Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа

Краткое описание

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

     Сопоставляя полученные результаты с выделенными ранее критериями социального интеллекта, можно утверждать, что у детей-сирот достаточно хорошо сформированы такие социальные знания, как знание специальных правил. То есть у них имеются декларативные знания о хорошо знакомых социальных событиях, под которыми в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения. Вместе с тем отсутствуют опытные знания т.е. те, что получены в ходе собственной исследовательской практики, а также социально-когнитивная гибкость, т.е. способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем. В недостаточной мере представлена оценка чувств, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста; формулирование планов собственных действий, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей; эмоциональная чувствительность и контроль; способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого; способность к саморегуляции; умение слушать собеседника; способность и готовность работать совместно; умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

     В месте с тем нужно отметить, что формирование этих умений личности не происходит спонтанно, а осуществляется в определенных условиях, которые определяют ее быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи и т.д.

     Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет говорить о том, что существует два основных фактора, влияющих на процесс формирования и развития социального интеллекта: большое количество разнообразных социальных контактов и опыта эмоциональной близости с другими людьми, - так как именно при наличии этих условий формируются развитая способность к рефлексии, позитивное отношение к людям, знание специальных правил, понимание других людей, социальное прогнозирование, эмоциональная чувствительность, сопереживание, способность к саморегуляции и т.д.

     Однако в школах-интернатах наблюдается такое явление как  социальная изоляция, которое проявляется в ограниченном взаимодействии с социальной средой, определенной закрытости интернатных учреждений. В результате чего в системе взаимодействия ребенка с социальной средой происходит определенный «разрыв», вызывающий трудности в усвоении социального опыта, что находит отражение в сфере общения, деятельности, формирования самосознания. Дети в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, что значительно ограничивает их возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них.

     Количество детей в группе, намного превышающее тот уровень, при котором взрослый может уделять необходимое внимание каждому ребенку, приводит к недостаточности общения со взрослыми, наличию обостренной потребности в их внимании и доброжелательности. Жесткая регламентация деятельности детей и взрослых, акцент на дисциплинарные моменты, бедность событий в их совместной жизни не предоставляют содержательных поводов для общения. Смена воспитателей, перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка со взрослым. Все это говорит не только об отсутствии эмоциональной близости, но и о незначительной возможности приобретения опыта каких-либо значимых в личностном плане отношений. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, нуждаясь в любви и внимании, не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию.

     Данные искажения в условиях формирования и развития личности активно влияют на процесс становления и ярко проявляются в особенностях личности детей-сирот. Нивелировка последствий воздействия данных условий, возможная на более ранних этапах развития, с возрастом становится все менее и менее реальной.

     Что касается подростков и юношей, воспитывающихся в семье, то наиболее развитым у них как и у другой группы испытуемых оказалось умение предвидеть последствия поведения, свидетельствующее о способности в некоторой степени предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, наименее развита способность к распознаванию структуры межличностных ситуаций в динамике. В среднем по выборке у испытуемых юношеского возраста наиболее развита способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, распознаванию различных смыслов вербальных сообщений.

     Анализ  общего уровня развития социального интеллекта в группе лиц, воспитывающихся в семье, показал, что большинство испытуемых находится на среднем и низком уровне понимания поведения, т.е. не способно либо может испытывать трудности при получении и переработке информации из общения с людьми, высказывании суждений о людях, прогнозе их реакций в заданных обстоятельствах. Лишь незначительное число испытуемых может проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других.

     Таким образом, исследование показало, что уровень развития социального интеллекта лиц подросткового возраста выше, чем у лиц юношеского возраста, а уровень развития социального интеллекта испытуемых, воспитывающихся в семье выше, чем у детей-сирот. Нужно отметить также, что во всех рассматриваемых группах показатели по  способностям, анализируемым в исследовании (предвидеть последствия поведения, предвосхищать дальнейшие поступки людей, оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, понимать речевую экспрессию, распознавать структуру межличностных ситуаций) оказались на среднем и низком уровне развития. Лишь незначительное число испытуемых могут проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других.  

 

      2.3. Изучение межличностных отношений 

     Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено).

     Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д.

     Социометрический  эксперимент проводился в групповой  форме.

     Социометрический  статус ребенка в системе межличностных  отношений определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

     1 – “лидеры”: 6 и более выборов,

     2 – “предпочитаемые” - 3-5 выбора,

     3 – “принятые” - 1-2 выбора,

     4 – “отверженные” - 0 выборов.

     1 и 2 статусная группы являются  благоприятными. Исходя из этого,  мы можем знать насколько благоприятен  статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок  желанен в системе межличностных  отношений, испытывают ли к  нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

     В ходе проведенного социометрического  исследования с целью изучения характеристики межличностных отношений были получены следующие результаты:

     Таблица 2.1 – Сводная таблица по результатам социометрического исследования

     
  Подростковый  возраст Юношеский возраст
  Дети-сироты Дети  из семей Дети-сироты Дети  из семей
Статус АВ % АВ % АВ % АВ %
  «звезды» 3 8,6 1 2,7 2 13,3 0 0
  «предпочитаемые» 13 37,1 7 19,5 4 26,7 6 27,2
  «принятые» 14 40 25 69,5 7 46,7 8 36,4
  «отверженные» 5 14,3 3 8,3 2 13,3 8 36,4
 

     Таблица 2.2 – Результаты социометрического исследования в группе подростков и юношей, воспитывающихся в семье

    Статус АВ %
     «звезды» 1 1,7
     «предпочитаемые» 13 22,3
     «принятые» 33 57
     «отверженные» 11 19
    Всего 58 100
 

     Таблица 2.3 – Результаты социометрического исследования в группе детей-сирот подросткового и юношеского возраста

    Статус АВ %
     «звезды» 5 10
     «предпочитаемые» 17 34
     «принятые» 21 42
     «отверженные» 7 14
    Всего 50 100
 

     Таблица 2.4 – Результаты социометрического исследования в группе подростков

    Статус АВ %
     «звезды» 4 5,6
     «предпочитаемые» 20 28,2
     «принятые» 39 55
     «отверженные» 8 11,2
    Всего 71 100
 

     Таблица 2.5 – Результаты социометрического исследования в группе лиц юношеского возраста

    Статус АВ %
     «звезды» 2 5,4
     «предпочитаемые» 10 27
     «принятые» 15 40,6
     «отверженные» 10 27
    Всего 37 100

Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников