Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:19, дипломная работа
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
ГЛАВА 1 2
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
1.1. Понятие «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии. 2
1.2. Детерминация положения личности в группе сверстников 2
ГЛАВА 2 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 2
2.1. Эмпирическое исследование социального интеллекта 2
2.1.1. Изучение социального интеллекта подростков 2
2.1.2. Изучение социального интеллекта лиц юношеского возраста 2
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования социального интеллекта 2
2.3. Изучение межличностных отношений 2
2.4. Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников 2
Заключение 2
Библиографический список 2
Приложения 2
Полученные данные были подвергнуты математической обработке: r Пирсона составил 0,25 при вероятности ошибки р = 0,05, что говорит о том, что связь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом является прямо пропорциональной статистически значимой.
Таблица
2.9 – Результаты исследования уровня развития
социального интеллекта и социометрического
статуса в группе юношей
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Всего | |||||||
Статус | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % | АВ | % |
«звезды» | - | - | 1 | 2,7 | 1 | 2,7 | - | - | - | - | 2 | 5,4 |
предпочитаемые» | - | - | - | - | 5 | 13,5 | 3 | 8,1 | 2 | 5,4 | 10 | 27 |
«принятые» | - | - | - | - | 6 | 16,2 | 5 | 13,5 | 4 | 10,8 | 15 | 40,5 |
«отверженные» | - | - | - | - | - | - | 7 | 19 | 3 | 8,1 | 10 | 27,1 |
Всего | 0 | 0 | 1 | 2,7 | 12 | 32,4 | 15 | 40,6 | 9 | 24,3 | 37 | 100 |
Полученные данные были подвергнуты математической обработке: r Пирсона составил 0,44 при вероятности ошибки р = 0,01, что говорит о том, что связь между уровнем развития социального интеллекта и социометрическим статусом является прямо пропорциональной статистически значимой.
Таким образом, результаты исследования подтверждают факт существования взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем развития социального интеллекта. Однако не представляется возможным определить, что является определяющим развитая способность познания поведения или положение личности в группе сверстников.
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Вместе с тем, уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться некоторыми психологическими характеристиками, а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.
Выводы по главе:
Анализ общего уровня развития социального интеллекта показал, что большинство испытуемых находится на низком уровне понимания поведения, не способны извлекать максимально возможное количество информации из общения с людьми, высказывать точные суждения о людях, плохо прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах, что значительно снижает возможности их социальной адаптации. Большой процент испытуемых является лицами со средним уровнем развития социального интеллекта. Лишь незначительное число испытуемых могут проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других.
Уровень развития социального интеллекта лиц подросткового возраста выше, чем у лиц юношеского возраста, а уровень развития социального интеллекта испытуемых, воспитывающихся в семье, выше, чем у детей-сирот.
Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.
Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредствованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.
Во всех рассматриваемых группах испытуемые, имеющие высокий уровень развития социального интеллекта, относятся к среднему либо высокому уровню благополучия. К этим же уровням относится большинство подростков и юношей со средними способностями к пониманию поведения других людей, лишь незначительный процент испытуемых с данным уровнем развития социального интеллекта занимает неблагополучное статусное положение. Значительно выше процент неблагополучия составляет у испытуемых с низким уровнем развития способности к пониманию поведения других (уровни ниже среднего и низкий).
Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет говорить о том, что существует два основных фактора, влияющих на процесс формирования и развития социального интеллекта: большое количество разнообразных социальных контактов и опыт эмоциональной близости с другими людьми, - так как именно при наличии этих условий формируются развитая способность к рефлексии, позитивное отношение к людям, знание специальных правил, понимание других людей, социальное прогнозирование, эмоциональная чувствительность, сопереживание, способность к саморегуляции и т.д.
Вместе с тем нужно отметить, что формирование этих умений личности не происходит спонтанно, а осуществляется в определенных условиях, которые определяют ее быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи и т.д.
Феномен
социального интеллекта представляет
собой достаточно новый предмет
исследования как для зарубежной,
так и отечественной
Теоретический
анализ психолого-педагогической литературы
позволяет также выделить три
функции социального
Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных, непосредственных и опосредствованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.
Воздействие коллектива на личность идет по нескольким направлениям.
Во-первых, в группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
Во-вторых, группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
В-третьих, группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Вместе с тем, уровень развития социального интеллекта детей-сирот подросткового и юношеского возраста характеризуется средними и низкими способностями к познанию поведения людей. Анализ общего уровня развития социального интеллекта показал, что большинство испытуемых находится на низком уровне понимания поведения, не способны извлекать максимально возможное количество информации из общения с людьми, высказывать точные суждения о людях, плохо прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах, что значительно снижает возможности их социальной адаптации. Большой процент испытуемых является лицами со средним уровнем развития социального интеллекта. Лишь незначительное число испытуемых могут проявлять дальновидность в отношениях с другими, быть успешными коммуникаторами, отличаются интересом к социальным проблемам, потребностью воздействовать на других. Уровень развития социального интеллекта лиц подросткового возраста выше, чем у лиц юношеского возраста, а уровень развития социального интеллекта испытуемых, воспитывающихся в семье выше, чем у детей-сирот.
Во всех рассматриваемых группах испытуемые, имеющие высокий уровень развития социального интеллекта, относятся к среднему либо высокому уровню благополучия. К этим же уровням относится большинство подростков и юношей со средними способностями к пониманию поведения других людей, лишь незначительный процент испытуемых с данным уровнем развития социального интеллекта занимает неблагополучное статусное положение. Значительно выше процент неблагополучия составляет у испытуемых с низким уровнем развития способности к пониманию поведения других (уровни ниже среднего и низкий соответственно).
Выдвинутая первоначально гипотеза о существовании взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем развития социального интеллекта нашла свое подтверждение в ходе исследования. Однако не представляется возможным определить, что является определяющим развитая способность познания поведения или положение личности в группе сверстников.
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга.
Подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить, что уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться некоторыми психологическими характеристиками, а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения. Для этого рекомендуется развивать коммуникативные навыки, эмпатию, способность к рефлексии и т.д. Таким образом, социально-педагогическая и психологическая деятельность должна быть направлена на совершенствование процесса социальной адаптации.
Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие – 2-е изд. – СПб, 1998
Информация о работе Влияние социального интеллекта на положение личности в группе сверстников