Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования профессионального самоопределения как процесса выбора личностью профессии обусловлена выраженным практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в последние годы в государстве, и связан с появлением рынка труда, переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других. Перед педагогами встала задача оказания помощи выпускникам, выбирающим специальность. Для организации такой помощи требуются научная база, знание особенностей профессионального самоопределения, факторов и условий, влияющих на него.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….....
3
1. Профессиональное становление и мотивации выбора профессии в юношеском возрасте…………….......

6
1.1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности…………..…………..…………..…………..………….

6
1.2 Профессионализация и специфика протекания профессиональной идентификации в ходе вузовского обучения…….....

11
1.3 Профессиональная мотивация и мотивационные факторы выбора профессии…………..…………..…………..…………..…………...

23
выводы по главе…………..…………..…………..………………......
30
2. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессиональной деятельности…………..…………..…...…………..…………..……….


32
2.1 Организация и методы исследования…………..…………………
32
2.2 Характеристика мотивации профессиональной деятельности…
35
2.3 Особенности представлений о профессии в студенческом возрасте…………..…………..…………..…………..…………..…………...

39
2.3 Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессии…………..…………..…………..…………….

43
Выводы по главе…………..…………..…………..…………………..
45
Заключение…………..…………..…………..…………..……………...
47
БиБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………..………

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 319.41 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………….....

3

1. Профессиональное  становление и мотивации выбора  профессии в юношеском возрасте……………....... 

 

6

1.1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам  личности…………..…………..…………..…………..………….

 

6

1.2 Профессионализация и специфика  протекания профессиональной идентификации  в ходе вузовского обучения…….....

 

11

1.3 Профессиональная мотивация  и мотивационные факторы выбора  профессии…………..…………..…………..…………..…………...

 

23

выводы по главе…………..…………..…………..………………......

30

2. Взаимосвязь мотивации  профессиональной деятельности  и представлений о профессиональной деятельности…………..…………..…...…………..…………..……….

 

 

32

2.1 Организация и методы исследования…………..…………………

32

2.2 Характеристика мотивации профессиональной  деятельности…

35

2.3 Особенности представлений о  профессии в студенческом возрасте…………..…………..…………..…………..…………..…………...

 

39

2.3 Взаимосвязь мотивации профессиональной  деятельности и представлений  о профессии…………..…………..…………..…………….

 

43

Выводы по главе…………..…………..…………..…………………..

45

Заключение…………..…………..…………..…………..……………...

47

БиБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  …………..…………..

50

Приложение…………..…………..…………..…………..……………...

53


 

 

 

 

введение

 

 

Актуальность изучаемой темы. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, демократизация и гуманизация общества усилили интерес к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность выделена особо и занимает значительную часть жизни человека, предоставляет ему возможности удовлетворения специфических потребностей, служит одним из социально значимых способов связи человека с миром, с другими людьми. В свою очередь, высокое развитие экономики и социальной сферы общества невозможно без эффективной профессиональной деятельности ее членов.

Актуальность исследования профессионального самоопределения как процесса выбора личностью профессии обусловлена выраженным практическим запросом, который сформировался в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в последние годы в государстве, и связан с появлением рынка труда, переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других. Перед педагогами встала задача оказания помощи выпускникам, выбирающим специальность. Для организации такой помощи требуются научная база, знание особенностей профессионального самоопределения, факторов и условий, влияющих на него.

Общеметодологическое рассмотрение профессионального самоопределения и профессиональной мотивации личности представлено в работах К.А. Абульхановой-Славской,  Л.И. Анцыферовой,  Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др.

Особенности профессионального самоопределения и профессиональной мотивации старшеклассников стали предметом научного анализа Е.А. Климова, О.А. Конопкина, Н.В. Самоукиной, Н.В. Пряжникова, Б.А. Федоришина и многих других исследователей.

Однако, можно констатировать, что существует как научный, так и практический запрос на комплексное исследование процесса профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учебных заведений старшего школьного возраста. Основное  противоречие  состоит  в  том,  что, несмотря  на  то,  что  вопрос  профориентации  изучен  достаточно  подробно,  существует  множество  методик  по  выявлению  способностей  к  той  или  иной  профессии,  зачастую  профориентационная  и  профконсультационная  работа  осуществляется  в  отрыве  от  реальной  потребности  в  рабочей  силе  и  не  способствует  развитию  навыков  самостоятельного  выбора  профессии.

Проблема профессионализма рассматривалась учеными Античности, Средневековья и Возрождения в аспекте профессиональной подготовки, природы и выявления способностей (Платон, Аристотель, Аль-Фараби, Уарте). В Новое время дискуссии о причинах развития психики (природа или опыт, бессознательные влечения или когнитивные процессы, среда или усвоение социального опыта) - все так или иначе рассматривали истоки способностей и профессионализма.

В философских трудах обращает на себя идея К. Маркса о том, что развитие способностей индивида зависит от спроса, диктуемого развитием производства. Актуальность настоящего исследования, по-нашему мнению определяется тем, что именно в студенческом возрасте целесообразно включение будущих специалистов в процесс формирования профессиональной идентичности с учетом когнитивных, ценностных и деятельностных компетенций.

Сказанное выше позволит студентам в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности в полной мере реализовать свои личные и профессиональные интересы для будущей жизни и трудовой деятельности.

Обращение к проблеме идентичности является актуальным по причине отмечаемого исследователями (В.И. Андреев, Т.М. Буякас, Н.Л. Иванова, Н.В. Кузьмина, О.В. Лукьянов, J.F. Luotard, J.C. Turner и др.) кризиса идентичности современного человека.

Мотивационная сфера личности считается наиболее разработанной областью в психологии личности. Однако сложившиеся научные направления, каждое из которых имеет свою методологическую, методическую и экспериментальную базу, только доказывают многогранность и сложность этой проблемы. Существуют различные подходы к определению мотивационной сферы личности, пониманию ее структуры, содержания, динамики. Этой проблеме посвящено большое количество работ как в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, B.C. Мерлин, П.М. Якобсон), так и в зарубежной (Дж. Аткинсон, К. Левин, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд). Существенно расширили представление о структуре мотивации и мотивационной сферы личности исследования Л.И. Анцифировой, Е.П. Ильина, Б.Ф. Ломова, М.Ш. Магомед-Аминова.

Анализ научной литературы показывает, что динамика мотивационной сферы личности, происходящая под влиянием профессиональной деятельности, связана с переоценкой прежних ценностей, изменением отношения к себе, к окружающим и к миру (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Л.А. Китаев-Смык, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, X. Хекхаузен, В. Франкл). Несмотря на многообразие характеристик мотивационной сферы в различных концепциях, слабо изучены иерархические связи между структурными компонентами мотивационной сферы, изменения мотивационного профиля личности, вызванные сменой ведущей деятельности.

Цель- изучение взаимосвязи мотивов и представлений о работе у студентов старших курсов БГУ.

Объект исследования: студенты старших курсов БГУ.

Предмет исследования: мотивы и представления о работе.

Гипотеза исследования: у студентов старших курсов БГУ существует взаимосвязь мотивов и представлений о работе.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть общую характеристику профессий, требования профессий к свойствам личности.
  2. Проанализировать специфику протекания профессиональной идентификации в ходе вузовского обучения.
  3. Рассмотреть мотивационные факторы выбора профессии.
  4. Изучить мотивацию профессиональной деятельности в студенческом возрасте.
  5. Изучить особенности представлений о профессии в студенческом возрасте
  6. Рассмотреть взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессии

Методы исследования:

В качестве методик были применены: 
1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработанный под руководством Е.А. Климовым (модификация Йовайши).

2. Методика «Мотивы выбора  профессии»

3. Опросник «Якоря карьеры»  Э. Шейна (перевод и адаптация  В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой).

4. Метод «Семантического  дифференциала

- методы статистической  обработки данных: коэффициент ранговой  корреляции Спирмена.

 Структура и объем  дипломной работы 
дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, библиографического списка (50 источников), 4 приложения. Дипломная работа состоит из 52 страниц машинного текста. Работа содержит 6 таблиц и 5 рисунков

 

 

1. Профессиональное становление и мотивации выбора профессии в юношеском возрасте

 

 

1.1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности

  

 

   Профессия - это особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием [18, с.22].

Е.А.Климов в своих работах дает несколько определений данного понятия. Наиболее обобщенным и полным является следующее: «Профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [10, с.102]. Уточняя данную трактовку данного термина, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему.

Мир профессий разнообразен и представляет собой около 20 тысяч профессий и 40 тысяч специальностей. Данное многообразие профессий можно систематизировать по различным критериям. Мы рассмотрим классификацию профессий Дж. Холланда, базирующуюся на представлении о структуре личности, и отечественную классификацию профессий, разработанную Е.А. Климовым. Достоинством классификации профессий Дж. Холланда  является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности – интересов ценностных ориентаций – Дж. Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный [21, с.28]. Теоретическая модель каждого типа описывается по схеме: цели, предпочтительные профессиональные роли, способности и специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь.  Приводим описания каждого из этих типов.

Реалистический (Р). К нему относятся люди с ориентацией на настоящее (лучше синица в руках, чем журавль в небе). Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами. Охотно избирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, шофера и т.д. Их отличает, с одной стороны, способность к усвоению точных знаний, специальных умений, а с другой – недостаток общительности. При этом уровень развития психомоторных качеств преобладает у них над всеми другими свойствами [21, с.30].

Интеллектуальный (И). Люди, которые относятся к этому типу, в большей степени ориентированы на творческие – теоретические и в некоторой степени – эстетические ценности, умственный труд. Но размышлениям по проблеме они предпочитают занятия по реализации связанных с ней решений. Их отличают такие качества как любознательность, аналитичность, рациональность, независимость, пунктуальность, методичность и точность, у них хорошо развито абстрактное мышление. Но они обычно недостаточно общительны и им не дано быть лидером. Отдают предпочтение научным профессиям. Отличаются очень высоким уровнем развития как вербальных, так и естественно-математических способностей [21, с.32].

Социальный (С). Относящиеся к этому типу обычно ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесные контакты с окружающей общественной средой. Чертами их характера являются социальность, гуманность, женственность, стремление обучать и воспитывать. Они активны, независимы, хотя им присуще и приспособленность. Наслаждаются деятельностью, связанной с оказанием помощи другим людям. Ярко проявляются организаторские и коммуникативные умения. Проблемы решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться [21, с.32].

Конвенциональный (К). К нему относятся люди, ориентирующиеся на цели, задачи, ценности, происходящие из обычаев и общепринятого, традиционного состояния общества. Их подход к возникающим проблемам носит стереотипный и конкретно-практический характер. Человека этого типа отличают консервативность и зависимость. Он предпочитает профессии, связанные с расчетами и манипулированием числами, символами, их простым воспроизведением, т.е. канцелярскую деятельность, например, машинопись, бухгалтерию, экономику. Хотя у этого типа людей лучше развиты математические способности, они обладают и неплохими навыками общения, но избегают артистической деятельности. Им не свойственна спонтанность и оригинальность мышления, решение зависит от окружающих людей. Они слабые организаторы и руководители [21, с.33].

Информация о работе Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессиональной деятельности