Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
На правах рукописи
УДК
316.662
Вайсман
Ольга Михайловна
ВЛИЯНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ
Диссертация
на присвоение степени магистра психологических наук
по специальности 1-23 80 03
«Психология»
Научный руководитель
доктор психологических наук, профессор
Коломинский
Я. Л.
Минск, 2009
Оглавление
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа
межличностных отношений в
Любая
группа на любой возрастной ступени
характеризуется своей особой социальной
ситуацией развития. Это прежде всего
объективные условия
Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
Общение является основополагающим видом деятельности человека, так как посредством общения передается социальный опыт из поколения в поколение. Именно грамотно построенный и искусно проводимый человеком процесс общения способствует его освоению в окружающем мире, мире социальных отношений, являясь тем самым одним из главных и эффективных средств социализации. Через процесс общения человек усваивает социальный опыт, опыт межличностных отношений, что способствует успешной социализации.
Социальные, политические и экономические перемены в стране и мире меняют характер общественной жизни человека. Сегодня в обществе наметился переход к пути развития, ориентированному на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Вместе с тем, обострилась проблема его обезличивания во взаимодействии с социальной средой. Всем известно, сколь важны для человека в достижении жизненных высот и высокий природный интеллект, и развитая креативность, и разносторонние знания. При этом часто забываются факты, убедительно свидетельствующие, что успех в жизни определяется не этим, что в большей мере он зависит совсем от других личностных особенностей, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.
Феномен
социального интеллекта представляет
собой достаточно новый предмет
исследования как для зарубежной,
так и отечественной
В
работах современных психологов
все яснее звучит мысль о том,
что, расширяя диапазон тестируемых
личностных свойств, включая в их
число эмоциональную сферу
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Социальные, политические и экономические перемены в стране и мире меняют характер общественной жизни человека. Сегодня в обществе наметился переход к пути развития, ориентированному на человека, на раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Успех в жизни определяется все больше зависит от личностных особенностей, способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
Вместе с тем, обострилась проблема его обезличивания во взаимодействии с социальной средой. Несмотря на реализацию гуманистической парадигмы образования и ее культурологической составляющей, выпускники по-прежнему, являясь хорошо информированными, владея предметными умениями и навыками, испытывают трудности при общении с окружающими людьми, которые выражаются в недостаточном уровне владения коммуникативными техниками, способствующими адекватному восприятию собеседника, установлению с ним контакта, взаимодействию, направленному на сотрудничество. В результате в определенной степени искажается как процесс социализации, так и процесс социального воспитания в целом.
Молодые люди в большинстве не владеют умением жить в современном мире, самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и решать жизненные проблемы. Это во многом связано с тем, что в практике школьного образования приоритет отдается обучению основам наук, в то время как воспитанию отводится второстепенная роль. Как следствие, учащиеся, получая в процессе обучения значительную сумму знаний об обществе, законах его функционирования, требованиях к ролевому репертуару поведения, не овладевают способностью к гибкому использованию этих знаний в быстро меняющемся мире, что выступает серьезным препятствием в социальной адаптации.
В
связи с этим становится очевидной
необходимость ориентировать
Тема исследования: «Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников в различных микросоциальных условиях».
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучить особенности влияния социального интеллекта на положение личности в группе сверстников.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: социальный интеллект.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ: влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников в различных микросоциальных условиях.
ГИПОТЕЗА исследования: социальный интеллект оказывает влияние на положение личности в группе сверстников как подросткового, так и юношеского возраста независимо от индивидуально-типологических характеристик микросоциальной среды.
Соответственно предмету, гипотезе и цели исследования определены следующие задачи:
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Данное исследование исходит из сложившихся на сегодняшний день предпосылок, позволяющих осуществить теоретическое осмысление указанной проблемы:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Несмотря на то, что в последние годы в образовательных учреждениях Белоруссии активно развивается инфраструктура поддержки ребенка (социально-педагогическая и психологическая служба), разработаны концептуальные основы ее деятельности, наработана методическая база психологической поддержки ученика, складывается особая культура помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение, нацеленное на содействие личностному развитию учащихся, помощь в развитии социального интеллекта и социальной компетентности остается недостаточно обеспеченной.
К
ряду неразрешенных относятся
Выявление влияния социального интеллекта на положение личности в группе сверстников, определение путей оптимизации положения личности в группе, внедрение полученных результатов в учебно-воспитательный процесс будет способствовать решению ряда задач, стоящих перед подростком в коммуникативной сфере: умение устанавливать контакты с ровесниками и взрослыми, умение сотрудничать, идти на компромисс, самостоятельно разрешать конструктивно возникшие конфликты в его социальном окружении (семья, сверстники, учителя в школе), так как правильно организованный процесс общения способствует оптимизации отношений человека с людьми из его окружения.
Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников