Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

     ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     1. Разработана комплексная программа,  направленная на развитие различных  компонентов социального интеллекта, включающая диагностические, консультационные, коррекционно-развивающие мероприятия.  Программа может найти применение  в практике работы СОШ, а также при подготовке студентов — будущих педагогов системы образования.

     ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ  НА ЗАЩИТУ:

  1. Cоциальный интеллект - это устойчивая способность понимать самого себя и других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события на основе индивидуальных мыслительных процессов аффективного реагирования и социального опыта.
  2. Существует два основных фактора, влияющих на процесс формирования и развития социального интеллекта: большое количество разнообразных социальных контактов и опыта эмоциональной близости с другими людьми, - так как именно при наличии этих условий формируются развитая способность к рефлексии, позитивное отношение к людям, знание специальных правил, понимание других людей, социальное прогнозирование, эмоциональная чувствительность, сопереживание, способность к саморегуляции и т.д.
  3. Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредствованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.
  4. Место индивида в группе определяется его социометрическим статусом, совокупностью объективно присущих индивиду характеристик, субъективного восприятия его другими членами группы. Дифференциация в группах детей и подростков подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ученика в группе с уровнем развития его социального интеллекта.

     АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.

      Диссертационное исследование было обсуждено, одобрено и рекомендовано к защите кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ имени Максима Танка.

     СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ.

     Диссертация состоит из вводной части, общей  характеристики работы, двух глав, заключения, библиографического списка, резюме (на русском, белорусском и английском языках). Общий объем диссертации – 80 страниц, приложение – 67 страниц. Количество использованных источников – 69.

 

     

ГЛАВА 1

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Понятие «социальный  интеллект» в зарубежной  и отечественной  психологии.

     В настоящее время в психологической  науке понятие социального интеллекта встречается в двух значениях. Во-первых, социальный интеллект как прижизненное образование, результат социализации личности. Например, в контексте теории Г. Айзенка [3; 2].

     Во  втором значении социальный интеллект - это устойчивая способность понимать самого себя и других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события на основе индивидуальных мыслительных процессов аффективного реагирования и социального опыта.

     Именно  в этом смысле понятие «социальный  интеллект» было введено в психологическую науку американским психологом Э. Торндайком в 1920 г. С его точки зрения, социальный интеллект — это глубина понимания и дальновидность в межличностных отношениях. В последствии появились другие расширенные трактовки социального интеллекта. Под социальным интеллектом стали понимать способность уживаться с другими людьми, иметь дело с окружающими (Ф. Мосс и Е. Хант, 1927; Е. Хант, 1928), знания о других людях (Р. Странг, 1930), способность легко сходиться с ними, входить в их положение и ставить себя на место другого (Ф. Верной, 1933), а также способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Дж. Ведек, 1947). Г. Оллпорт стал рассматривать социальный интеллект, как особый «социальный дар», продуктом которого является успешная социальная адаптация. Он связывал его со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Американский психолог Р. Стернберг полагает, что свести к одному все названные выше определения может формулировка, предложенная Д. Векслером. Социальный интеллект — есть не что иное, как приспособленность индивида к человеческому бытию [32].

     Определенный  аналог социального интеллекта присутствует в концепции «многостороннего интеллекта» Г. Гарднера. Он выделил семь типов интеллекта: вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-двигательный, музыкально-ритмический, внутриличностный и межличностный интеллект. Внутриличностный интеллект, или способность к самопознанию, предполагает осознание своих чувств, уверенность в себе, самоуважение, независимость и самореализацию, а также знание собственных желаний и ценностей. Межличностный интеллект как способность к установлению контактов с окружающими характеризует социальную сторону личности. Он включает понимание других людей, социальные навыки и коммуникативные умения.

     Достаточно  широко как одну из граней межличностного интеллекта, социальную сторону личности трактует содержание названного понятия Г. Алдер [4]. В структуру социального интеллекта он включает понимание других людей, социальные навыки и знание секретов общения. Г. Алдер утверждает, что социальный интеллект универсален, он не связан с какой-то одной сферой жизни или определенным типом поведения. «Социально умные» люди обладают тем, что называется «социальным сознанием», «социальной грамотностью». Другими словами, они умеют поддерживать хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами по работе. Видимо, как и общий интеллект, социальный — имеет иерархическую структуру.

       Г. К. Смит [54] предлагает пирамидальную иерархическую модель четырех уровней понимания окружающей социальной действительности. В основании он располагает рационалистическое (умозрительное) понимание, далее следуют: артистический (художественный), практический и эмпирический уровни. Большие размеры рационалистического уровня и малые эмпирического отражают степень их выраженности в мыслях о людях.

