Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:42, практическая работа
1. Интерес к ФК как фактор повышения активность учащихся на уроке. Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках.
2. Удовлетворенность учащихся уроками ФК. Физическая культура в общеобразовательной школе представлена как учебная дисциплина и важный базовый компонент формирования целостного развития личности учащегося.
4. Тактическое мышление спортсмена
1. Интерес к ФК как фактор повышения активность учащихся на уроке. Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков. Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная. Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение. Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника Исходя из двойственного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся: биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья; социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта.
2. Удовлетворенность
учащихся уроками ФК. Физическая культура в общеобразовательной
школе представлена как учебная дисциплина
и важный базовый компонент формирования
целостного развития личности учащегося.
Она должна обеспечивать необходимый
уровень развития жизненно важных двигательных
навыков и физических качеств, способствовать
гармонизации телесного и духовного единства
учащихся, формированию у них таких общечеловеческих
ценностей, как здоровье, творческая активность
и др. Урок физической культуры является
основной формой физического воспитания
в школе. Следует констатировать, что в
настоящее время для многих учащихся он
является и определяющей формой двигательной
активности, что связано со слабой вовлеченностью
основной массы детей и подростков в секционные
занятия по интересам и внеклассные мероприятия,
низкой посещаемостью учащимися спортивных
и оздоровительных секций вне школы, отсутствием
должного внимания со стороны родителей
к привлечению детей к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями, организации
активного досуга ребенка в семье. В связи
с этим особый интерес представляет мониторинг
удовлетворенности учащихся уроками физической
культуры, их эмоционального состояния
после занятий, а также анализ влияния
возрастных, гендерных факторов на отношение
школьников к урокам физической культуры
и негативных факторов этих уроков, выступающих
критериями эффективности образовательного
процесса. Следует определить понятие
"удовлетворенность" и связанное
с ним понятие "удовлетворение" как
взаимосвязанные, но различающиеся явления
эмоциональной сферы личности. Удовлетворенность
характеризует обобщенное и устойчивое
отношение субъекта к чему-либо; состояние
удовлетворения, испытываемого человеком,
чьи потребности, желания удовлетворены,
исполнены. Удовлетворение - это эмоциональное
переживание какого-то однократного события.
Так, например, можно быть довольным (получить
удовлетворение) тем, как учитель физкультуры
провел урок сегодня, но не испытывать
удовлетворенности от учебного процесса
в целом, поскольку он не обеспечивает
удовлетворение потребностей и достижение
поставленных целей
3.Положительный эмоциональный
фон урока ФК и его создание.Бо
Одна из главнейших функций игры – педагогическая,
она издавна является одним из основных
средств и методов воспитания. Игровой
метод является ведущим в физическом воспитании.
Его специфическая особенность состоит
в возможности условного моделирования
двигательных действий в реальной жизни.
Понятие игрового метода в сфере воспитания
отражает методические особенности игры.
При этом игровой метод необязательно
связан с какими-либо общепринятыми играми,
например, футболом, баскетболом или элементарными
подвижными играми. В принципе он может
быть применен на основе любых физических
упражнений при условии, что они поддаются
организации в соответствии с особенностями
этого метода. Играющим предоставляется
простор для творческого решения двигательных
задач, внезапное изменение ситуации по
ходу игры обязывает решать эти задачи
в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией
двигательных способностей. Игровой метод,
в силу всех присущих ему особенностей,
вызывает глубокий эмоциональный отклик
и позволяет удовлетворить в полной мере
двигательную потребность занимающихся.
Тем самым, способствует созданию положительного
эмоционального фона на занятиях и возникновению
чувства удовлетворенности, что в свою
очередь создает положительное отношение
детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает многими
признаками спортивных состязаний, но
имеет более широкую сферу приложения.
Его определяющей чертой является сопоставление
сил в условиях соперничества, борьбы
за первенство или возможно высокое достижение.
Соревновательный метод также характеризуется
наличием правил ведения состязаний, что
помогает избежать отрицательных эмоций
при подведении итогов.
4.Постановка задач урока.физическая
культура, особенно в начальных классах,
должна быть эмоциональна, вызывать интерес
учащихся к двигательной деятельности.
Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны,
быстро устают, отвлекаются, не могут долго
слушать объяснение учителя и не всегда
понимают его. Только через показ учитель
может вызвать интерес к выполнению упражнений,
чередуя различные упражнения с играми.
В 3—4 классах следует практиковать выполнение
упражнений в виде соревнований: «Кто
лучше», «Кто точнее».
Учитель должен серьезно подготовиться
к уроку: познакомиться с учениками класса;
узнать об уровне их физического развития,
двигательной подготовленности, интеллектуальных
особенностях; побывать на уроках математики,
письма, ручного труда; проконсультироваться
с классным руководителем и врачом школы.
