8  | 
  8  | 
  3  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
  3  | 
  6  | 
15  | 
  6  | 
  2  | 
  5  | 
  10  | 
  8  | 
  8  | 
  7  | 
  8  | 
  3  | 
16  | 
  8  | 
  3  | 
  4  | 
  6  | 
  7  | 
  6  | 
  9  | 
  6  | 
  1  | 
17  | 
  9  | 
  8  | 
  8  | 
  7  | 
  7  | 
  6  | 
  6  | 
  7  | 
  1  | 
18  | 
  9  | 
  6  | 
  8  | 
  9  | 
  9  | 
  8  | 
  8  | 
  9  | 
  3  | 
19  | 
  8  | 
  7  | 
  5  | 
  10  | 
  8  | 
  8  | 
  5  | 
  10  | 
  2  | 
20  | 
  8  | 
  9  | 
  5  | 
  8  | 
  6  | 
  10  | 
  8  | 
  8  | 
  3  | 
21  | 
  5  | 
  3  | 
  9  | 
  10  | 
  8  | 
  8  | 
  10  | 
  10  | 
  1  | 
22  | 
  8  | 
  8  | 
  4  | 
  9  | 
  3  | 
  8  | 
  2  | 
  3  | 
  2  | 
23  | 
  10  | 
  10  | 
  5  | 
  10  | 
  3  | 
  8  | 
  1  | 
  8  | 
  7  | 
24  | 
  10  | 
  9  | 
  4  | 
  10  | 
  3  | 
  7  | 
  2  | 
  8  | 
  2  | 
25  | 
  10  | 
  7  | 
  3  | 
  8  | 
  8  | 
  9  | 
  1  | 
  9  | 
  3  | 
26  | 
  6  | 
  8  | 
  5  | 
  8  | 
  4  | 
  9  | 
  3  | 
  8  | 
  2  | 
27  | 
  8  | 
  4  | 
  4  | 
  7  | 
  2  | 
  8  | 
  2  | 
  6  | 
  8  | 
28  | 
  8  | 
  8  | 
  3  | 
  10  | 
  3  | 
  10  | 
  3  | 
  7  | 
  7  | 
29  | 
  7  | 
  6  | 
  5  | 
  8  | 
  4  | 
  9  | 
  3  | 
  10  | 
  3  | 
30  | 
  8  | 
  4  | 
  5  | 
  10  | 
  3  | 
  9  | 
  3  | 
  9  | 
  3  | 
31  | 
  7  | 
  5  | 
  7  | 
  10  | 
  1  | 
  10  | 
  7  | 
  7  | 
  6  | 
32  | 
  8  | 
  5  | 
  8  | 
  6  | 
  1  | 
  8  | 
  8  | 
  6  | 
  3  | 
33  | 
  7  | 
  7  | 
  3  | 
  7  | 
  2  | 
  10  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
34  | 
  8  | 
  6  | 
  8  | 
  4  | 
  1  | 
  9  | 
  8  | 
  4  | 
  8  | 
35  | 
  10  | 
  7  | 
  7  | 
  10  | 
  3  | 
  10  | 
  7  | 
  6  | 
  3  | 
36  | 
  8  | 
  4  | 
  8  | 
  6  | 
  2  | 
  10  | 
  8  | 
  6  | 
  8  | 
37  | 
  7  | 
  6  | 
  9  | 
  7  | 
  3  | 
  9  | 
  9  | 
  7  | 
  2  | 
38  | 
  8  | 
  6  | 
  8  | 
  5  | 
  7  | 
  7  | 
  8  | 
  5  | 
  1  | 
39  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
  6  | 
  8  | 
  9  | 
  5  | 
  6  | 
  2  | 
40  | 
  8  | 
  5  | 
  7  | 
  6  | 
  2  | 
  7  | 
  7  | 
  5  | 
  2  | 
41  | 
  8  | 
  6  | 
  9  | 
  3  | 
  8  | 
  4  | 
  9  | 
  9  | 
  3  | 
42  | 
  7  | 
  6  | 
  7  | 
  10  | 
  6  | 
  6  | 
  6  | 
  8  | 
  2  | 
43  | 
  9  | 
  3  | 
  4  | 
  2  | 
  8  | 
  6  | 
  5  | 
  8  | 
  3  | 
44  | 
  8  | 
  8  | 
  8  | 
  3  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
  3  | 
  6  | 
45  | 
  6  | 
  2  | 
  5  | 
  10  | 
  8  | 
  8  | 
  7  | 
  8  | 
  3  | 
46  | 
  8  | 
  3  | 
  4  | 
  6  | 
  7  | 
  6  | 
  9  | 
  6  | 
  1  | 
47  | 
  9  | 
  8  | 
  8  | 
  7  | 
  7  | 
  6  | 
  6  | 
  7  | 
  1  | 
48  | 
  9  | 
  6  | 
  8  | 
  9  | 
  9  | 
  8  | 
  8  | 
  9  | 
  3  | 
49  | 
  8  | 
  7  | 
  5  | 
  10  | 
  8  | 
  8  | 
  5  | 
  10  | 
  2  | 
50  | 
  8  | 
  9  | 
  5  | 
  8  | 
  6  | 
  10  | 
  8  | 
  8  | 
  3  | 
Показатели  | 
