Мотивация деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Потребность – внутреннее побуждение к действию.
Мотив – готовность совершить трудовой процесс.

Оглавление

1. Общая характеристика мотивации
2. Теории содержания мотивации
2.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу
2.2 Теория существования, связи и роста (ERG) К. Альдерфера
2.3 Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
2.4 Теория двух факторов Ф. Герцберга
3. Теории процесса мотивации
3.1 Теория ожидания В. Врума
3.2 Теория постановки целей (Э. Лок)
3.3 Теория справедливости (равенства) С. Адамса
3.4 Теория Лаймана Портера — Эдварда Лоулера

Файлы: 1 файл

8 Мотивация.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

ТЕМА 8. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Общая характеристика мотивации

2. Теории содержания  мотивации

      2.1 Теория иерархии  потребностей А.  Маслоу

      2.2 Теория существования,  связи и роста  (ERG) К. Альдерфера

      2.3 Теория приобретенных  потребностей Д.  МакКлелланда

      2.4 Теория двух факторов Ф. Герцберга

3. Теории процесса  мотивации

      3.1 Теория ожидания  В. Врума

      3.2 Теория постановки  целей (Э. Лок)

      3.3 Теория справедливости (равенства)  С. Адамса

      3.4 Теория Лаймана  Портера — Эдварда  Лоулера  

1. Общая характеристика  мотивации

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Потребность – внутреннее побуждение к действию.

Мотив – готовность совершить трудовой процесс.

Мотивационный процесс

  1. возникновение потребностей
  2. поиск путей устранения потребности (удовлетворение, подавление, не замечание)
  3. определение целей (направления) действия (что и какими средствами следует сделать, чтобы устранить потребность)
  4. осуществление действия
  5. получение вознаграждения за осуществление действия (насколько выполнение действий дало ожидаемый результат)
  6. устранение потребности (либо прекращение деятельности до возникновения новой потребности, либо продолжение поиска возможностей и осуществление действий по устранению потребности).
 

2. Теории содержания  мотивации

Теории  содержания мотивации анализируют  факторы, оказывающие влияние на мотивацию (что внутри человека побуждает его к деятельности). Анализ структуры потребностей и их влияния на мотивацию.

Теория  иерархии потребностей А. Маслоу

Исходные  положения теории

  • люди постоянно ощущают какие-то потребности
  • люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы
  • группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу
  • потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей
  • если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность
  • обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии
  • потребности, находящиеся у основания "пирамиды", требуют первостепенного удовлетворения
  • потребности боле высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности боле низкого уровня
  • потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня
    1. физиологические потребности

    /оплата  труда, условия труда, система  питания, возможность избегать  усталости/

    1. потребности безопасности

    / избежание  волнительных ситуаций, изменений,  риска, страха, боли; порядок, четкие правила, ясные структуры; пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, страхование/

    1. потребности принадлежности и причастности (социальные потребности)

    /участие  в совместных действиях, в общественных  мероприятиях, общение, дружба, привязанность, дух единой команда, любовь; групповые формы организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, создание неформальных групп/

    1. потребности признания и самоутверждения (потребности в уважении)

    /желание  людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание, чтобы окружающие признавали и ценили это; лидерское положение, авторитет; совещания с подчиненными, привлечение к постановке целей и выбору средств, делегирование, продвижение по служебной лестнице, присвоение титулов, званий, освещение в прессе, вручение наград/

    1. потребности самовыражения

    /стремление  человека к наиболее полному  использованию своих знаний, способностей, умений и навыков; творчество; оригинальные задания, привлечение к сложной и важной работе, требующей изобретательности и созидательности/ 

Уязвимые  моменты теории

  • потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.п.)
  • не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой
  • удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию
 

Теория  существования, связи  и роста (ERG) К. Альдерфера

Группы  потребностей

  • потребности существования
  • потребности связи
  • потребности роста
 

Процесс движения вверх по уровням потребностей — процесс удовлетворения потребностей, процесс движения вниз — процесс  фрустрации (поражение в стремлении удовлетворить потребность).

