Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:14, курсовая работа
Цель данной работы – изучение и рассмотрение мотивации персонала и стимулирования трудовой деятельности.
Задачи:
рассмотреть основные теории мотивации персонала на предприятии;
рассмотреть и сравнить зарубежный и российский опыт мотивации;
рассмотреть основные виды, способы и принципы мотивации;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Введение 3
Глава 1. Мотивация и стимулирование. Российский и зарубежный опыт 5
1.1. Понятийный аппарат 5
1.2. Российский опыт в стимулировании и мотивации персонала 7
1.3. Зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала 9
Вывод по главе 13
Глава 2. Система мотивации персонала и стимулирования трудовой деятельности 14
2.1. Потребности. Мотивы. Стимулы 14
2.2. Стимулирование трудовой деятельности 18
2.3. Виды мотивации персонала, ее сущность и факторы 21
Вывод по главе 25
Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. Положительное влияние на мотивацию оказывает, например нормирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе. Однако четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами не существует, и на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а порой просто неразделимы. Например, повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и известность, уважение и почет.
Взаимосвязь мотивов, стимулов и потребностей отображена на рисунке 2.14
Рисунок 2 - Взаимосвязь понятий мотивации
Потребность детерминирует поведение человека не прямо, а опосредованно, через другие психологические образования. Однако без потребности, часто принимающей у человека форму долженствования, побуждение к деятельности становится невозможным, если речь идет о сознательной, произвольной активности человека. 15
Отождествить мотив с
Таким образом, при принятии потребности за мотив остается много вопросов, неясностей и появляется некорректность в использовании терминов и словосочетаний, поэтому закономерны попытки ряда психологов подойти к пониманию мотива с других позиций.16
2.2. Стимулирование трудовой
Стимулирование труда - способ управления
трудовым поведением работника, состоящий
в целенаправленном воздействии
на поведение персонала
Мотивация и стимулирование в качестве методов управления трудом дополняют и обогащают друг друга. Они могут совпадать и взаимоусиливаться. Типов мотивации, определяющих преимущественную направленность индивида на удовлетворение определенных потребностей, может быть множество в зависимости от целей исследований, однако целесообразнее использовать типологию общепризнанную в теории управления персоналом, где основным признаком типизации служат потребности индивида. Здесь выделяются, прежде всего: работники, ориентированные преимущественно на содержательные и творческие начала в труде; работники, отдающие предпочтение оплате труда и другим материальным благам, а также те, у которых значимость разных мотиваций сбалансирована.17
Стимулирование базируется на определенных принципах, которые представлены в таблице 1.18
Таблица 1 - Принципы стимулирования
Принцип |
Описание |
1 Доступность |
Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными. |
2 Ощутимость |
Существует некий порог |
3 Постепенность |
Материальные стимулы |
4 Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой |
Например, переход на еженедельную оплату
труда. Соблюдение этого принципа позволяет
снизить уровень |
5 Сочетание позитивных и негативных стимулов |
И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Поэтому необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника. |
6 Сочетание моральных и материальных стимулов |
В
экономически развитых странах преобладает
переход от негативных стимулов (страх
перед потерей работы, голодом, штрафы)
к позитивным стимулам (премированию,
выплате вознаграждений). Это зависит
от традиций сложившихся в обществе
или коллективе, взглядов, нравов, а
также стиля и методов |
К формам стимулирования относятся материальное вознаграждение и дополнительные стимулы.
Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Среди форм материального стимулирования, кроме заработной платы, можно выделить систему бонусов - разовых вознаграждений, премий или добавочных вознаграждений. Бонусам предшествует оценка или аттестация персонала. В некоторых организациях бонусы составляют до 20% годового дохода сотрудника.19
Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания, производится путем вручения грамот, значков, размещения фотографий на доске почета.
Большое значение приобретают неденежные стимулы. К неденежным стимулам относятся такие основные формы, как оплата транспортных расходов, скидки на покупку товаров, производимых организацией, медицинское обслуживание, страхование жизни, оплата временной нетрудоспособности, отпускные, корпоративные пенсии и некоторые другие, являющиеся элементами социальной политики предприятия20
Вывод по главе
Из данной главы можно сделать вывод о том, что добиться желаемого поведения от сотрудника можно двумя путями: или подобрать человека с заданным уровнем внутренней мотивации, или воспользоваться внешней.
Также были выделены следующие важнейшие стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности:
Во-первых, любые стимулирующие
действия должны быть
Во-вторых, людям важно испытывать радость от работы, отвечать за результаты, быть лично причастными к работе с людьми, чтобы их действия были для кого-то.
В-третьих, любой человек
стремится выразить себя в
труде, познать себя в его
результатах, получать
В-четвёртых, хорошие
И наконец, любые серьезные решения об изменениях в работе сотрудников должны приниматься при их непосредственном участии, с опорой на их знания и опыт, с учетом их позиции.
Глава 3. Совершенствование системы мотивации персонала
3.1. Способы улучшения мотивации труда
Рассмотрим основные направления улучшения мотивации труда, которые представлены в таблице 3.21
Таблица 3 –
Направления и способы
Направление |
Способы |
1. Материальное стимулирование |
- улучшение системы заработной платы - премии и система бонусов -13-ая зарплата и др. |
2. Нематериальное стимулирование |
-словесное поощрение, одобрение -вознаграждение свободным временем -взаимопонимание и проявление интереса к работнику -продвижение по служебной лестнице и личный рост |
3. Повышение качества рабочей силы |
- более качественный отбор персонала - прохождение тренингов и т.п. |
4. Улучшение организации труда |
- правильно поставленная цель -расширение трудовых функций(внедрение разнообразия в ежедневную работу сотрудников, расширение количества операций, выполняемых работником) -использование гибких графиков выполнения заданий - улучшение условий труда |
3.2. Разработка рекомендаций по
стимулированию и мотивации
Анализ эффективности влияния той или иной модели мотивации на поведение человека в процессе трудовой деятельности показывает, что эффективность труда во многих случаях зависит не только от мотивирующих факторов, но и от среды, атмосферы и трудовой этики.22
Таким образом, можно составить
определенный перечень основных требований,
реализация которого позволяет наряду
с мотивационными факторами максимально
заинтересовать работника в
Приведём список таких
Если руководители будут придерживаться таких предписаний, то это не только повысит действенность мотивационных факторов, но и значительно сократит конфликт интересов, которые находят место в любой мотивационной модели управления. Отсюда можно сделать вывод, что в любой структуре управления объективно существуют различные интересы предприятия и его работников, но не все интересы различны и противоположны. В большинстве случаев, как правило, удается найти пути к соглашению.
На сегодняшний день эффективные стратегии развития мотивации и стимулирования на практике являются одними из самых востребованных, но одновременно одними из трудно разрабатываемых. Главные причины этого заключаются в следующем:
Все эти и некоторые другие причины формируют любительский подход, который, как показывает практика и время, позволяет определять такие стратегии, которые во многом оказываются теоретическими, нереальными и, следовательно, остаются только на бумаге.
Одним из целесообразных предложений
по совершенствованию систем мотивации
является создание путем организационных
изменений на предприятиях, организациях
и учреждениях специальных
Функции отделов или групп мотивации персонала должны состоят из следующего рода деятельности:
Информация о работе Мотивация персонала и стимулирование трудовой деятельности