Мотивация поведения персонала в процессе трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Ценность любой организации — прежде всего, люди, работающие в ней - это утверждение было давно доказано на практике. И правда, эффективная деятельность специалистов может способствовать процветанию предприятия и реализации, стоящих перед компанией, каких-либо целей. Мотивация персонала на предприятии, мотивация труда персонала - является ключевым направлений кадровой политики любого предприятия. Каждый хороший руководитель должен знать все о методах и сущности мотивации. Именно потому выбор темы моей курсовой работы не случаен.

Оглавление

Оглавление
Введение - 3 -
Глава 1. Поведение личности в организации - 4 -
1.1.Сущность понятия «поведение личности в организации» и факторы, влияющие на него. - 4 -
1.2.Типы поведения личности в организации - 9 -
Глава 2. Мотивация поведения персонала - 12 -
2.1.Сущность, роль и значение мотивации персонала - 12 -
2.2. Теории мотивации - 14 -
2.2.1. Содержательные теории мотивации - 15 -
2.2.2. Процессуальные теории - 18 -
2.2.3. Теории, в основе которых лежит специфическая характеристика работника - 22 -
2.3. Методы мотивации поведения персонала - 24 -
2.3.1.Административные методы - 26 -
2.3.2. Экономические методы - 28 -
2.3.3.Социально-психологические методы - 30 -
2.4.Типы работников и их мотивация - 34 -
Заключение - 38 -
Список используемой литературы - 40 -
Приложение 1. Тест "Шкала оценки потребности в достижении" - 41 -
Приложение 2. Тест "Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Элерса)" - 43 -
Приложение 3. Тест "Шкала оценки мотивации одобрения" - 45 -

Файлы: 1 файл

работа (1).doc

— 1.27 Мб (Скачать)

 

 

 

 

Примечания:

Негативные – неудовольствия, наказания, угроза потери работы

Денежные – заработная плата, включая все виды премий и надбавок

Натуральные – аренда жилья, предоставление автомобиля и пр.

Моральные – грамоты, награды, доска почета и др.

Организационные – условия работы, ее содержание и организация.

Баз. – Базовая – наиболее действенная форма стимулирования

Прим. – Применима – может быть использована

Нейтр. – Нейтральная – не окажет никакого воздействия

Запр. – Запрещена – не допустима к использованию

 

                                                                                                          


Заключение

Подытожу все вышесказанное в следующих основных выводах:

1.   Поведение человека зависит от внутренних (личностные черты, способности, предрасположенность, потребности, ожидание, восприятие, ценности.) и внешних (круг общения, роль и статус) факторов.

2. Мотивация труда, несмотря на различие подходов, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией.

3.  Выбор метода мотивации напрямую зависит от характера  и особенностей поведения человека. Только проанализировав данные аспекты, руководитель сможет создать эффективную систему мотивации.

4. Развитие рынка в России и в мире заставляет руководителей изменять существующие методы и формы хозяйствования во всех сферах современного менеджмента, и в первую очередь при управлении мотивацией труда персонала. Эти изменения необходимо базировать на существующих потребностях работников, которые, несмотря на сложное экономическое положение в условиях, не ограничиваются только материальной составляющей, а представлены во всем многообразии. Поэтому руководители, желающие добиться эффективной работы своих сотрудников, применяют не только методы экономического стимулирования и административного воздействия, но и уделяют большое внимание социально-психологическим методам.

Производство невозможно без совместного участия трех основных факторов - земли, капитала и человека. В эпоху сельскохозяйственной цивилизации человечество существовало продукцией от земли, в индустриальную эпоху роль доминирующего фактора производства взял на себя капитал. В настоящее время в третьем тысячелетии нашей эры общество входит в принципиально новую фазу своего развития. Определением эффективности экономики стал человек, мощь его интеллекта, крепость социальных и моральных принципов.

Следовательно, чтобы повышать эффективность производства, в первую очередь, нужно учитывать именно человеческий фактор, искать пути и мотивы его активизации, так как в хозяйственной деятельности человек не всегда рационален, он склонен к риску, непредсказуем, его поведение определяется множеством мотивов. Задача менеджеров - сделать работников способными к совместным действиям, придать их усилиям эффективность и результативность, сгладить присущие людям индивидуальные особенности.

В ходе моей работы был изучен вопрос мотивационного процесса. Изучив теоретический аспект этого вопроса, я выяснила, что такое мотивация персонала, какие мотивационные методы сегодня существуют. Так же я рассмотрела природу и причины поведения человека и факторы, влияющие на него.

 

 


Список используемой литературы

 

1.      Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества.- 2001.- № 11.

2.      Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008

3.      Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2010

4.      Кибанов А.Я.,Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2009

5.      Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. –М.: Дело, 2007

6.      Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2003

7.      Цветаев В.М.Управление персоналом. – СПб.:Питер, 2002

8.      Шапиро С.А., Равикович Н.Е. Сколько стоит труд? – М.: Вершина, 2003

9.      Шапиро С.А.Мотивация. – М.:Гросс Медиа, 2008

10. www.aitsoft.ru

11. www.alprendo.ru

12. www.bankir.ru

13. www.cfin.ru

14. www.hrm.ru

15. www.hrmotiv.ru

16. www.kubanjob.ru

17. www.mirslovarei.com

18. www.psyhoanalyst.ru

19. www.superjob.ru.

20. www.zarplata.ru


Приложение 1. Тест "Шкала оценки потребности в достижении"

На данные вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

 

Уровень мотивации достижения

низкий

средний

Высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма балов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-19

Код: ответы “да” на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;

ответы “нет” на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Суждения

Да

Нет

1.                  Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.

 

 

  Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

 

 

  Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

 

 

Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

 

 

По моему мнению,  большинство людей живут далекими целями,  а не близкими.

 

 

  В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

 

 

  Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

 

 

Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы

 

 

 Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

 

 

  Мои близкие считают меня ленивым.

 

 

  Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.

 

 

  Терпения во мне больше, чем способностей.

 

 

  Мои родители слишком строго контролировали меня.

 

 

Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

 

 

  Думаю, что я уверенный в себе человек.

 

 

  Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

 

 

  Я усердный человек.

 

 

  Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

 

 

Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

 

 

  Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

 

 

  Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

 

 

  Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

 

 

 


Приложение 2. Тест "Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (тест Элерса)"

Инструкция: “Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его”.

1

2

3

1. Смелый

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

робкий

упрямый

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

6. Ловкий

бойкий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

удалой

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

чуткий

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

тихий

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

смелый

15. Рассудительный

быстрый

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

робкий

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

нервный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

храбрый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29. Тихий

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный


 

КЛЮЧ

Отвечающий получает по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово: например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – “бдительный”). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Исследования показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую  мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.


Приложение 3. Тест "Шкала оценки мотивации одобрения"

Код: ответы "да" на вопросы 1,2,3,4,5,8,13,14,15,19;

ответы "нет" на вопросы 6,7,9,11,12,16, 17,18.

Суждения

Да

Нет

  Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

 

 

  Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

 

 

  Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

 

 

  Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

 

 

  Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

 

 

  Был (и) случай (и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

 

 

  Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

 

 

  Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

 

 

  Был случай, когда я придумал "вескую" причину, чтобы оправдаться.

 

 

  Случалось, я пользовался оплошностью человека.

 

 

  Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

 

 

  Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

 

 

  У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

 

 

У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

 

 

  Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

 

 

  Были случаи, когда я завидовал удаче других.

 

 

  Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

 

 

  Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

 

 

  Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

 

 

Информация о работе Мотивация поведения персонала в процессе трудовой деятельности