     Наряду  с обозначенными уровнями Г. Смит [54] выделил четыре компонента сенситивности, которые по существу являются обобщенной познавательной схемой, которая позволяет избежать крайностей рационалистического и эмпирического подходов. Г. Смит считает необходимым различать взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу виды сенситивности:

     1. Наблюдательная сенситивность — способность наблюдать (видеть и слушать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил.

     2. Теоретическая сенситивность — способность выбирать и применять теории для более точного предсказания чувств, мыслей и действий других людей.

     3. Номотетическая сенситивность — способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других лиц, принадлежащих к данной группе.

     4. Идеографическая сенситивность — способность понимать своеобразие каждого человека.

     Проблема  соотношения академического и неакадемического интеллекта нашла отражение в  работах Р. Стернберга и его сотрудников [57; 24]. К неакадемическому интеллекту Р. Стернберг относит практический, социальный, эмоциональный, внутриличностный и межличностный интеллект, т. к. в основе этих видов интеллекта лежат описательные и методические знания, способность восстановления знаний и решения проблем, которые можно понять и разрешить по-разному. Обобщив исследования в области неакадемического интеллекта, он выделил три направления исследования социального интеллекта:

  • когнитивно-вербальные способы оценки социального интеллекта;
  • поведенческие подходы при измерении социального интеллекта;
  • невербальные подходы при измерении социального интеллекта.

     Классификацию Р. Стернберга можно дополнить так называемым интегральным направлением.

     Попытку устранить противоречие, касающееся понятия социального интеллекта, предприняли К. Космитский и О. Джон [32]. Они определили семь составляющих, которые, по их мнению, являются главными в концепции социального интеллекта. Среди них: когнитивные элементы (оценка перспективы, понимание людей, знание социальных правил, открытость в отношении с окружающими) и поведенческие элементы (способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях).

     В настоящее время наиболее, авторитетная теория социального интеллекта предложена Дж. Гилфордом [16]. Эта теория объединяет известные специфические или основные интеллектуальные способности в единую систему, называемую "структурой интеллекта". Каждый компонент интеллекта, или фактор, является способностью, единственной в своем роде, которая необходима для выполнения теста или задачи определенного типа. Фактор характеризуется теми свойствами, которые в тестах того или иного типа являются общими. Сами факторы могут быть подвергнуты классификации, так как в некоторых отношениях они похожи один на другой. Основание классификации должно соответствовать основному виду процесса или выполняемой операции. Такой вид классификации дает пять больших групп интеллектуальных способностей: факторы познания, памяти, конвергентного и дивергентного мышления и оценки.

     Второй  способ классификации интеллектуальных факторов соответствует виду материала  или включенного в него содержания. До сих пор известно три вида материала  или содержания: содержание может  быть представлено в виде изображений, символов или быть семантическим содержанием.

     Когда к определенному содержанию применяется  та или иная операция, получается не менее шести видов конечного  мыслительного продукта. Эти виды следующие: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, предвидения  они могут быть основными классами, которым соответствуют психологически все виды информации.

     На  этой модели каждое измерение представляет собой один из способов измерения  факторов. В одном измерении расположены  различные виды операций, в другом - разные виды конечного мыслительного продукта, в третьем - разные виды содержания. В измерении, относящемся к содержанию, добавлена четвертая категория, обозначенная как "поведенческая", что сделано исходя из чисто теоретических соображений - представить общую способность, иногда обозначаемую как "социальный интеллект".

     Понимание поведения других людей и самого себя имеет в значительной степени  несловесный характер. В этой области  теорией предсказывается не менее 30 способностей, некоторые из них  относятся к пониманию поведения, некоторые - к продуктивному мышлению в области поведения и некоторые - к его оценке.

     Другими словами, социальный интеллект в  системе координат кубической модели интеллекта обеспечивает как операция (умственное действие) познание информации, как содержание осуществляется на поведенческом уровне, отражая процессы межличностного взаимодействия, и распространяется на все предусмотренные моделью Дж. Гилфорда результаты обработки информации.

     Таким образом, социальный интеллект —  познание поведения — включает шесть  факторов:

     1. Познание элементов поведения — способность выделять из общего контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения.

     2. Познание классов поведения — способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуационной информации о поведении.

     3. Познание отношений поведения — способность понимать и устанавливать связи между единицами информации о поведении.

     4. Познание систем поведения — способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.

     5. Познание преобразований поведения — способность понимать изменения значений сходного вербального или невербального поведения в иных ситуационных контекстах.

     6. Познание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

     В целом, под «социальным интеллектом» он понимал интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации. По его мнению, социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, или группы людей). К процессам, его характеризующим, относятся: социальная сенситивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление [32].

     По  мнению Е. С. Михайловой, к достоинствам модели Дж. Гилфорда относятся:

     1. Расширенная концепция интеллекта Дж. Гилфорда представляет собой самое полное системное описание интеллектуальных способностей человека.

Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников