Коллектив как социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Психология коллектива…………………………………………………………………………..4
2. Динамика развития коллектива……………………………………………………………..7
3. Культура поведения руководителя………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………………………14
Практическое задание……………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Образец.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

Содержание:

    Введение………………………………………………………………………………………………….3

  1. Психология коллектива…………………………………………………………………………..4
  2. Динамика развития коллектива……………………………………………………………..7
  3. Культура поведения руководителя………………………………………………………10

    Заключение…………………………………………………………………………………………….13

    Список  литературы…………………………………………………………………………………14

    Практическое  задание……………………………………………………………………………15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Психология  и поведение отдельного человека как личности существенно зависят  от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

     Непосредственным  проводником влияния общества и  больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

     Разумеется, разобраться в отношениях людей  непросто. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных  каждому руководителю, – углубленное  изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков  и действий людей. К ним можно  отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и т.д. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения  подчиненных.

1.Психология коллектива.

     Среди высокоразвитых малых групп особо  выделяются коллективы. Психология развитого  коллектива характеризуется тем, что  деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

     Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать  ряду весьма высоких требований: успешно  справляться с возложенными на нее  задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

     Психологически  развитой как коллектив считается  такая малая группа, в которой  сложилась дифференцированная система  различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно  назвать коллективистскими.

     Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия  нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности. Под нравственностью имеется  в виду построение отношений внутри коллектива и за его пределом в соответствии норм общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

     Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и  поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими  коллективами или их представителями, а также с новичками в своем  коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной  из важнейших характеристик, по которой  можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

     Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что  разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем  коллективе. Чувство коллективизма  не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

     Для подлинно коллективистских отношений  характерна контактность . Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

     Организованность  проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между  ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также  способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива;

     Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений  является хорошее знание членами  коллектива друг друга и состояния  дел в коллективе. Это знание называется информированностью.

     Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных  сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами  коллектива друг друга.

     Эффективность понимается как успешность решения  коллективом всех имеющихся у него задач, и представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

     Таких малых групп, которые полностью  бы отвечали всем перечисленным требованиям  коллектива, в действительности почти  нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное  положение между слаборазвитой  группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим  параметрам эти группы вполне могут  претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.

2.Динамика  развития коллектива.

В своем  развитии коллектив проходит несколько  этапов.

       Первая стадия  – начальная, когда коллектив только начинает формироваться. На этом этапе люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Связи между ними еще слабы и неустойчивы, товарищеские контакты часто меняются. Нередко возникают конфликты вследствие недопонимания. Если на этом этапе руководитель не проявит разумную твердость в организации коллектива, то эта стадия может затянуться. Стержнем развития должна быть цель. Она мобилизует коллектив. Чем престижнее задача, тем легче объединить людей для ее решения. Причем значение цели должно быть понятно не только логически, но и "пропущено сквозь сердце". В этом случае ее достижение станет кровным делом каждого члена коллектива.

     Одно  из условий успешного продвижения  к намеченной цели – дисциплина. Вот почему на первой стадии становления  коллектива руководитель может пользоваться директивным стилем управления. Этот стиль характеризуется тем, что  сам руководитель предъявляет требования к подчиненным и неукоснительно следит за выполнением отданных распоряжений. Поощряя и наказывая подчиненных, он может не советоваться ни с кем, принимая всю ответственность за принятые решения на себя.

     Вторая  стадия характеризуется тем, что в коллективе почти завершается изучение друг друга и определяются личные позиции каждого. На основании взаимных психологических притяжений (симпатий), общих интересов происходит образование микрогрупп. Может образоваться группа с исполнительской психологией. Входящие в нее осознают необходимость дисциплины и порядка и добросовестно выполняют поручения, но инициативы не проявляют и стремятся работать не перегружая себя. При пассивности руководителя может сформироваться группа, в которую войдут недисциплинированные люди с чрезмерными амбицией и тщеславием. Влияние такой группы снизит продуктивность коллективной деятельности и отрицательно скажется на морально-психологическом климате всего коллектива.

     Психологи давно установили, что если требования исходят от руководителя, то они  воспринимаются подчиненными как внешние. Если же их выдвигают и поддерживают свои же товарищи, то коллектив такие  требования рассматривает как собственные  и они значительно сильнее  влияют на личность.

     После создания ядра единомышленников руководитель начинает переходить от директивного стиля управления к коллегиальному (демократическому), который отмечается стремлением как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива.

     Третья  стадия развития коллектива характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. Интеллектуальное единство определяется осведомленностью всех членов о возможностях коллектива, взаимопониманием (психологической совместимостью) в процессе деятельности, стремлением находить общий язык, единством мнений.

Эмоциональное единство отличает атмосфера сопереживаний всеми работниками событий, происходящих в коллективе и вне его, забота о судьбе товарищей, проявление чуткости по отношению к ним. Ни один человек в таком коллективе не чувствует себя обособленным и беззащитным, каждый уверен, что он не останется в беде один.

     Единство  воли проявляется в способности  коллектива преодолевать возникающие  трудности, препятствия и доводить дело до конца, а также в способности  каждого подчинять личные интересы общественным.

     Таким образом, на этой стадии в коллективе окончательно утверждаются отношения  товарищеского сотрудничества и  взаимопомощи. Этому особенно способствует общение людей вне производственной сферы, например совместное проведение досуга.

     На  третьей стадии не только руководитель, но и все сотрудники чувствуют  ответственность за деятельность всего  коллектива. На этой стадии руководитель полностью переходит на демократический  стиль управления и, проводя деловые  совещания, старается вместе с сотрудниками находить оптимальные решения производственных и других задач. Руководитель начинает действовать не как стоящий над коллективом, а как равный его член, наделенный функциями руководства. Если на первой стадии руководитель воспринимается подчиненными как внешняя по отношению к ним сила, то на третьей стадии он выступает как авторитетный представитель и выразитель интересов коллектива. 
 
 
 
 
 
 

3.Культура  поведения руководителя.

Развитие  коллектива не заканчивается третьим  этапом.

     Морально-психологический  климат коллектива зависит от следующих  факторов: уровня механизации и автоматизации; дисциплины и охраны труда; организации  труда и управления; способов производства; распределения и потребления  материальных ценностей; системы оплаты труда; квалификационно-образовательного уровня коллектива; творческого и  интеллектуального потенциала работников; уровня технической эстетики и культуры производства; физического и духовного  развития коллектива; системы нравственного  воспитания коллектива; формирования моральных и этических принципов; системы психологических установок; социально-психологических характеристик личностей; условий быта и отдыха членов коллектива.

Информация о работе Коллектив как социальная группа