Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 500.00 Кб (Скачать)
 

     Рассматривая  лиц подросткового и юношеского возраста, воспитывающихся в семье, по определению социометрического статуса (см. Табл. 2.2.) можно говорить о том, что:

  • среди опрошенных 2,7 % подростков имеют первую статусную категорию (лидеры), в то время как среди юношей эта категория не представлена;
  • также видно, что: 19,5% подростков относятся к предпочитаемым, что на 7,7 % ниже, чем у группы лиц другой возрастной категории (27,2% - у юношей);
  • к третьей статусной категории относятся 69,5% лиц подросткового возраста и 36,4 % лиц юношеского;
  • к четвертой статусной категории относятся 8,3 % подростков, что более, чем в 4 раза меньше, чем в группе лиц юношеского возраста (36,4%).

     Рассматривая  лиц подросткового и юношеского возраста, оставшихся без попечения  родителей (см. Табл. 2.3.) можно говорить о том, что:

  • 8,6 % подростков этой группы испытуемых относятся к первой статусной категории, что на 4,7 % меньше, чем у лиц юношеского возраста (13,3 %);
  • ко второй статусной категории (предпочитаемые) относятся 37,1 % подростков и 26,7 % юношей;
  • третью статусную категорию (принятые) имеют 40 % детей сирот подросткового возраста, что на 6,7 % меньше, чем у лиц другой возрастной категории (46,7 % - у юношей);
  • к четвертой категории (отверженные) среди детей сирот подросткового и юношеского возраста относится 14,3 % и 13,3 % соответственно.

     Исходя  из полученных данных можно сделать  вывод:

  • в группе детей и юношей, воспитывающихся в семье 76 % детей имеют неблагоприятный статус, а 24 % относятся к первой и второй статусным группам;
  • в группе детей-сирот подросткового и юношеского возраста 44 % детей имеют благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 56 % имеют третий и четвертый статус.

     Таким образом, изучив полученные результаты по определению социометрического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в группе лиц подросткового возраста эмоциональный климат является незначительно более благоприятным, чем в группе лиц юношеского возраста (33,8 % и 32,4% относящихся к лицам с благоприятным статусом соответственно), а в группе лиц из числа детей-сирот уровень эмоционального благополучия гораздо выше, чем в группе лиц, воспитывающихся в семьях (44 % и 24 % соответственно)

2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

 

     Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредствованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.

     Лишь  постоянное общение индивида с более  развитыми, чем он сам, личностями, обладающими  ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.

     Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применялась социометрическая процедура.

     В человеческих взаимоотношениях, в понимании  того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Для изучения социального интеллекта использовалась методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, рассчитанная на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Ее выбор связан с тем, что она представляет собой стандартизированную батарею тестов, диагностирующую способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных ситуациях.

     В ходе исследования были получены следующие  результаты:

  1. В группе подростков и юношей, воспитывающихся в семье, все испытуемые, имеющие высокий уровень развития социального интеллекта (5,2 %), относятся к среднему уровню благополучия (II и III статусные категории) (см. Табл. 2.6.). К этим же уровням относится большинство подростков и юношей со средними способностями к пониманию поведения других людей (8,6 % и 25,9 % соответственно), лишь незначительный процент (1,7%)  испытуемых с данным уровнем развития социального интеллекта занимают неблагополучное статусное положение (IV категория).  Значительно выше процент неблагополучия (13,8 % и 3,5 %) составляет у испытуемых с низким уровнем развития способности к пониманию поведения других (уровни ниже среднего и низкий соответственно). Интерес вызывает представленность у данных испытуемых  высокого социометрического статуса (1,7 %).
 

     Таблица 2.6 – Результаты исследования уровня развития социального интеллекта и социометрического статуса в группе подростков и юношей, воспитывающихся в семье 

  Высокий Выше  среднего Средний Ниже  среднего Низкий Всего
Статус АВ     % АВ % АВ % АВ % АВ % АВ %
 «звезды» - - - - - - 1 1,7 - - 1 1,7
«предпочитаемые» - - 2 3,5 5 8,6 4 6,9 2 3,5 13 22,5
 «принятые» - - 1 1,7 15 25,9 10 17,2 7 12 33 56,8
 «отверженные» - - - - 1 1,7 8 13,8 2 3,5 11 19
Всего 0 0 3 5,2 21 36,2 23 39,6 11 19 58 100
 

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: r Пирсона составил 0,21 при вероятности ошибки р = 0,05, что говорит о том, что связь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом является статистически незначимой.

  1. В группе детей-сирот подросткового и юношеского возраста все испытуемые, имеющие высокий уровень развития социального интеллекта (6 %), относятся к высокому и среднему уровню благополучия (I, II и III статусные категории) (см. Табл. 2.7.). Достаточно высокий статус имеют и испытуемые со средними способностями к пониманию поведения других людей (8%, 14 % и 12% соответственно), лишь незначительный процент (2%)  испытуемых с данным уровнем развития социального интеллекта занимают неблагополучное статусное положение (IV категория). Несколько выше процент неблагополучия (по 6 % - уровни ниже среднего и низкий) составляет у испытуемых с низким уровнем развития способности к пониманию поведения других.
 

     Таблица 2.7 – Результаты исследования уровня развития социального интеллекта и социометрического статуса в группе детей-сирот подросткового и юношеского возраста 

  Высокий Выше  среднего Средний Ниже  среднего Низкий Всего
Статус АВ % АВ % АВ % АВ % АВ % АВ %
 «звезды» - - 1 2 4 8 - - - - 5 10
 предпочитаемые» - - 1 2 7 14 8 16 1 2 17 34
 «принятые» - - 1 2 6 12 9 18 5 10 22 42
 «отверженные» - - - - 1 2 3 6 3 6 7 14
Всего 0 0 3 6 18 36 20 40 9 18 50 100
 

     Полученные данные были подвергнуты математической обработке: r Пирсона составил 0,45 при вероятности ошибки р = 0,01, что говорит о том, что связь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом является статистически значимой. Наличие прямо пропорциональной статистически значимой связи свидетельствует о том, что чем более развитой является способность к познанию поведения, тем благоприятнее положение личности в группе и наоборот. 

  1. В группе лиц подросткового возраста все испытуемые, имеющие высокий уровень развития социального интеллекта (7 %), относятся к среднему уровню благополучия (II и III статусные категории) (см. Табл. 2.8.). Достаточно высокий статус имеют и испытуемые со средними способностями к пониманию поведения других людей (4,2 % - «звезды», 9,9 % - «предпочитаемые» и 21,1 % - «принятые»), лишь незначительный процент (2,8%)  испытуемых с данным уровнем развития социального интеллекта занимают неблагополучное статусное положение (IV категория). Подобные результаты дает анализ положения и уровня развития социального интеллекта у испытуемых с низким уровнем развития способности к пониманию поведения других.
 

     Таблица 2.8 – Результаты исследования уровня развития социального интеллекта и социометрического статуса в группе подростков 

  Высокий Выше  среднего Средний Ниже  среднего Низкий Всего
Статус АВ % АВ % АВ % АВ % АВ % АВ %
«звезды» - - - - 3 4,2 1 1,4 - - 4 5,6
«предпочитаемые» - - 3 4,2 7  9,9 9 12,7 1 1,4 20 28,2
«принятые» - - 2 2,8 15 21,1 14 19,7 8 11,3 39 54,9
«отверженные» - - - - 2 2,8 4 5,6 2 2,8 8 11,3
Всего 0 0 5 7 27 38 28 39,4 11 15,5 71 100

Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников