Мотивация поведения персонала в процессе трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Ценность любой организации — прежде всего, люди, работающие в ней - это утверждение было давно доказано на практике. И правда, эффективная деятельность специалистов может способствовать процветанию предприятия и реализации, стоящих перед компанией, каких-либо целей. Мотивация персонала на предприятии, мотивация труда персонала - является ключевым направлений кадровой политики любого предприятия. Каждый хороший руководитель должен знать все о методах и сущности мотивации. Именно потому выбор темы моей курсовой работы не случаен.

Оглавление

Оглавление
Введение - 3 -
Глава 1. Поведение личности в организации - 4 -
1.1.Сущность понятия «поведение личности в организации» и факторы, влияющие на него. - 4 -
1.2.Типы поведения личности в организации - 9 -
Глава 2. Мотивация поведения персонала - 12 -
2.1.Сущность, роль и значение мотивации персонала - 12 -
2.2. Теории мотивации - 14 -
2.2.1. Содержательные теории мотивации - 15 -
2.2.2. Процессуальные теории - 18 -
2.2.3. Теории, в основе которых лежит специфическая характеристика работника - 22 -
2.3. Методы мотивации поведения персонала - 24 -
2.3.1.Административные методы - 26 -
2.3.2. Экономические методы - 28 -
2.3.3.Социально-психологические методы - 30 -
2.4.Типы работников и их мотивация - 34 -
Заключение - 38 -
Список используемой литературы - 40 -
Приложение 1. Тест "Шкала оценки потребности в достижении" - 41 -
Приложение 2. Тест "Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Элерса)" - 43 -
Приложение 3. Тест "Шкала оценки мотивации одобрения" - 45 -

Файлы: 1 файл

работа (1).doc

— 1.27 Мб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

 

Факультет Менеджмента

 

 

Курсовая работа

На тему:

«Мотивация поведения персонала в процесса трудовой деятельности»

 

Выполнила:

студентка 2 курса,

факультета менеджмента,

группы 1270,

Башкевич Мария

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010


Оглавление

Введение

Глава 1. Поведение личности в организации

1.1.Сущность понятия «поведение личности в организации» и факторы, влияющие на него.

1.2.Типы поведения личности в организации

Глава 2. Мотивация поведения персонала

2.1.Сущность, роль и значение мотивации персонала

2.2. Теории мотивации

2.2.1. Содержательные теории мотивации

2.2.2. Процессуальные теории

2.2.3. Теории, в основе которых лежит специфическая характеристика работника

2.3. Методы мотивации поведения персонала

2.3.1.Административные методы

2.3.2. Экономические методы

2.3.3.Социально-психологические методы

2.4.Типы работников и их мотивация

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1. Тест "Шкала оценки потребности в достижении"

Приложение 2. Тест "Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Элерса)"

Приложение 3. Тест "Шкала оценки мотивации одобрения"

 

 


Введение

Ценность любой организации — прежде всего, люди, работающие в ней - это утверждение было давно доказано на практике. И правда, эффективная деятельность специалистов может способствовать процветанию предприятия и реализации, стоящих перед компанией, каких-либо целей. Мотивация персонала на предприятии, мотивация труда персонала - является ключевым направлений кадровой политики любого предприятия. Каждый хороший руководитель должен знать все о методах и сущности мотивации. Именно потому выбор темы моей курсовой работы не случаен.

В моей курсовой работе я хочу рассеять стойкое заблуждение, что деньги всегда побуждают человека трудиться усерднее. Часть  моей работы посвящена рассмотрению основам и причинам поведения личности в организации, другая часть – мотивации поведения персонала. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно сложны. Но, овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.

Цель моей курсовой работы: понять сущность мотивации поведения личности в процессе трудовой деятельности.

Задачей курсовой работы я считаю теоретическое и практическое обоснование цели, а именно, разъяснение понятия поведения человека, определение факторов, оказывающих на него влияние, а также понятие сути теорий мотивационного процесса и  определение основных методов мотивации.


Глава 1. Поведение личности в организации

1.1.Сущность понятия «поведение личности в организации» и факторы, влияющие на него.

Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций.[1]  Эффективное для организации поведение ее сотрудников заключается в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности - особенностями группы, в которую он включен, условиями совместной деятельности, своеобразием организации и страны, в которых он работает. Соответственно возможности успешного включения человека в организационное окружение, научения поведению зависят в равной мере от характеристик, как этого окружения, так и от характеристик его личности.

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).

Любая личность характеризуется:

1.                        общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);

2.                        специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать); элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.); сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), специальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными; т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности);

3.                        подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);

4.                        направленностью (ориентированностью социальной активности, возникшей под воздействием социальных моментов интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

5.                        определенным складом характера;

6.                        биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);

7.                        психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина) который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);

8.                        психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).

Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. В качестве основополагающих начал поведения человека можно выделить следующие: способности, предрасположенность, потребности, ожидание, восприятие, ценности.

Способности. Люди различаются наиболее наглядно по своим индивидуальным способностям, присущим человеку качествам. У одних людей больше способностей к музыке и пению, у других к компьютерному Программированию у третьих к составлению письменных отчетов. Различия в интеллектуальных Способностях и физических данных частично объясняются наследственностью частично - обучением и опытом,

Организации почти всегда пытаются воспользоваться различиями в способностях при решении вопроса, какую должность, и какую работу будет выполнять конкретный работник. Выбор человека, Который лучше других способен выполнять определенную работу, является средством увеличения выгоды от специализации,

Предрасположенность, одаренность - это потенциал человека, в отношении выполнения Конкретной работы. Являясь результатом сочетания врожденных качеств и приобретенного опыта, одаренность становится талантом, открывающимся в определенной области. Руководители, в частности, должны уметь оценивать возможности людей, Предрасположенность к управлению очень важна при выборе кандидатов на обучение менеджменту.

Потребности - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо. Основными считают физиологические потребности в пище, питье, тепле, а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу, группе людей. Многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но эта может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их основные потребности. Организация должна создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к достижению целей организации.

Ожидания. Люди, основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на поведение. Если работник ожидает, что его дополнительные усилия будут вознаграждены, то, вероятно, он будет их прилагать. При отсутствии таких ожиданий трудно рассчитывать на дополнительные усилия со стороны работника.

Восприятие значительно влияет на ожидания и поведение. Для практических целей можно определить восприятие как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Все события влияют на поведение только в той мере, в какой воспринимаются самим человеком. Если руководство хочет, чтобы работники стремились к достижению цели организации, оно должно доказать работникам, что желаемое поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей.

Отношение можно определить как-то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или любым проявлениям окружающей среды. Отношения формируют необъективное восприятие среды и тем самым влияют на поведение, Примерами могут служить разные предрассудки. Люди, которые придерживаются точки зрения, что женщины некомпетентны как работники и уступают мужчинам, стремятся преувеличивать все ошибки, которые делают женщины, и не могут оценить и воспринять доказательства, что они так же компетентны.

Ценности - это общие убеждения, вера в то, что хорошо и что плохо или что безразлично. Ценность предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом. Ценности, как и многие другие индивидуальные черты, приобретаются посредством обучения. Им обучают в школах, их воспитывают в детях родители, они укрепляются в других социальных контактах и даже через средства развлечения и досуга. Конкретные ценности руководителей, в особенности высшего звена, часто отражаются в целях и политике организации.

Каждая организация сознательно или несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей. Эта система составляет организационную культуру или нравственный облик организации. Организация стремится иметь свою собственную мораль и обычаи.

Необходимость тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнений. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Кроме того, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Учет всех этих факторов может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а, следовательно, и к управлению его поведением.

На поведение работников организации влияют и внешние факторы. Среди них необходимо выделить следующие:

1.                        Круг общения, который может быть личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, определяемым должностные обязанности. На практике выделяются: круг ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроэтика, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках управленческой деятельности.

При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум, в который, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться в его глазах. Поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом коллективе, к этому процессу необходимо подходить тщательно и осторожно.

2.                        Роль, характеризующаяся совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, формализации, эмоциональности. Роль диктует правила поведения и делает предсказуемыми поступки других.

На ролевое поведение влияют: характер индивида, истолкование им своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям.

3.                        Статус — это оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида, который бывает формальным и неформальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй — личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: полом, возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.

Статус может быть обусловлен происхождением индивида или приобретенной, например, профессионально-должностной, который в организациях считается базисным.

Статус личности связан со служебным положением, отражающим ее место в профессионально-должностной иерархии и совокупность условий, связанных с данной должностью. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.

Информация о работе Мотивация поведения персонала в процессе трудовой деятельности