Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:14, курсовая работа
Цель данной работы – изучение и рассмотрение мотивации персонала и стимулирования трудовой деятельности.
Задачи:
рассмотреть основные теории мотивации персонала на предприятии;
рассмотреть и сравнить зарубежный и российский опыт мотивации;
рассмотреть основные виды, способы и принципы мотивации;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Введение 3
Глава 1. Мотивация и стимулирование. Российский и зарубежный опыт 5
1.1. Понятийный аппарат 5
1.2. Российский опыт в стимулировании и мотивации персонала 7
1.3. Зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала 9
Вывод по главе 13
Глава 2. Система мотивации персонала и стимулирования трудовой деятельности 14
2.1. Потребности. Мотивы. Стимулы 14
2.2. Стимулирование трудовой деятельности 18
2.3. Виды мотивации персонала, ее сущность и факторы 21
Вывод по главе 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
(ВГУЭС)
ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ТРУДОВОГО ПРАВА.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Введение в научные исследования»
Мотивация персонала и стимулирование трудовой деятельности
Студент
гр. БУП-67
Владивосток 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Мотивация
и стимулирование. Российский и зарубежный
опыт
1.1. Понятийный аппарат
1.2. Российский опыт в
1.3. Зарубежный опыт в
Вывод по главе
Глава 2. Система
мотивации персонала и
2.1. Потребности. Мотивы. Стимулы
2.2. Стимулирование трудовой
2.3. Виды мотивации персонала, ее
сущность и факторы
Вывод по главе
Введение
Актуальность темы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от чёткой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности организаций и предприятий.
Изучением проблемы мотивации занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни (А.Маслоу, Ф.Герцберг, Сидоренко Е.В. и др.).
Каждая в отдельности модель
мотивации существенно
Научная новизна работы и её практическая значимость заключается в том, что проблема мотивации и стимулирования персонала на сегодняшний день остается слабо разработанной, не смотря на наличие большого количества теорий и концепций. На практике реализация теоретических моделей осуществляется с большим трудом, так как руководителям для успешного внедрения системы мотиваций необходимо корректировать их в соответствии со спецификой своей организации и характеристиками сотрудников.
Цель данной работы – изучение и рассмотрение мотивации персонала и стимулирования трудовой деятельности.
Задачи:
Объект исследования – стимулирование трудовой деятельности и мотивация персонала организации.
Предмет исследования – основные методы и модели мотивации персонала, а также способы стимулирования персонала.
Данное исследование было произведено с помощью методов описания, сравнения и анализа литературы.
Основные источники получения информации –научные статьи и учебные пособия, таких авторов какКибанов А.Я., Егоршин А.П., Шапиро С.А. и др.
Данная работа состоит из введения, содержания, трёх глав (теоретической, аналитической и практической), заключения, списка литературы.
Глава 1. Мотивация и стимулирование. Российский и зарубежный опыт.
1.1.Понятийный аппарат
Что же такое персонал и что подразумевает под собой его управление?
Персонал (от лат. persona — личность) — совокупность всех работниковпредприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и т. д.); совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определённых функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.
Управление персоналом (англ. human resources management, HRM, HR-менеджмент) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование.1
Управление персоналом подразделяется на следующие сферы деятельности: поиск и адаптация персонала, оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие персонала, оперативную оценку персонала, организацию труда, управление деловыми коммуникациями, мотивацией и оплатой труда), стратегическая работа с персоналом.
Мотивация и стимулирование работников занимает одну из важнейших ролей в управлении персоналом. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет способствовать повышению результативности труда каждого сотрудника и эффективности всего производства, обеспечению систематического роста квалификации кадров, стабилизации коллектива
Мотивация – процесс
Отрицательная мотивация – отрицательные эмоции и нежелание трудиться в данной области связаны с осуждением, неодобрением, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле.
Положительная мотивация – стремление добиться успеха в своей деятельности, проявление для этого сознательной активности и положительных эмоций и чувств.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребность – это наличие у человека некоего физиологического или психологического «дефицита», который обусловливает желательность достижения этим человеком определенного результата.
Содержание труда – это то, что переживается работником как нечто важное и существенное и связано с его потребностями.
Мотив – внутреннее побуждение личности к определённому поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей. 3
Стимулы — это внешние раздражители, способствующие повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.
Стимулирование – побуждение к действию с помощью внешних факторов.
Удовлетворенность трудом – положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами).
Ценностные ориентации – вырабатываемые в ходе жизни устойчивые представления субъекта об иерархии его интересов.
Ценности – наиболее значимые в этой иерархии виды интересов.
Человеческий фактор – потенциальные и реальные возможности человека. 4
1.2 Российский опыт мотивации персонала
Мотивационные и стимулирующие мероприятия, проводимые в России, значительно отличаются от тех, что используют за рубежом.
Можно выделить следующие отличительные особенности развития системы мотивации в России:
Во-первых, в производственно-хозяйственной деятельности предприятий России длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна – единственная мотивационная модель «кнута и пряника», которая и сегодня не утратила своего применения.
Во-вторых, модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов.
В-третьих, трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и не заинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность.
В-четвёртых, мотивационные модели, действующие в России, полностью исключали возможности в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала признаваться.
В-пятых, социальное стимулирование трудовой деятельности осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности.
В-шестых, ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных стимулов, так как в них в основном находят отражение стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры.
В-седьмых, стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. Соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран.
Механизм реализации каждого из
блоков модели мотивации зависит, прежде
всего, от желания или нежелания
конкретного предприятия
Широкое распространение в России получили следующие вознаграждения:
Однако,
как показывает практика, в России
в настоящее время в ряде компаний
вообще не предусмотрена выплата
каких-либо бонусов и премий сотрудникам
обслуживающих подразделений. Экономистам,
бухгалтерам, финансовым специалистам,
IT-специалистам, а также менеджерам
по персоналу, как правило, выплачивается
только фиксированный оклад. Руководство
компаний обычно считает, что деятельность
сотрудников названных
1.3 Зарубежный опыт
За рубежом проблема мотивации персонала понимается гораздо шире, чем в России. Из всего разнообразия моделей систем мотивации труда в рыночной экономике большинства промышленно развитых стран можно выделить как наиболее характерные японскую, американскую, западноевропейскую модели.
Американская модель. Американская модель мотивации труда построена на всемерном поощрении предпринимательской активности и обогащения наиболее активной части населения. Модель основана на социально-культурных особенностях нации — массовой ориентации на достижение личного успеха каждого, а также высоком уровне экономического благосостояния.7
Размер вознаграждения работника зависит от результатов его деятельности. Механизм стимулирования предусматривает дифференциацию окладов с учетом качественных различий в труде и индивидуальной оплаты в пределах разряда или должности в зависимости от трудовых достижений, личных и деловых качеств на основе ежегодной аттестации.
Работники компании стимулируются не только за текущие результаты деятельности, но и за долговременную эффективность.
Информация о работе Мотивация персонала и стимулирование трудовой деятельности