Движение  идет как вверх, так и вниз.

      В случае неудовлетворенности потребности  верхнего уровня усиливается степень  действия потребности более низкого  уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

      Альдерфер делает меньший упор, по сравнению  с Маслоу, на строгую иерархичность порядка удовлетворения потребностей. Возможна компенсация.

      Альдерфер попытался установить связь между  удовлетворением потребностей и  их активизацией, и в результате выделил 7 зависимостей такого рода:

 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. чем менее  удовлетворены потребности существования, тем сильнее они проявляются;
  2. чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее действие потребностей существования;
  3. чем полнее удовлетворены потребности существования, тем активнее заявляют о себе социальные потребности;
  4. чем менее удовлетворены социальные потребности, тем более усиливается их действие;
  5. чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации, тем сильнее проявляются социальные потребности;
  6. чем полнее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее актуализуются потребности личностного роста;
  7. чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста, тем активнее они проявляют себя.
 

Теория  приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Потребности достижения, соучастия, властвования —  приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Менеджер  должен оценивать уровень каждой потребности у того или иного  сотрудника. 

Потребность достижения(успеха)

проявляется в стремлении человека достигать  стоящих перед ним целей более  эффективно, чем он это делал ранее. Самостоятельная постановка целей и принятие решений. Умеренно рискованные решения и ожидание немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Важно постоянное получение результата. 

Потребность соучастия (принадлежности)

проявляется в стремлении к дружеским отношениям с окружающими. Важны – хорошие  отношения, одобрение, поддержка, понимание.

 

Потребность властвовать

состоит в том, что человек стремится  контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении (контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других.

      2 группы 

а) стремление к сласти ради власти

б) стремление к власти ради решения групповых  задач (определение целей и задач для коллектива, участие в их достижении) 

Теория  двух факторов Ф. Герцберга 

Процесс обретения удовлетворенности и  процесс нарастания неудовлетворенности  с точки зрения обуславливающих  их факторов, являются различными процессами (факторы, которые вызвали рост неудовлетворенности, при их устранении необязательно приводят к увеличению удовлетворенности). Наоборот, если какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следует, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность. 

 Процесс  "удовлетворенность – отсутствие  удовлетворенности" находится  под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т.е. с внутренними по отношению к работе факторами (мотивирующие факторы). Если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворенности. Т.к. эти факторы могут приводит к удовлетворению, то они играют мотивирующую роль.

Достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста.

      Процесс "неудовлетворенность – отсутствие неудовлетворенности" определяется влиянием факторов, связанных с окружением, в котором осуществляется работа (внешние факторы). Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности. Наличие факторов этой группы не обязательно вызывает состояние удовлетворенности (данные факторы не играют мотивирующей роли). "Факторы здоровья", "гигиенические факторы".

Заработная  плата, безопасность, условия труда, правила, распорядок и режим работы, отношения с коллегами и подчиненными. 

При наличии у работников чувства неудовлетворенности, первостепенное внимание следует обращать на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность. После того, как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, пытаться мотивировать работников с помощью факторов здоровья — практически бесполезное дело. Далее  – мотивирующие фаторы.

 

3. Теории процесса  мотивации

В теориях  процесса мотивации анализируется  то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей  и как выбирает конкретный вид  поведения. 

Теория  ожидания В. Врума 

Мотивация — это процесс управления выбором.

Человек всегда так или иначе мотивирован  и делает выбор между альтернативным формами поведения. Работник, затрачивая усилия, предполагает добиться желаемого  результата, который повлечет за собой ожидаемое вознаграждение. Если вознаграждение ценно для работника, то процесс мотивации усиливается (ожидания оправдались). 

 
 
 
 
 
 
 

Ожидание — оценка личностью вероятности определенного события.

Важность  следующих факторов

а) затраты  труда – результаты,

б) результаты – вознаграждение,

в) валентность (удовлетворенность вознаграждением).

      Если  люди чувствуют, что прямой связи  между затрачиваемыми усилиями и  достигаемыми результатами нет, то мотивация будет ослабевать (З – Р).

Информация о работе Мотивация деятельности