Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:15, доклад
Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки больших социальных групп:
1) имеют структурную и функциональную организацию;
2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
3) определенный психический склад, групповая психология;
4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки
больших социальных групп:
1) имеют структурную и функциональную
организацию;
2) социально-психологическими регуляторами
жизнедеятельности больших групп является
групповое сознание, обычаи и традиции;
3) определенный психический склад, групповая
психология;
4) оказывают влияние на формирование соответствующего
типа личности – типичных представителей
класса, партии, нации и т. п.;
5) определенный набор социальных норм,
регулирующих взаимодействие.
Виды больших
социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых
социальных связей:
а) объективные макрогруппы – группа,
в которой люди объединены общностью объективных
связей, существующих независимо от сознания
и воли этих людей;
б) субъективно-психологические макрогруппы
– группы, которые возникают в результате
сознательного объединения людей;
2) по времени существования:
а) длительно существующие группы (классы,
нации);
б) временно существующие группы (толпа,
аудитория);
3) по организованности-
а) организованные группы (партии, союзы);
б) неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:
а) возникшая стихийно (толпа);
б) организованная сознательно (партии,
ассоциации);
5) по контактности членов группы:
а) условные группы – группы, создаваемые
по определенному признаку (пол, возраст,
профессия и т. п.), в которых люди не имеют
прямых контактов между собой;
б) реальные большие группы – реально
существующие группы, в которых люди имеют
между собой тесные контакты (митинги,
собрания);
6) по открытости:
а) открытые;
б) закрытые – членство определяется внутренними
установлениями групп.
Уровни
развития больших социальных групп:
1) типологический – люди, объединенные
в группы этого уровня, имеют общие признаки,
которые не составляют основания для создания
психологической общности. Такие группы
не обладают единством;
2) идентификационный – характеризуется
наличием группового самосознания; члены
групп осознают свою принадлежность к
данной группе, идентифицируют себя с
ее членами;
3) солидаристский – характеризуется осознанием
членами группы общности своих интересов,
готовности группы к совместным действиям
во имя групповых целей.
Факторы, определяющие уровень психологической
общности групп:
1) степень идентификации членов группы;
2) степень гетерогенности и гомогенности
группы;
3) характер внутригрупповых коммуникаций
и открытость группы межгрупповым коммуникациям,
воздействию средств массовой информации
общественно го мнения, задающего;
4) социальная мобильность – возможность
перехода из одной социальной группы в
другую;
5) общественно-исторический опыт группы;
6) идеология объединения людей.
Элементы
общественной психологии в зависимости
от сфер психики:
1) элементы мотивационно-потребностной
сферы:
а) общегрупповые потребности;
б) общегрупповые интересы;
в) мотивы деятельности;
г) жизненные ценности;
д) цели и социальные установки;
2) элементы когнитивной сферы являются
отражением социальных процессов, статуса
групп в системе общественных отношений,
уровня развития духовной жизни общества:
а) групповое сознание;
б) социальное восприятие и мышление;
в) коллективные представления;
г) общественное мнение;
д) менталитет;
3) элементы аффективной сферы:
а) социальные чувства;
б) общественные настроения;
в) аффекты;
4) элементы поведенческо-волевой сферы:
а) стереотипы группового поведения;
б) групповые навыки;
в) общественные обычаи;
г) групповые умения.