Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2
Сопоставляя полученные результаты с выделенными ранее критериями социального интеллекта, можно утверждать, что у детей-сирот достаточно хорошо сформированы такие социальные знания, как знание специальных правил. То есть у них имеются декларативные знания о хорошо знакомых социальных событиях, под которыми в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения. Вместе с тем отсутствуют опытные знания т.е. те, что получены в ходе собственной исследовательской практики, а также социально-когнитивная гибкость, т.е. способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем. В недостаточной мере представлена оценка чувств, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста; формулирование планов собственных действий, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей; эмоциональная чувствительность и контроль; способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого; способность к саморегуляции; умение слушать собеседника; способность и готовность работать совместно; умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.
В месте с тем нужно отметить, что формирование этих умений личности не происходит спонтанно, а осуществляется в определенных условиях, которые определяют ее быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи и т.д.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет говорить о том, что существует два основных фактора, влияющих на процесс формирования и развития социального интеллекта: большое количество разнообразных социальных контактов и опыта эмоциональной близости с другими людьми, - так как именно при наличии этих условий формируются развитая способность к рефлексии, позитивное отношение к людям, знание специальных правил, понимание других людей, социальное прогнозирование, эмоциональная чувствительность, сопереживание, способность к саморегуляции и т.д.
Однако в школах-интернатах наблюдается такое явление как социальная изоляция, которое проявляется в ограниченном взаимодействии с социальной средой, определенной закрытости интернатных учреждений. В результате чего в системе взаимодействия ребенка с социальной средой происходит определенный «разрыв», вызывающий трудности в усвоении социального опыта, что находит отражение в сфере общения, деятельности, формирования самосознания. Дети в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, что значительно ограничивает их возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них.
Количество детей в группе, намного превышающее тот уровень, при котором взрослый может уделять необходимое внимание каждому ребенку, приводит к недостаточности общения со взрослыми, наличию обостренной потребности в их внимании и доброжелательности. Жесткая регламентация деятельности детей и взрослых, акцент на дисциплинарные моменты, бедность событий в их совместной жизни не предоставляют содержательных поводов для общения. Смена воспитателей, перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка со взрослым. Все это говорит не только об отсутствии эмоциональной близости, но и о незначительной возможности приобретения опыта каких-либо значимых в личностном плане отношений. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, нуждаясь в любви и внимании, не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Данные искажения в условиях формирования и развития личности активно влияют на процесс становления и ярко проявляются в особенностях личности детей-сирот. Нивелировка последствий воздействия данных условий, возможная на более ранних этапах развития, с возрастом становится все менее и менее реальной.
Что касается подростков и юношей, воспитывающихся в семье, то наиболее развитым у них как и у другой группы испытуемых оказалось умение предвидеть последствия поведения, свидетельствующее о способности в некоторой степени предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, наименее развита способность к распознаванию структуры межличностных ситуаций в динамике. В среднем по выборке у испытуемых юношеского возраста наиболее развита способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, распознаванию различных смыслов вербальных сообщений.
Анализ общего уровня развития социального интеллекта в группе лиц, воспитывающихся в семье, показал, что большинство испытуемых находится на среднем и низком уровне понимания поведения, т.е. не способно либо может испытывать трудности при получении и переработке информации из общения с людьми, высказывании суждений о людях, прогнозе их реакций в заданных обстоятельствах. Лишь незначительное число испытуемых может проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других.
Таким
образом, исследование показало, что
уровень развития социального интеллекта
лиц подросткового возраста выше, чем
у лиц юношеского возраста, а уровень развития
социального интеллекта испытуемых, воспитывающихся
в семье выше, чем у детей-сирот. Нужно
отметить также, что во всех рассматриваемых
группах показатели по способностям,
анализируемым в исследовании (предвидеть
последствия поведения, предвосхищать
дальнейшие поступки людей, оценивать
состояния, чувства, намерения людей по
их невербальным проявлениям, мимике,
позам, жестам, понимать речевую экспрессию,
распознавать структуру межличностных
ситуаций) оказались на среднем и низком
уровне развития. Лишь незначительное
число испытуемых могут проявлять дальновидность
в отношениях с другими, быть успешными
коммуникаторами, отличаются интересом
к социальным проблемам, потребностью
воздействовать на других.
2.3. Изучение межличностных
отношений
Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено).
Социометрия
– это система некоторых
Социометрический эксперимент проводился в групповой форме.
Социометрический
статус ребенка в системе
1 – “лидеры”: 6 и более выборов,
2 – “предпочитаемые” - 3-5 выбора,
3 – “принятые” - 1-2 выбора,
4 – “отверженные” - 0 выборов.
1
и 2 статусная группы являются
благоприятными. Исходя из этого,
мы можем знать насколько
В ходе проведенного социометрического исследования с целью изучения характеристики межличностных отношений были получены следующие результаты:
Таблица 2.1 – Сводная таблица по результатам социометрического исследования
Подростковый возраст | Юношеский возраст | |||||||
Дети-сироты | Дети из семей | Дети-сироты | Дети из семей | |||||
Статус | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % |
«звезды» | 3 | 8,6 | 1 | 2,7 | 2 | 13,3 | 0 | 0 |
«предпочитаемые» | 13 | 37,1 | 7 | 19,5 | 4 | 26,7 | 6 | 27,2 |
«принятые» | 14 | 40 | 25 | 69,5 | 7 | 46,7 | 8 | 36,4 |
«отверженные» | 5 | 14,3 | 3 | 8,3 | 2 | 13,3 | 8 | 36,4 |
Таблица 2.2 – Результаты социометрического исследования в группе подростков и юношей, воспитывающихся в семье
Статус | АВ | % |
«звезды» | 1 | 1,7 |
«предпочитаемые» | 13 | 22,3 |
«принятые» | 33 | 57 |
«отверженные» | 11 | 19 |
Всего | 58 | 100 |
Таблица 2.3 – Результаты социометрического исследования в группе детей-сирот подросткового и юношеского возраста
Статус | АВ | % |
«звезды» | 5 | 10 |
«предпочитаемые» | 17 | 34 |
«принятые» | 21 | 42 |
«отверженные» | 7 | 14 |
Всего | 50 | 100 |
Таблица 2.4 – Результаты социометрического исследования в группе подростков
Статус | АВ | % |
«звезды» | 4 | 5,6 |
«предпочитаемые» | 20 | 28,2 |
«принятые» | 39 | 55 |
«отверженные» | 8 | 11,2 |
Всего | 71 | 100 |
Таблица 2.5 – Результаты социометрического исследования в группе лиц юношеского возраста
Статус | АВ | % |
«звезды» | 2 | 5,4 |
«предпочитаемые» | 10 | 27 |
«принятые» | 15 | 40,6 |
«отверженные» | 10 | 27 |
Всего | 37 | 100 |
Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников