Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:10, курсовая работа
Актуальность исследования профессионального самоопределения как процесса выбора личностью профессии обусловлена выраженным практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в последние годы в государстве, и связан с появлением рынка труда, переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других. Перед педагогами встала задача оказания помощи выпускникам, выбирающим специальность. Для организации такой помощи требуются научная база, знание особенностей профессионального самоопределения, факторов и условий, влияющих на него.
Введение ……………………………………………………………….....
3
1. Профессиональное становление и мотивации выбора профессии в юношеском возрасте…………….......
6
1.1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности…………..…………..…………..…………..………….
6
1.2 Профессионализация и специфика протекания профессиональной идентификации в ходе вузовского обучения…….....
11
1.3 Профессиональная мотивация и мотивационные факторы выбора профессии…………..…………..…………..…………..…………...
23
выводы по главе…………..…………..…………..………………......
30
2. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессиональной деятельности…………..…………..…...…………..…………..……….
32
2.1 Организация и методы исследования…………..…………………
32
2.2 Характеристика мотивации профессиональной деятельности…
35
2.3 Особенности представлений о профессии в студенческом возрасте…………..…………..…………..…………..…………..…………...
39
2.3 Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессии…………..…………..…………..…………….
43
Выводы по главе…………..…………..…………..…………………..
45
Заключение…………..…………..…………..…………..……………...
47
БиБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………..………
Рисунок 2.2 - Доминирующие мотивы выбора профессии
Анализируя рисунок 2.2, можно говорить о том, что для большинства отпрошенных (38% - 19 испытуемых) характерно преобладание внешних положительных мотивов в выборе профессии, для 24% (12 испытуемых) – внутренних социально значимых, для 22% (11 испытуемых) – внутренних индивидуально значимы, а для 16% (8 испытуемых) – внешних отрицательных.
Таким образом, большинство испытуемых в выборе профессии ориентируются на такие критерии, как: позволяет использовать профессиональные умения вне работы, является высокооплачиваемой, позволяет работать близко от дома (внешние положительные мотивы) и требует общения с разными людьми, соответствует способностям, способствует умственному и физическому развитию, дает большие возможности проявить творчество (внутренние социально значимые мотивы).
№ п/п |
Профессиональная компетентность |
Менеджмент |
Автономия (независимость) |
Стабильность работы |
Стабильность места жительства |
Служение |
Вызов |
Интеграция стилей жизни |
Предпринимательство |
1 |
7 |
5 |
7 |
10 |
1 |
10 |
7 |
7 |
6 |
2 |
8 |
5 |
8 |
6 |
1 |
8 |
8 |
6 |
3 |
3 |
7 |
7 |
3 |
7 |
2 |
10 |
9 |
7 |
8 |
4 |
8 |
6 |
8 |
4 |
1 |
9 |
8 |
4 |
8 |
5 |
10 |
7 |
7 |
10 |
3 |
10 |
7 |
6 |
3 |
6 |
8 |
4 |
8 |
6 |
2 |
10 |
8 |
6 |
8 |
7 |
7 |
6 |
9 |
7 |
3 |
9 |
9 |
7 |
2 |
8 |
8 |
6 |
8 |
5 |
7 |
7 |
8 |
5 |
1 |
9 |
9 |
7 |
8 |
6 |
8 |
9 |
5 |
6 |
2 |
10 |
8 |
5 |
7 |
6 |
2 |
7 |
7 |
5 |
2 |
11 |
8 |
6 |
9 |
3 |
8 |
4 |
9 |
9 |
3 |
12 |
7 |
6 |
7 |
10 |
6 |
6 |
6 |
8 |
2 |
13 |
9 |
3 |
4 |
2 |
8 |
6 |
5 |
8 |
3 |
14 |
8 |
8 |
8 |
3 |
9 |
7 |
8 |
3 |
6 |
15 |
6 |
2 |
5 |
10 |
8 |
8 |
7 |
8 |
3 |
16 |
8 |
3 |
4 |
6 |
7 |
6 |
9 |
6 |
1 |
17 |
9 |
8 |
8 |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
1 |
18 |
9 |
6 |
8 |
9 |
9 |
8 |
8 |
9 |
3 |
19 |
8 |
7 |
5 |
10 |
8 |
8 |
5 |
10 |
2 |
20 |
8 |
9 |
5 |
8 |
6 |
10 |
8 |
8 |
3 |
21 |
5 |
3 |
9 |
10 |
8 |
8 |
10 |
10 |
1 |
22 |
8 |
8 |
4 |
9 |
3 |
8 |
2 |
3 |
2 |
23 |
10 |
10 |
5 |
10 |
3 |
8 |
1 |
8 |
7 |
24 |
10 |
9 |
4 |
10 |
3 |
7 |
2 |
8 |
2 |
25 |
10 |
7 |
3 |
8 |
8 |
9 |
1 |
9 |
3 |
26 |
6 |
8 |
5 |
8 |
4 |
9 |
3 |
8 |
2 |
27 |
8 |
4 |
4 |
7 |
2 |
8 |
2 |
6 |
8 |
28 |
8 |
8 |
3 |
10 |
3 |
10 |
3 |
7 |
7 |
29 |
7 |
6 |
5 |
8 |
4 |
9 |
3 |
10 |
3 |
30 |
8 |
4 |
5 |
10 |
3 |
9 |
3 |
9 |
3 |
31 |
7 |
5 |
7 |
10 |
1 |
10 |
7 |
7 |
6 |
32 |
8 |
5 |
8 |
6 |
1 |
8 |
8 |
6 |
3 |
33 |
7 |
7 |
3 |
7 |
2 |
10 |
9 |
7 |
8 |
34 |
8 |
6 |
8 |
4 |
1 |
9 |
8 |
4 |
8 |
35 |
10 |
7 |
7 |
10 |
3 |
10 |
7 |
6 |
3 |
36 |
8 |
4 |
8 |
6 |
2 |
10 |
8 |
6 |
8 |
37 |
7 |
6 |
9 |
7 |
3 |
9 |
9 |
7 |
2 |
38 |
8 |
6 |
8 |
5 |
7 |
7 |
8 |
5 |
1 |
39 |
9 |
7 |
8 |
6 |
8 |
9 |
5 |
6 |
2 |
40 |
8 |
5 |
7 |
6 |
2 |
7 |
7 |
5 |
2 |
41 |
8 |
6 |
9 |
3 |
8 |
4 |
9 |
9 |
3 |
42 |
7 |
6 |
7 |
10 |
6 |
6 |
6 |
8 |
2 |
43 |
9 |
3 |
4 |
2 |
8 |
6 |
5 |
8 |
3 |
44 |
8 |
8 |
8 |
3 |
9 |
7 |
8 |
3 |
6 |
45 |
6 |
2 |
5 |
10 |
8 |
8 |
7 |
8 |
3 |
46 |
8 |
3 |
4 |
6 |
7 |
6 |
9 |
6 |
1 |
47 |
9 |
8 |
8 |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
1 |
48 |
9 |
6 |
8 |
9 |
9 |
8 |
8 |
9 |
3 |
49 |
8 |
7 |
5 |
10 |
8 |
8 |
5 |
10 |
2 |
50 |
8 |
9 |
5 |
8 |
6 |
10 |
8 |
8 |
3 |
Показатели |
Среднее |
Медиана |
Мода |
Минимум |
Максимум |
Станд. откл. |
Профессиональная компетентность |
8,0 |
8 |
8 |
5 |
10 |
1,2 |
Менеджмент |
6,1 |
6 |
6 |
2 |
10 |
2,0 |
Автономия (независимость) |
6,1 |
6 |
8 |
3 |
9 |
2,0 |
Стабильность работы |
7,5 |
8 |
10 |
2 |
10 |
2,4 |
Стабильность места жительства |
4,9 |
4 |
Multiple |
1 |
9 |
2,8 |
Служение |
8,1 |
8 |
8 |
4 |
10 |
1,5 |
Вызов |
5,9 |
7 |
8 |
1 |
10 |
2,8 |
Интеграция стилей жизни |
7,1 |
7 |
8 |
3 |
10 |
1,9 |
Предпринимательство |
3,6 |
3 |
3 |
1 |
8 |
2,4 |
Характеристика |
Балл |
Активный |
-2,97 |
Плохой |
2,8 |
Хаотичный |
2,73 |
Расслабленный |
2,73 |
Умный |
-2,57 |
Слабый |
2,53 |
Большой |
-2,43 |
Мягкий |
2,33 |
Быстрый |
2,33 |
Чистый |
-2,2 |
Радостный |
-2,13 |
Любимый |
-2,1 |
Противный |
1,97 |
Свежий |
-1,73 |
Горячий |
-1,7 |
Дорогой |
1,53 |
Легкий |
1,47 |
Острый |
-1,43 |
Гладкий |
1,43 |
Простой |
1,33 |
Родной |
-1,13 |
Темный |
0,67 |
Злой |
-0,57 |
Жизнерадостный |
-0,5 |
Влажный |
0,37 |
N |
p | |
0.05 |
0.01 | |
30 |
0.24 |
0.35 |
Мотивация выбора профессии |
Ценностные ориентации в карьере | ||||||||
Профессиональная компетентность |
Менеджмент |
Автономия (независимость) |
Стабильность работы |
Стабильность места жительства |
Служение |
Вызов |
Интеграция стилей жизни |
Предпринимательство | |
искусство |
0,12 |
0,007 |
0,572 |
0,43 |
-0,023 |
0,12 |
0,09 |
0,452 |
0,273 |
технические интересы |
0,11 |
0,02 |
0,11 |
0,62 |
0,14 |
0,12 |
0,34 |
0,47 |
0,15 |
работа с людьми |
0,25 |
0,3 |
0,23 |
0,12 |
0,32 |
0,69 |
0,34 |
0,56 |
0,49 |
умственный труд |
0,34 |
0,61 |
0,123 |
0,12 |
0,32 |
0,11 |
0,32 |
0,14 |
0,19 |
физический труд |
0,34 |
0,49 |
0,3 |
0,23 |
0,12 |
0,41 |
0,78 |
0,12 |
0,126 |
материальные интересы |
0,32 |
-0,01 |
-0,51 |
0,51 |
-0,125 |
-0,32 |
0,3 |
0,23 |
0,12 |
внешние положительные мотивы |
0,77 |
0,02 |
-0,13 |
0,61 |
0,69 |
0,12 |
0,45 |
0,28 |
0,57 |
внутренние социально значимые мотивы |
0,23 |
-0,05 |
0,14 |
0,12 |
0,34 |
0,12 |
0,16 |
0,012 |
0,02 |
внутренние индивидуально значимые мотивы |
0,123 |
-0,20 |
0,53 |
-0,12 |
0,64 |
0,26 |
0,31 |
0,61 |
-0,05 |
внешние отрицательные мотивы. |
0,3 |
-0,13 |
0,3 |
0,23 |
0,12 |
0,124 |
0,12 |
-0,151 |
-0,20 |