При планировании уроков учитель должен
учитывать следующее:
• где будет проводиться урок: в зале или
на улице;
• в каком состоянии находится предполагаемое
место занятий;
• как обеспечен урок оборудованием и
спортивным инвентарем;
• какое место в учебном расписании занимает
данный урок;
• какова готовность учащихся к предложенным
нагрузкам на уроке;
• проявляют ли дети интерес к занятиям
на уроке
5.Оптимальная загруженноссть на уроке ФК. При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями. Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения. Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным Физическая нагрузка на уроке регулируется: а) изменением количества упражнений и игр; б) различным количеством повторений упражнений; в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений; г) применением различного темпа выполнения; д) увеличением или уменьшением амплитуды движений; е) осложнением или упрощением выполнения упражнений; ж) применением в упражнениях различных предметов.
6.Дидактические
принципы Активность школьников на уроках
физической культуры определяется тем,
как учитель соблюдает дидактические
принципы организации педагогического
процесса. В рамках данного учебного пособия
не представляется возможным рассмотреть
все существующие принципы, которые условно
делятся на две группы: одна отражает мировоззренческую
сторону процесса обучения-учения, другая
– процессуально-техническую Вероятно,
следует остановиться на тех, которые
могут способствовать повышению учебной
активности учащихся. Основными из них
являются следующие: принцип оптимальной
трудности заданий: упражнение, даваемое
ученикам для выполнения, должно быть
посильно для них и в то же время принуждать
их прилагать значительные усилия; определяя
оптимальные трудности задания, учителю
необходимо учитывать следующие факторы:
1) координационную сложность упражнения;
2) величину затрачиваемых физических
усилий; 3) боязнь учащихся не справиться
с упражнениями; 4) степень осмысления
учащимися сложности задания; . принцип
сознательности: ученики должны осознать
роль физических упражнений в моральном,
волевом, эстетическом и этическом воспитании,
значение гиподинамии для здоровья человека,
необходимость физической культуры для
подготовки к профессиональной деятельности;
принцип связи обучения с практической
жизнью: сознательное усвоение учебного
материала отмечается в полной мере только
в том случае, если оно имеет для ученика
определенный жизненный смысл, поэтому
учитель должен постоянно показывать
школьникам связь изучаемых упражнений
с практической жизнью, акцентируя внимание
учеников не на технической чистоте исполнения
упражнений, а на их значимости для развития
психических и физических качеств, двигательных
умений и навыков; принцип индивидуализации:
этот термин обозначает вовсе не индивидуальную
работу с отдельным учеником, а индивидуальные
особенности каждого школьника, которые
следует учитывать учителю. На уроках
физической культуры принцип индивидуализации
проявляется в выборе и выполнении учебных
заданий: у каждого человека складывается
собственный темп овладения учебным материалом
(в зависимости от способностей, уровня
подготовленности, типологических особенностей
темперамента и характера).
1.Факторы, способствующие
повышению активности
2.Психологические особенности технической подготовки. Психологические особенности технической подготовки спортсменов теснейшим образом связаны со спецификой критериев соревновательных действий в конкретном виде спорта. Полезный результат любого действия, сам факт его достижения отражается психикой человека как необходимая совокупность достигнутых параметров. Применительно к спортивному действию сам результат, а также один или несколько параметров могут стать основой для формирования критерия. Человечеству до сих пор удавалось обходиться сравнительно небольшим числом этих критериев. Вернее, оно использовало практически все, что возможно. В ходе общественно-исторического развития сформировались, рафинировались критерии соревновательных результатов, которые, в свою очередь, смогли стать основой формирования системы соревновательных действий. По нашим представлениям, такое взаимное опосредование критериев спортивных результатов и соревновательных действий лежит в основе развития спорта, составляет его специфику, в том числе и психологическую, включающую особенности техники различных спортивных действий Деятельности не учат, учат действиям. В связи с этим психологическая проблема технической подготовки «чему учить и как учить» может быть сведена к выявлению двух банков: банка самих соревновательных действий и банка критериев результативности этих действий. Однако подлинный полезный педагогический эффект может быть получен лишь в результате выявления сопоставимости, соотносимости обоих банков, построения логики этого соотнесения. Банк критериев специалисту в области спорта хорошо известен. Это: число попаданий в цель, максимальный вес, число поднятий, минимальное отклонение от цели, сопоставимость с эталоном, минимальное время, скорость, максимальное расстояние в игровых, силовых и т.д.
3.Психологические
особенности тактической
4. Тактическое мышление спортсмена Тактическое мышление – это мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для тактического мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий. К вышеизложенному следует добавить, что в спортивной деятельности не последнее место занимает такое понятие, как интуиция. Интуиция – это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса. Во время соревнований опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание (выражение в словесной форме) наступает уже после совершения действия. Однако интуицию ни в коем случае нельзя понимать как какую-то особую способность, присущую некоторым людям. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого разностороннего опыта, спортсмена: глубокого знания тактики и совершенного владения техникой, умения наблюдать за действиями соперников и партнеров, хорошо развитой способности к вероятностному прогнозированию и антиципации (предвосхищению действий противника). Говоря о тактике, необходимо знать и помнить о том, какую роль играет антиципация в планировании и реализации тактических действий.