  Среднее  | 
  Медиана  | 
  Мода  | 
  Минимум  | 
  Максимум  | 
  Станд. откл.  | 
Профессиональная компетентность  | 
  8,0  | 
  8  | 
  8  | 
  5  | 
  10  | 
  1,2  | 
Менеджмент  | 
  6,1  | 
  6  | 
  6  | 
  2  | 
  10  | 
  2,0  | 
Автономия (независимость)  | 
  6,1  | 
  6  | 
  8  | 
  3  | 
  9  | 
  2,0  | 
Стабильность работы  | 
  7,5  | 
  8  | 
  10  | 
  2  | 
  10  | 
  2,4  | 
Стабильность места жительства  | 
  4,9  | 
  4  | 
  Multiple  | 
  1  | 
  9  | 
  2,8  | 
Служение  | 
  8,1  | 
  8  | 
  8  | 
  4  | 
  10  | 
  1,5  | 
Вызов  | 
  5,9  | 
  7  | 
  8  | 
  1  | 
  10  | 
  2,8  | 
Интеграция стилей жизни  | 
  7,1  | 
  7  | 
  8  | 
  3  | 
  10  | 
  1,9  | 
Предпринимательство  | 
  3,6  | 
  3  | 
  3  | 
  1  | 
  8  | 
  2,4  | 
Характеристика  | 
  Балл  | 
Активный  | 
  -2,97  | 
Плохой  | 
  2,8  | 
Хаотичный  | 
  2,73  | 
Расслабленный  | 
  2,73  | 
Умный  | 
  -2,57  | 
Слабый  | 
  2,53  | 
Большой  | 
  -2,43  | 
Мягкий  | 
  2,33  | 
Быстрый  | 
  2,33  | 
Чистый  | 
  -2,2  | 
Радостный  | 
  -2,13  | 
Любимый  | 
  -2,1  | 
Противный  | 
  1,97  | 
Свежий  | 
  -1,73  | 
Горячий  | 
  -1,7  | 
Дорогой  | 
  1,53  | 
Легкий  | 
  1,47  | 
Острый  | 
  -1,43  | 
Гладкий  | 
  1,43  | 
Простой  | 
  1,33  | 
Родной  | 
  -1,13  | 
Темный  | 
  0,67  | 
Злой  | 
  -0,57  | 
Жизнерадостный  | 
  -0,5  | 
Влажный  | 
  0,37  | 
 
N  | 
  p  | |
0.05  | 
  0.01  | |
30  | 
  0.24  | 
  0.35  | 
Мотивация выбора профессии  | 
  Ценностные ориентации в карьере  | ||||||||
Профессиональная компетентность  | 
  Менеджмент  | 
  Автономия (независимость)  | 
  Стабильность работы  | 
  Стабильность места жительства  | 
  Служение  | 
  Вызов  | 
  Интеграция стилей жизни  | 
  Предпринимательство  | |
искусство  | 
  0,12  | 
  0,007  | 
  0,572  | 
  0,43  | 
  -0,023  | 
  0,12  | 
  0,09  | 
  0,452  | 
  0,273  | 
технические интересы  | 
  0,11  | 
  0,02  | 
  0,11  | 
  0,62  | 
  0,14  | 
  0,12  | 
  0,34  | 
  0,47  | 
  0,15  | 
работа с людьми  | 
  0,25  | 
  0,3  | 
  0,23  | 
  0,12  | 
  0,32  | 
  0,69  | 
  0,34  | 
  0,56  | 
  0,49  | 
умственный труд  | 
  0,34  | 
  0,61  | 
  0,123  | 
  0,12  | 
  0,32  | 
  0,11  | 
  0,32  | 
  0,14  | 
  0,19  | 
физический труд  | 
  0,34  | 
  0,49  | 
  0,3  | 
  0,23  | 
  0,12  | 
  0,41  | 
  0,78  | 
  0,12  | 
  0,126  | 
материальные интересы  | 
  0,32  | 
  -0,01  | 
  -0,51  | 
  0,51  | 
  -0,125  | 
  -0,32  | 
  0,3  | 
  0,23  | 
  0,12  | 
внешние положительные мотивы  | 
  0,77  | 
  0,02  | 
  -0,13  | 
  0,61  | 
  0,69  | 
  0,12  | 
  0,45  | 
  0,28  | 
  0,57  | 
внутренние социально значимые мотивы  | 
  0,23  | 
  -0,05  | 
  0,14  | 
  0,12  | 
  0,34  | 
  0,12  | 
  0,16  | 
  0,012  | 
  0,02  | 
внутренние индивидуально значимые мотивы  | 
  0,123  | 
  -0,20  | 
  0,53  | 
  -0,12  | 
  0,64  | 
  0,26  | 
  0,31  | 
  0,61  | 
  -0,05  | 
внешние отрицательные мотивы.  | 
  0,3  | 
  -0,13  | 
  0,3  | 
  0,23  | 
  0,12  | 
  0,124  | 
  0,12  | 
  -0,151  | 
  -0,20  |