Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2
Рассматривая лиц подросткового и юношеского возраста, воспитывающихся в семье, по определению социометрического статуса (см. Табл. 2.2.) можно говорить о том, что:
Рассматривая лиц подросткового и юношеского возраста, оставшихся без попечения родителей (см. Табл. 2.3.) можно говорить о том, что:
Исходя из полученных данных можно сделать вывод:
Таким образом, изучив полученные результаты по определению социометрического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в группе лиц подросткового возраста эмоциональный климат является незначительно более благоприятным, чем в группе лиц юношеского возраста (33,8 % и 32,4% относящихся к лицам с благоприятным статусом соответственно), а в группе лиц из числа детей-сирот уровень эмоционального благополучия гораздо выше, чем в группе лиц, воспитывающихся в семьях (44 % и 24 % соответственно)
Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредствованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применялась социометрическая процедура.
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Для изучения социального интеллекта использовалась методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, рассчитанная на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Ее выбор связан с тем, что она представляет собой стандартизированную батарею тестов, диагностирующую способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных ситуациях.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Таблица
2.6 – Результаты исследования уровня развития
социального интеллекта и социометрического
статуса в группе подростков и юношей,
воспитывающихся в семье
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Всего | |||||||
Статус | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % |
«звезды» | - | - | - | - | - | - | 1 | 1,7 | - | - | 1 | 1,7 |
«предпочитаемые» | - | - | 2 | 3,5 | 5 | 8,6 | 4 | 6,9 | 2 | 3,5 | 13 | 22,5 |
«принятые» | - | - | 1 | 1,7 | 15 | 25,9 | 10 | 17,2 | 7 | 12 | 33 | 56,8 |
«отверженные» | - | - | - | - | 1 | 1,7 | 8 | 13,8 | 2 | 3,5 | 11 | 19 |
Всего | 0 | 0 | 3 | 5,2 | 21 | 36,2 | 23 | 39,6 | 11 | 19 | 58 | 100 |
Полученные данные были подвергнуты математической обработке: r Пирсона составил 0,21 при вероятности ошибки р = 0,05, что говорит о том, что связь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом является статистически незначимой.
Таблица
2.7 – Результаты исследования уровня
развития социального интеллекта и социометрического
статуса в группе детей-сирот подросткового
и юношеского возраста
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Всего | |||||||
Статус | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % |
«звезды» | - | - | 1 | 2 | 4 | 8 | - | - | - | - | 5 | 10 |
предпочитаемые» | - | - | 1 | 2 | 7 | 14 | 8 | 16 | 1 | 2 | 17 | 34 |
«принятые» | - | - | 1 | 2 | 6 | 12 | 9 | 18 | 5 | 10 | 22 | 42 |
«отверженные» | - | - | - | - | 1 | 2 | 3 | 6 | 3 | 6 | 7 | 14 |
Всего | 0 | 0 | 3 | 6 | 18 | 36 | 20 | 40 | 9 | 18 | 50 | 100 |
Полученные данные были подвергнуты математической обработке: r Пирсона составил 0,45 при вероятности ошибки р = 0,01, что говорит о том, что связь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом является статистически значимой. Наличие прямо пропорциональной статистически значимой связи свидетельствует о том, что чем более развитой является способность к познанию поведения, тем благоприятнее положение личности в группе и наоборот.
Таблица
2.8 – Результаты исследования уровня
развития социального интеллекта и социометрического
статуса в группе подростков
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Всего | |||||||
Статус | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % |
«звезды» | - | - | - | - | 3 | 4,2 | 1 | 1,4 | - | - | 4 | 5,6 |
«предпочитаемые» | - | - | 3 | 4,2 | 7 | 9,9 | 9 | 12,7 | 1 | 1,4 | 20 | 28,2 |
«принятые» | - | - | 2 | 2,8 | 15 | 21,1 | 14 | 19,7 | 8 | 11,3 | 39 | 54,9 |
«отверженные» | - | - | - | - | 2 | 2,8 | 4 | 5,6 | 2 | 2,8 | 8 | 11,3 |
Всего | 0 | 0 | 5 | 7 | 27 | 38 | 28 | 39,4 | 11 | 15,5 | 71 | 100 |
Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников