Коллектив как социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Психология коллектива…………………………………………………………………………..4
2. Динамика развития коллектива……………………………………………………………..7
3. Культура поведения руководителя………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………………………14
Практическое задание……………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Образец.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

     Под межличностными отношениями понимаются различные виды взаимосвязи и  общения личностей в коллективе в процессе их деятельности. Данные отношения включают межличностное  восприятие, совместимость, конфликты  и др.

     Для регулирования создавшихся сложных  межличностных отношений используются следующие методы:

  1. проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений;
  2. учет социально-психологических процессов и явлений в коллективе в интересах оптимального функционирования как подразделения, так и организации в целом (межличностная совместимость, лидерство, руководство, конформизм);
 
  1. целенаправленное  систематическое обучение персонала  современным технологиям правильного  взаимодействия.

     Процесс регулирования межличностных отношений  предполагает решение ряда задач:

-обеспечение передового стиля управленческой деятельности руководителей всех уровней;

-внедрение системы стимулирования;

-своевременное предупреждение и разрешение конфликтов в коллективе.

     Межличностная совместимость проявляется в  сфере общения и основывается на общности целей, отношения к деятельности, межличностных предпочтений, симпатий людей.

     В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель обязан являться примером для подчиненных. Он должен обладать качествами, которые можно  охарактеризовать следующим образом: организатор трудового процесса; специалист, компетентный в решении  задач вверенного подразделения; человек  высокой культуры поведения, владеющий  знаниями и навыками в области  этики деловых отношений.

     Руководитель  должен умело решать задачи координационного характера:

-представительские (представление и защита интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением

-мотивационные (проведение в подразделении эффективной мотивационной политики, распределение работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявление способности увлечь коллектив решением стоящих перед ним задач и т.п.);

-консультативные (обеспечение необходимой помощи подчиненным в реализации заданий).

     Выполнение  руководителем указанных выше задач  включается в систему его оценки. Для поддержания благоприятного социально-психологического климата  в коллективе руководителю необходимы юридические знания по трудовым отношениям. Несомненно также, что любой руководитель должен быть психологом.

     Культура  профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его  интеллекта, образования и воспитания, широтой эрудиции, обширностью интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Человеческая  личность обладает потребностью выделить себя, доказать свою неповторимость, индивидуальное отличие от всех других в социуме. Понимая и чаще всего разделяя требования общества к каждому из его членов, подчиняясь требованиям общественной морали и этики, мы можем временами и бунтовать против принципов общежития. Личность и общество, начальник и подчиненный, родители и дети — наиболее сложные и вечные проблемы жизни. Найти подходы к решению этих проблем люди пытаются наряду с наукой, религией, моралью и искусство управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1. Агафонова  М.Ю., Обухов Д.Б., «Философия» Учебное пособие, 2007.

2. Батаршев А.В., Лукьянов А.С. «Психология управления персоналом» Учебное пособие, 2008.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. «Этика деловых отношений» Учебник,2006.

4. Хеллингер Б.: «Психотерапия», 2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическое  задание (12)

«Анализ ролевой  структуры» (на примере семьи.)

Причины выбора: Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными личностями и является важным инструментом в системе работы с персоналом.

Цель: Рациональное распределение ролей для возможности конкретного и активного участия каждого члена группы в решении поставленных задач.

Название  роли Содержание  роли
1.Творческие
Генератор идей Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения. Определяет пути и средства реализации идей.
Эксперт Обладает способностями  оценить целесообразность той или  иной идеи и дать правильный совет  по ходу обсуждения.
Эрудит Носитель энциклопедических  сведений по широкому кругу проблем  в прошлом и настоящем.
Энтузиаст Личным примером  и обаянием заражает группу верой  в успех общего дела, побуждает  других работать добросовестно.
2.Коммуникационные
Лидер Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние  на поведение группы в целом и  отдельных ее частях.
Координатор Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с  точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.
Связной Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи  группы.
«Сторож» Распределяет и  контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера.
3.Поведенческие
Оптимист Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.
Нигилист Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую  точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной  вороной».
Догматик Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с  рациональным решением группы.
«Ерш» Обычно пребывает  в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтен.

Таблица№1

Роли Люди
Отец Мать Сын Дочь Сноха Сестра
1.Творческие            
Генератор идей   Х        
Эксперт Х Х   Х Х  
Эрудит Х   Х Х   Х
Энтузиаст     Х   Х Х
2.Коммуникационные            
Лидер Х Х        
Координатор Х Х Х   Х  
Связной   Х   Х   Х
«Сторож»         Х Х
3.Поведенческие            
Оптимист   Х       Х
Нигилист            
Догматик Х     Х    
«Ерш» Х   Х   Х  

Таблица№2 

Так как количество совпадений в общей величине составляет более 50%, то можно сделать  вывод о высокой  степени приоритета коллективности группы. 

Характеристика  группы по приоритету коллективности

Приоритет коллективности Характеристика  группы
 
 
 
 
Очень высокий
Члены группы в высокой  степени взаимозависимы и несут  коллективную ответственность за достижение основных целей, имеющих большое  значение для эффективности всей организации. Члены группы должны хорошо работать вместе для достижения результатов. В случае неудачи существование  организации может оказаться  под угрозой

Таблица№3

Информация о работе Коллектив как социальная группа