Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2
Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов (см. Приложение 1), на которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они получают тестовые тетради с первым субтестом и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором.
Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей (см. Приложение 2). Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта. "Сырые баллы" переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц (см. Приложение 3, Приложение 4).
После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:
1 балл - низкие способности к познанию поведения;
2 балла - способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);
3
балла - средние способности к
познанию поведения (
4 балла - способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);
5 баллов - высокие способности к познанию поведения.
В среднем по выборке у испытуемых подросткового возраста наиболее развито умение предвидеть последствия поведения, свидетельствующее о способности в некоторой степени предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации (8,5 балла), наименее развита способность к распознаванию структуры межличностных ситуаций в динамике (4,6 балла).
Средние
значения показателей частных способностей
к познанию поведения других людей и композитной
оценки социального интеллекта (КО) в целом
по тесту в каждой из групп представлены
в табл.2.1.
Таблица 2.1
Средние
показатели уровня развития социального
интеллекта испытуемых (n=71)
|
В группе детей, воспитывающихся в семье, средний показатель композитной оценки социального интеллекта оказался несколько ниже, чем у детей воспитывающихся в условиях интерната — 24,1 и 24,7 балла соответственно. Следовательно, можно предположить, что у детей-сирот подросткового возраста и у детей, воспитывающихся в семье, способность к адекватному пониманию поведения людей развита в одинаковой мере с незначительным преимуществом у первой группы.
Самый высокий средний показатель частных способностей к познанию поведения наблюдается у подростков, независимо от условий воспитания, по субтесту «Истории с завершением», что говорит о развитой способности предвидеть последствия поведения, свидетельствующее о способности в некоторой степени предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.
Самый низкий средний показатель – по субтесту «Истории с дополнением» – 4,2 и 5 балла, что говорит о слабой способности к пониманию логики развития ситуаций взаимодействия. Следовательно, подростки обеих групп испытывают затруднения в адаптации к различным системам взаимоотношений (семейные, деловые и пр.), что может являться возрастной особенностью, а не быть обусловлено условиями воспитания.
Анализ общего уровня развития социального интеллекта показал, что большинство испытуемых подросткового возраста находится на низком уровне понимания поведения, т.е. не способен извлекать максимально возможное количество информации из общения с людьми, высказывать точные суждения о людях, плохо прогнозирует их реакции в заданных обстоятельствах (дети, воспитывающиеся в семье – уровень ниже среднего – 40%, низкий – 14,3%; дети-сироты – ниже среднего – 38,9%, низкий – 16,7%) (см. Приложение 6, Приложение 8). Велик также процент испытуемых имеющих средний уровень развития социального интеллекта(44,4% и 40% соответственно), т.е они могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что значительно снижает возможности их социальной адаптации. Лишь незначительное число испытуемых (8,3% и 5,7%) могут проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других. Это тревожные данные, так как уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации, чем уровень развития общего интеллекта (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Общий уровень развития социального интеллекта подростков (в %)
Таким образом, незначительное число детей подросткового возраста обладает социальным интеллектом, относящимся к уровню развития выше среднего, т.е. способно извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Однако большинство испытуемых имеют средний уровень развития социального интеллекта, а почти треть – ниже среднего, что свидетельствует о возможности возникновения трудностей в понимании и прогнозировании поведения людей.
В соответствии с целью исследования, испытуемые были разделены на три группы в зависимости от выраженности показателей социального интеллекта. В табл. 2.2 приведены средние показатели уровней развития социального интеллекта (по композитной оценке), а также размах распределения и среднее квадратическое отклонение по каждой группе испытуемых: с высоким, средним и низким уровнями социального интеллекта.
Таблица 2.2.
Средние показатели уровней развития социального интеллекта в группе подростков
Уровень социального интеллекта | Количество испытуемых | Среднее значение | Размах распределения | Стандартное отклонение | ||||||
Гр. 1 | Гр. 2 | Гр. 1 | Гр. 2 | Гр. 1 | Гр. 2 | Гр. 1 | Гр. 2 | |||
min | max | min | max | |||||||
Высокий | 3 | 2 | 33,3 | 33 | 33 | 34 | 34 | 35 | 0,7 | 0,7 |
Средний | 13 | 14 | 27,4 | 26,8 | 25 | 30 | 26 | 31 | 3,5 | 3,5 |
Низкий | 20 | 19 | 21 | 22 | 13 | 24 | 14 | 25 | 7,8 | 7,8 |
В целом по выборке | 36 | 35 | 24,1 | 24,7 | 23,7 | 29,3 | 24,7 | 30,3 | 4 | 4 |
Как видно из табл. 2.2., в группе детей, воспитывающихся в семье, 3 испытуемых (8,3 %) имеют высокий уровень развития социального интеллекта, 13 испытуемых (36,1 %) — средний и 20 (55,6 %) – низкий уровень развития социального интеллекта. В целом, в первой группе показатель социального интеллекта составил 24,1 балла; максимальный показатель – 34 балла, минимальный — 13 баллов.
В группе детей-сирот 2 испытуемых (5,7%) имеют высокий уровень развития социального интеллекта; 14 (40%) — средний; 19 (54,3 %) — низкий уровень развития социального интеллекта. В целом по выборке показатель социального интеллекта составил 24,7 балла; максимальный показатель – 35 балла, минимальный — 14 баллов.
Для выявления различий в уровне развития социального интеллекта между детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми, воспитывающимися в семье, мы применили U-критерий различий Манна-Уитни (U эмп.= 632,5, n1=36, n2=35, при р≤0,01).
Таким образом, существуют статистически значимые различия в уровне развития социального интеллекта детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье с вероятностью ошибки 1%
В среднем по выборке у испытуемых юношеского возраста наиболее развита способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека (7,3 балла), наименее развита способность к распознаванию структуры межличностных ситуаций в динамике (4,9 балла).
Средние значения показателей частных способностей к познанию поведения других людей и композитной оценки социального интеллекта (КО) в целом по тесту в каждой из групп представлены в табл.2.3.
Таблица 2.3
Средние показатели уровня развития социального интеллекта испытуемых (n=37)
|
Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников