Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.
Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.
Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.
Положение индивида в группе называется “статус” или “ позиция”. Еще в 1936 г. Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личности в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятие “статус”, которое он определил как собрание прав и обязанностей индивида. Традиционно статус понимается как социальное положение индивида в группе в качестве ее члена.
Термины "статус" и "позиция" часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие "позиция" имеет несколько иное значение (Божович, 1967). Самое широкое применение понятие "статус" находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.
Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.
В отличие от позиции статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или расходиться.
Группа является важнейшим элементом той «микросреды», которая окружает личность и оказывает на нее наиболее непосредственное воздействие.
Наиболее близкой к личности является микросреда. «Микросреда» сама имеет сложную внутреннюю структуру. В нее входит и семейное окружение ребенка, и сверстники, и все те взрослые, которые непосредственно с ним общаются. Специфической особенностью микросреды является то обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, черпает из нее весь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои отношения с составляющими ее людьми.
Неформальная структура характеризуется огромным количеством связей и отношений эмоционально-психологического характера. Неформальные отношения приводят к образованию малых первичных неформальных групп, члены которой связаны чувствами симпатии и дружбы. Ребенок может быть включен в одну группировку, другой сразу в две и более микрогруппы. Третьи же не занимают положения ни в одной; одни из них имеют дружеские отношения вне класса и довольствуются ими; другие в силу личностных особенностей не включены ни в какие неформальные группы. Последние могут быть слишком замкнутыми по той или иной причине, не идущими на контакт, не умеющими вступить в общение; или же сознательно не желающими включаться в систему межличностных отношений по причине, что не испытывают особой потребности в общении.
Важная определяющая групповой динамики - личностные особенности участников группового процесса, которые могут быть разбиты на три класса переменных: биографические характеристики (возраст, пол, образование), способности (интеллект и отдельные знания и умения) и черты личности.
Социально-
Регулятивная функция норм состоит в том, что они определяют (регулируют) поведение людей в группе и за ее пределами (если речь идет о них как о представляющих свою группу), задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к членам данной группы самими ее участниками.
Соответствие поведения человека принятым в группе нормам существенно влияет на его положение в системе отношений данной группы. Влияние это многостороннее: с одной стороны, если человек следует сложившимся и принятым в группе нормам, то повышается его авторитет в глазах окружающих, с другой - признание значимости человека, повышение его статуса влияет на других членов группы. От него в определенной степени начинает зависеть и сама совокупность складывающихся в группе норм и отношений: он становится их генератором.
Результаты исследований проблемы детерминации положения личности в группе сверстников (Коломинский Я.Л., Сенько Т.В., Кон И.С. и др.) требуют более детального изучения детерминант, определяющих положение ребенка в группе. В качестве одной из них выступают особенности развития социального интеллекта.
Обобщая
все выше сказанное, можно сделать
вывод о том, что группа является важнейшим
элементом той «микросреды», которая окружает
личность и оказывает на нее наиболее
непосредственное воздействие. Под группой
понимается реально существующее образование,
в котором люди собраны вместе, объединены
одним общим признаком, разновидностью
совместной деятельности или помещены
в какие-то идентичные условия, обстоятельства,
определенным образом осознают свою принадлежность
к этому образованию. В группе личность
приобретает различный опыт: социальный,
взаимодействия с другими людьми, достижения
цели, общественного поведения. Однако
и каждый член группы оказывает определенное
влияние на коллектив в целом. Место индивида
в группе определяется его социометрическим
статусом, совокупностью объективно присущих
индивиду характеристик, субъективного
восприятия его другими членами группы.
Выводы по главе:
Таким образом, по итогам анализа результатов изучения характеристик социального интеллекта, мы пришли к следующим выводам:
Эмпирическое исследование проводилось на базе школы-интерната №3 г. Минска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат № 1 г. Бобруйска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка факультета социально-педагогических технологий, средней общеобразовательной школы № 31 г. Бобруйска, Белорусского государственного экономического университета факультета Бобруйский филиал. В качестве испытуемых выступали подростки в возрасте от 11 до 16 лет, а также юноши в возрасте от 18 до 22 лет. Под детьми-сиротами подросткового возраста понимаются лица в возрасте от 11 до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель и дети, оставшиеся без попечения родителей. К лицам детей-сирот юношеского возраста относят лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.
Выборка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составила в общей сложности 50 человек (35 подростков, 15 юношей). Выборка из числа лиц подросткового и юношеского возраста, воспитывающихся в семье – 58 человек (36 и 22 соответственно).
Всего обследовано 108 человек.
Для изучения социального интеллекта использовалась методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, рассчитанная на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Ее выбор связан с тем, что она представляет собой стандартизированную батарею тестов, диагностирующую способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных ситуациях.
Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут на 1 субтест - "Истории с завершением", 7 минут на 2 субтест - "Группы экспрессии", 5 минут на 3 субтест - "Вербальная экспрессия", 10 минут на 4 субтест - "Истории с дополнениями". Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.
Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников