Мотивация деятельности персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Изучение базового категориального аппарата в области мотивации, рассмотрение и анализ различных теорий мотивации, а так же рассмотреть различные виды мотивации персонала и их особенности.
Задачи:
Изучение понятийного аппарата менеджмента в области мотивации
Изучение и анализ различных теорий содержания мотивации (концепций мотивации)
Изучение и анализ различных видов мотивации персонала (заработная плата, дополнительные выплаты, участие в капитале компании, моральное стимулирование и т.д.)
Раскрыть состав мотивационного процесса, а так же факторы, влияющие на мотивацию
Проанализировать ситуацию внедрения различных видов мотивации на российских предприятиях в условиях финансово – экономического кризиса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы мотивации……………………………….…5
1.1. Понятие мотивации и стимулирования и их характеристика…...5
1.2. Теории мотивации……………………………………………...…..8
1.2.1. Содержательные теории мотивации…………………...……8
1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………..14
1.3. Виды мотиваций…………………………………………………..20
1.3.1. Оперативная мотивация………………………………….....20
1.3.2. Долговременная мотивация……………………….…..……27
Глава 2. Мотивация как функция менеджмента……………….……….….30
2.1. Мотивационный процесс………………………………………...30
2.2. Факторы и условия, влияющие на мотивацию………….……...32
Глава 3. Мотивация на Российских предприятиях в условиях кризиса….35
Заключение……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы………………………………………..…40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра Экономика и управление на предприятии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему: Мотивация деятельности персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил  студент группы Э-072

                      

                      Научный руководитель

                      Кузнецова Татьяна Александровна

                
               
               
               
               
               
               

Курсовая  работа

допущена  к защите

«___» __________ 200__  г. 

   (дата)                      (подпись)

       Курсовая  работа

       Защищена

       «___» __________ 200__  г.

          (дата)                     

       с оценкой ______________

       (подпись)

 
 

Кемерово, 2010 
 
 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Теоретические основы мотивации……………………………….…5

          1.1. Понятие мотивации и стимулирования и их характеристика…...5

          1.2. Теории мотивации……………………………………………...…..8

             1.2.1. Содержательные теории мотивации…………………...……8

             1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………..14

          1.3. Виды мотиваций…………………………………………………..20

             1.3.1. Оперативная мотивация………………………………….....20

             1.3.2. Долговременная мотивация……………………….…..……27

   Глава 2. Мотивация как функция менеджмента……………….……….….30

         2.1. Мотивационный процесс………………………………………...30

         2.2. Факторы и условия, влияющие на мотивацию………….……...32

   Глава 3. Мотивация на Российских предприятиях в условиях кризиса….35

Заключение……………………………………………………………………....38

Список использованной литературы………………………………………..…40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Готовность  и желание сотрудников выполнять  свою работу является одним из важнейших факторов успешности функционирования организации.

    В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.

    Человек, в отличие от машин и механизмов, не является технической системой, которую можно включить или выключить  в нужный момент. Человек имеет  определённые стремления и желания, исходит из определённой системы ценностей, следует определённым нормам и идеологическим установкам. Каждый сотрудник организации – это личность, обладающая особым характером и характеризующаяся определённым типом темпераментом. [2, с. 131-132]

    Для того, чтобы успешно осуществлять руководство людьми, необходимо понимать, что побуждает человека к действиям, к чему он стремится, выполняя требуемую  работу, какие факторы оказывают  влияние на его поведение. Тогда  будет возможно построить управление таким образом, что сотрудник приложит все усилия к тому, чтобы выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей без постоянного воздействия и контроля. [6, с. 74]

    Объектом  исследования моей работы является мотивация деятельности на предприятии, в свою очередь предметом исследования являются конкретные особенности и характеристики мотивации как явления и процесса мотивирования, роль мотивации на предприятии и её специфические черты.

     Цель  работы:

    Изучение  базового категориального аппарата в области мотивации, рассмотрение и анализ различных теорий мотивации, а так же рассмотреть различные виды мотивации персонала и их особенности.

