Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:58, курсовая работа
Цель работы:
Изучение базового категориального аппарата в области мотивации, рассмотрение и анализ различных теорий мотивации, а так же рассмотреть различные виды мотивации персонала и их особенности.
Задачи:
Изучение понятийного аппарата менеджмента в области мотивации
Изучение и анализ различных теорий содержания мотивации (концепций мотивации)
Изучение и анализ различных видов мотивации персонала (заработная плата, дополнительные выплаты, участие в капитале компании, моральное стимулирование и т.д.)
Раскрыть состав мотивационного процесса, а так же факторы, влияющие на мотивацию
Проанализировать ситуацию внедрения различных видов мотивации на российских предприятиях в условиях финансово – экономического кризиса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы мотивации……………………………….…5
1.1. Понятие мотивации и стимулирования и их характеристика…...5
1.2. Теории мотивации……………………………………………...…..8
1.2.1. Содержательные теории мотивации…………………...……8
1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………..14
1.3. Виды мотиваций…………………………………………………..20
1.3.1. Оперативная мотивация………………………………….....20
1.3.2. Долговременная мотивация……………………….…..……27
Глава 2. Мотивация как функция менеджмента……………….……….….30
2.1. Мотивационный процесс………………………………………...30
2.2. Факторы и условия, влияющие на мотивацию………….……...32
Глава 3. Мотивация на Российских предприятиях в условиях кризиса….35
Заключение……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы………………………………………..…40
Правильное
сочетание указанных
(3-Р) х (Р-В) х (В-У) = мотивация
Ожидания отражают представление человека о том, в какой мере его действия приведут к желаемым результатам. Ожидания основываются на опыте, уровне подготовленности, способностей оценить обстановку, самоуверенности. Выделяют две группы ожиданий:
Итак, теория ожидания объясняет ход процесса мотивации путём увязки представлений человека о необходимых для выполнения работы усилиях, об исполнении работы и о результатах, ожидаемых в ответ на выполненную работу. [2, c. 173]
Заметное место среди процессуальных теорий мотивации занимает теория справедливости (равенства) С. Адамса, разработанная в 60-х годах. Она исходит из того, что социальное взаимодействие в организации протекает подобно экономическому обмену между работником и работодателем. Работник вносит свой трудовой вклад, а также опыт, управление, образование, возраст, национальную и классовую принадлежность и т.п. Это, так сказать, его «вход» в систему взаимодействия. «Выход» же обеспечивает работодатель в форме оплаты труда, удовлетворенности трудом, социальных услуг, безопасности труда, статусных символов и т.п. Включаясь в трудовую деятельность, работник оценивает ситуацию по двум параметрам: 1) «Что я даю организации?» и 2) «Какое вознаграждение я получу соответственно моему вкладу и по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую, же работу?»
Сотрудник стремится к равновесию между «входом» и «выходом», расходами и доходами, трудовыми затратами и вознаграждением. Главным критерием оценки равновесия, баланса расходов и доходов является сравнение этих показателей с показателями у других работников, выполняющих аналогичную работу.
Нормальные трудовые отношения работника и работодателя устанавливаются лишь тогда, когда существует распределительная справедливость, т.е. вознаграждение честно распределяется между сотрудниками по формуле:
Чувство несправедливости приводит к психологическому напряжению, острота которого определяется величиной неравенства. Напряжение, в свою очередь, вызывает определенную поведенческую реакцию, направленную на устранение неравенства и несправедливости. [5, c. 620-621]
Теория постановки целей акцентирует внимание на целях и характере их постановки и как факторе трудовой мотивации. Основателем этого направления считается Эдвин Локк.
Модель, описывающая модель постановки цели выглядит следующим образом:
Более наглядно модель мотивационного процесса согласно теории постановки целей представлена на рисунке ниже.
Рис. 3. Процесс формирования и достижения цели.
Согласно
теории постановки целей, на результат
работы непосредственно или
И наконец, комплексная процессуальная теория мотивации, известная как модель Портера - Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в нее пять переменных величин:
Содержание модели Портера - Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. В свою очередь усилия, затрачиваемые работником для достижения результата, будут зависеть от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности для работника. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, повышает мотивацию, и наоборот.
Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда. Так же как и в теории постановки целей, вознаграждения могут быть внутренними (чувство удовлетворения о выполненной работы, чувство компетентности и самоутверждения, чувство значимости, признания) и внешние (повышение оплаты труда, премия, благодарность руководителя, продвижение по службе). Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворенности, который, в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.
Портер и Лоулер на основе анализа предложенной модели сделали вывод о том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это заключение коренным образом отличатся от тех позиций, на которых стояли представители ранних теорий человеческих отношений, которые считали, что удовлетворенные работники дают лучшие результаты.
Исследования
подтверждают точку зрения Портера
и Лоулера на то, что высокая
результативность является причиной полного
удовлетворения, а не следствием его.
В итоге теория Портера-Лоулера
внесла основной вклад в понимание
мотивации. Она показала, что мотивация
не является простым элементом в цепи
причинно-следственных связей. Она показывает
также, насколько важно объединить такие
понятия, как усилия, способности, результаты,
вознаграждения, удовлетворение и восприятие
в рамках единой взаимоувязанной теории
мотивации. [4, c.146-147]
1.3. Виды мотиваций
Наглядно представить виды мотиваций можно в виде схемы:
Рисунок 4. Виды и подвиды мотивации
1.3.1 Оперативная мотивация
Виды и подвиды оперативной мотивации:
1. Принуждение
- административное
- экономическое
- идеологическое (политическое)
- психическое (психологическое)
- моральное (нравственное)
- физическое
2. Стимулирование
- материальное
- моральное
- свободным временем
3. Прямая мотивация
- рациональная
- волевая
- эмоциональная
Рассмотрим их наиболее подробно.
1. Принуждение. В современном менеджменте мы имеем дело преимущественно с административным принуждением, когда отношения субъектов максимально регламентированы, а возможные санкции заранее известны сторонам и приняты ими. К административным методам принуждения относятся: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
Административное принуждение – принуждение, которое реализуется через систему отрицательных стимулов в отношении субъектов, свобода которых ограничивается административными рамками, базирующиеся на совокупности обязательных для всех норм, правил и требований.
Считается, что административная власть обеспечивает руководителю только 2/3 необходимого влияния, а остальное зависит от его личных и деловых качеств.
В условиях экономического принуждения существует зависимость от материальных условий его существования. Когда не обеспечен минимум базовых потребностей, у человека фактически отсутствует выбор: им также руководит страх - перед голодом, нищетой, деградацией. Причем, речь идет не только о физиологическом, но и о социальном минимуме, определяемом принадлежностью к какому-либо сообществу или конкретным группам. "Достойно содержать" себя и свою семью, быть "не хуже других" — в этом содержится немало принудительных элементов.
Идеологическое принуждение - наиболее тонкая из перечисленных форм воздействия. Она возникает как продукт манипулирования личным интересом: используется страх Божьей кары, потери жизненных ориентиров, разрыва социальных связей с референтной группой.
Психическое принуждение представляет собой информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилия к самому принуждаемому лицу или его близким. Спорным является вопрос о возможности признания психическим принуждением - гипноза. Психическое принуждение перерастает в физическое с началом телесных прикосновений.
Моральное принуждение - это моральное воздействие одного человека на другого, которое может быть как законным, так и нет. Некоторые виды морального принуждения, которые преследуются законом: угроза, шантаж, обман, некоторые виды психологического давления и т.п.
Законные виды морального принуждения: агитация, элементы просвещения, информирование и т.п.
Непосредственный объект физического принуждения — это физическое (биологическое и материальное) бытие субъектов общественной жизни. Это — личность, ее неприкосновенность и свобода деятельности и поведения, имущественное (материальное) положение. Физическое принуждение может выражаться в физическом воздействии на личность, имущество и денежные средства лица. Таким путем можно оказать влияние на сознание (т. е. на разум и чувства) лица и мотивировать требуемое поведение. При этом акту физического принуждения, как правило, предшествует (а также сопровождает его) непосредственное воздействие на сознание в форме убеждения и психического принуждения. Кроме того, надо учитывать, что большая часть мер физического принуждения применяется в целях наказания правонарушителей.
Всякое физическое и моральное принуждение в отношении лиц, подвергшихся тем или иным ограничениям свободы, подлежат наказанию со стороны государства. [19, c. 88-90]
2. Стимулирование. Ниже в таблице представлен обобщенный опыт различных российских и зарубежных предприятий по разработке систем материального стимулирования мотивации персонала. [18, c.78-79]
|