Мотивация спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:42, практическая работа

Краткое описание

1. Интерес к ФК как фактор повышения активность учащихся на уроке. Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках.
2. Удовлетворенность учащихся уроками ФК. Физическая культура в общеобразовательной школе представлена как учебная дисциплина и важный базовый компонент формирования целостного развития личности учащегося.
4. Тактическое мышление спортсмена

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.32 Кб (Скачать)

 

 

 1. Интерес к ФК как фактор повышения активность учащихся на уроке. Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.   Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная. Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение. Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника Исходя из двойственного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся: биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья; социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. 

2. Удовлетворенность  учащихся уроками ФК. Физическая культура в общеобразовательной школе представлена как учебная дисциплина и важный базовый компонент формирования целостного развития личности учащегося. Она должна обеспечивать необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, способствовать гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, творческая активность и др. Урок физической культуры является основной формой физического воспитания в школе. Следует констатировать, что в настоящее время для многих учащихся он является и определяющей формой двигательной активности, что связано со слабой вовлеченностью основной массы детей и подростков в секционные занятия по интересам и внеклассные мероприятия, низкой посещаемостью учащимися спортивных и оздоровительных секций вне школы, отсутствием должного внимания со стороны родителей к привлечению детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, организации активного досуга ребенка в семье. В связи с этим особый интерес представляет мониторинг удовлетворенности учащихся уроками физической культуры, их эмоционального состояния после занятий, а также анализ влияния возрастных, гендерных факторов на отношение школьников к урокам физической культуры и негативных факторов этих уроков, выступающих критериями эффективности образовательного процесса. Следует определить понятие "удовлетворенность" и связанное с ним понятие "удовлетворение" как взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Удовлетворенность характеризует обобщенное и устойчивое отношение субъекта к чему-либо; состояние удовлетворения, испытываемого человеком, чьи потребности, желания удовлетворены, исполнены. Удовлетворение - это эмоциональное переживание какого-то однократного события. Так, например, можно быть довольным (получить удовлетворение) тем, как учитель физкультуры провел урок сегодня, но не испытывать удовлетворенности от учебного процесса в целом, поскольку он не обеспечивает удовлетворение потребностей и достижение поставленных целей                                                                                                                                                                                                                                                    

 

3.Положительный эмоциональный  фон урока ФК и его создание.Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.  
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания. Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода. Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями. Соревновательный метод обладает многими признаками спортивных состязаний, но имеет более широкую сферу приложения. Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итогов.                     

4.Постановка  задач урока.физическая культура, особенно в начальных классах, должна быть эмоциональна, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми. В 3—4 классах следует практиковать выполнение упражнений в виде соревнований: «Кто лучше», «Кто точнее».      Учитель должен серьезно подготовиться к уроку: познакомиться с учениками класса; узнать об уровне их физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальных особенностях; побывать на уроках математики, письма, ручного труда; проконсультироваться с классным руководителем и врачом школы.   При планировании уроков учитель должен учитывать следующее: 
      •  где будет проводиться урок: в зале или на улице; 
      •  в каком состоянии находится предполагаемое место занятий; 
      •  как обеспечен урок оборудованием и спортивным инвентарем; 
      •  какое место в учебном расписании занимает данный урок; 
      •  какова готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке; 
      •  проявляют ли дети интерес к занятиям на уроке                                                            

5.Оптимальная загруженноссть  на уроке ФК. При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями. Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения. Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным   Физическая нагрузка на уроке регулируется: а) изменением количества упражнений и игр; б) различным количеством повторений упражнений; в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений; г) применением различного темпа выполнения; д) увеличением или уменьшением амплитуды движений; е) осложнением или упрощением выполнения упражнений; ж) применением в упражнениях различных предметов.        

6.Дидактические  принципы Активность школьников на уроках физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть все существующие принципы, которые условно делятся на две группы: одна отражает мировоззренческую сторону процесса обучения-учения, другая – процессуально-техническую Вероятно, следует остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся. Основными из них являются следующие: принцип оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителю необходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложность упражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся не справиться с упражнениями; 4) степень осмысления учащимися сложности задания; . принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показывать школьникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков; принцип индивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которые следует учитывать учителю. На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера). 

 
 

1.Факторы, способствующие  повышению активности школьников  на уроках физической культуры.Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя. Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения. 1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах2.Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным.                                                                                                                                                        

2.Психологические особенности технической подготовки. Психологические особенности технической подготовки спортсменов теснейшим образом связаны со спецификой критериев соревновательных действий в конкретном виде спорта. Полезный результат любого действия, сам факт его достижения отражается психикой человека как необходимая совокупность достигнутых параметров. Применительно к спортивному действию сам результат, а также один или несколько параметров могут стать основой для формирования критерия. Человечеству до сих пор удавалось обходиться сравнительно небольшим числом этих критериев. Вернее, оно использовало практически все, что возможно. В ходе общественно-исторического развития сформировались, рафинировались критерии соревновательных результатов, которые, в свою очередь, смогли стать основой формирования системы соревновательных действий. По нашим представлениям, такое взаимное опосредование критериев спортивных результатов и соревновательных действий лежит в основе развития спорта, составляет его специфику, в том числе и психологическую, включающую особенности техники различных спортивных действий Деятельности не учат, учат действиям. В связи с этим психологическая проблема технической подготовки «чему учить и как учить» может быть сведена к выявлению двух банков: банка самих соревновательных действий и банка критериев результативности этих действий. Однако подлинный полезный педагогический эффект может быть получен лишь в результате выявления сопоставимости, соотносимости обоих банков, построения логики этого соотнесения. Банк критериев специалисту в области спорта хорошо известен. Это: число попаданий в цель, максимальный вес, число поднятий, минимальное отклонение от цели, сопоставимость с эталоном, минимальное время, скорость, максимальное расстояние в игровых, силовых  и т.д.                       

3.Психологические  особенности тактической подготовки. Под тактикой в спорте понимается совокупность приемов и средств, которые применяются для достижения конкретной поставленной в соревнованиях цели, основанной на расчете реальных возможностей спортсмена и его соперников. Тактика является подчиненной частью стратегии, то есть совокупности общих закономерностей подготовки спортсмена и ведения соревновательной борьбы. Иногда тактику приравнивают к искусству ведения спортивной борьбы. Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с развитием физических качеств, владением техникой данного вида спорта, знанием правил соревнований и особенностей подготовки соперников, психической подготовленностью и опытом. Каждый вид спорта имеет свои характерные тактические приемы, в некоторых видах спорта они весьма многообразны и сложны, в других видах их арсенал невелик. Чаще всего это связано со степенью стандартности соревновательных действий. Более сложная тактика характерна для спортивных игр, единоборств, а также технических видов спорта, связанных с прохождением сложной дистанции, погодными условиями и многочисленностью соперников. В меньшей мере успешность соревновательной деятельности зависит от тактической подготовленности спортсмена в так называемых стандартных видах спорта: циклических, прицельных, сложно-координационных, силовых и скоростно-силовых, где спортсмен должен сосредоточиться на максимальной силе, точности, быстроте и координации движений. Однако и здесь по мере роста спортивного мастерства значимость тактической подготовки возрастает. Тактическое мастерство связано с многими психическими качествами: адекватностью восприятия и оценки соревновательных ситуаций, развитием различных видов памяти, мышления и прогнозирования, чувств и воли, с коммуникативными способностями Коммуникативные способности – способности к одностороннему и многостороннему информационному взаимодействию в социальной и биологической сферах. В коммуникации могут быть использованы технические средства. Основные функции коммуникативных способностей: упраштенческая. информативная, эмоционально-выразительная и контактная. Основой для психологического анализа тактической подготовки спортсмена является тактическое действие. В его состав входят: восприятие и оценка ситуации, возникновение проблемной ситуации и решение тактической задачи, реализация решения и контроль                                         

4. Тактическое мышление спортсмена Тактическое мышление – это мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для тактического мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий. К вышеизложенному следует добавить, что в спортивной деятельности не последнее место занимает такое понятие, как интуиция. Интуиция – это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса. Во время соревнований опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание (выражение в словесной форме) наступает уже после совершения действия. Однако интуицию ни в коем случае нельзя понимать как какую-то особую способность, присущую некоторым людям. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого разностороннего опыта, спортсмена: глубокого знания тактики и совершенного владения техникой, умения наблюдать за действиями соперников и партнеров, хорошо развитой способности к вероятностному прогнозированию и антиципации (предвосхищению действий противника). Говоря о тактике, необходимо знать и помнить о том, какую роль играет антиципация в планировании и реализации тактических действий. 

Информация о работе Мотивация спортивной деятельности