    Задачи:

  1. Изучение понятийного аппарата менеджмента в области мотивации
  2. Изучение и анализ различных теорий содержания мотивации (концепций мотивации)
  3. Изучение и анализ различных видов мотивации персонала (заработная плата, дополнительные выплаты, участие в капитале компании, моральное стимулирование и т.д.)
  4. Раскрыть состав мотивационного процесса, а так же факторы, влияющие на мотивацию
  5. Проанализировать ситуацию внедрения различных видов мотивации на российских предприятиях в условиях финансово – экономического кризиса.

    На  сегодняшний день  имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет, поэтому мы не будем пытаться описать абсолютно все подходы к пониманию мотивации и стимулирования, все теории мотивации и т.д. (это практически невозможно), а сконцентрируемся на наиболее важных из них. 

Глава 1. Теоретические основы мотивации

1.1. Понятия  мотивации и стимулирования  и их  характеристика

     Если  спросить разных руководителей, что  такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как "желания", "потребности", "стремления", "мотивы", "цели", "задачи" или "стимулы". Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. [9, c. 175]

    В литературе можно встретить большое  количество определений мотивации. Приведём некоторые из них.

    Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённых целей. [2, с. 133]

    Мотивация – силы, существующие внутри и вне  человека, которые возбуждают в нём  энтузиазм и упорство при выполнении определённых действий. [5, с. 609]

    Мотивация – это состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. [10, с. 62]

    Мотивация – это процесс воздействия  на поведение человека для достижения личных, групповых или общественных целей. [3, с. 107]

    Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. [4, с. 109]

    Из  приведённых выше определений видно, что мотивацию можно рассматривать как явление (совокупность внешних и внутренних сил, воздействующих на человека) и как процесс целенаправленного воздействия на человека. Некоторые авторы (в частности, О. С. Виханский и А. И. Наумов) считают, что при рассмотрении мотивации как процесса воздействия на поведение человека уместнее использовать термин мотивирование.

    В дальнейшем будем считать, что  мотивирование – это процесс целенаправленного воздействия на поведение человека с целью изменения его в необходимом менеджерам направлении, с соответствующим изменением системы воззрений и ценностей.

     Основными функциями мотивации  являются:

     •  побуждение к действию,

     •  направление деятельности,

     •  контроль и поддержание поведения.

     Побуждение  к действию. Мотивы - это то, что  заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

     Направление деятельности. Люди постоянно принимают  решения о том, как они будут  достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать  выбор между тем, чтобы пообедать  дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.

     Контроль  и поддержание поведения, направленного  на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег. [11, c. 78-79]

    Следует чётко разграничивать понятия мотивации  и стимулирования.

    Стимулы – это конкретные «точки воздействия», вызывающие действие определённых мотивов. Стимулами могут быть отдельные предметы, действия других людей, обещания и т.д.

    Стимулирование – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

    Стимулирование  принципиально отличается от мотивирования. Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. [2, с. 135–136]

    А. Я. Кибанов говорит о мотивации  и стимулировании как о стратегии  и тактике соответственно решения  проблемы обеспечения высокоэффективного труда.

    Мотивация как стратегия основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ряда и развитие на этой основе трудового потенциала.

    Стимулирование  как тактика является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на реализацию имеющегося трудового потенциала. [7, с. 484-485]

    То  есть неотъемлемой характеристикой  процесса мотивации является изменение  структуры ценностных ориентаций. 
 

     1.2. Теории мотивации

     Современные теории мотивации можно разделить  на две категории: содержательные и  процессуальные теории мотивации.

     Основной  мыслью содержательных теорий мотивации является определение внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать установленным способом. Процессуальные теории мотивации базируются в первую очередь на оценке ситуаций, возникающих в процессе мотивации, на динамике взаимодействия различных мотивов, на том, как ведут себя люди с учётом их восприятия и познания. [3, c. 112] 

Информация о работе Мотивация деятельности персонала