Социальные группы и общности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность. В солидарности, или активном сочувствии другим людям, проявляется наша с ними общность. В зависимости от уровня солидарности различаются и уровни (виды) общностей.
Множества. В них воплощается мнимая солидарность, отсутствуют взаимные социальные действия. К множествам относятся: категории, то есть статистические совокупности индивидов, имеющие сходные социальные признаки (студенты, молодежь, женщины и т.д.);

Файлы: 1 файл

Социальные группы и общности.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

Социальные  группы и общности.

1. Понятие социальной  общности.

 

Важнейшим условием возникновения социальных общностей  является солидарность. В солидарности, или активном сочувствии другим людям, проявляется наша с ними общность. В зависимости от уровня солидарности различаются и уровни (виды) общностей.

Множества. В них воплощается мнимая солидарность, отсутствуют взаимные социальные действия. К множествам относятся:

категории, то есть статистические совокупности индивидов, имеющие сходные социальные признаки (студенты, молодежь, женщины и т.д.);

агрегации, то есть объединения людей, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.);

массы, то есть большие совокупности индивидов, характеризующихся  сходными, но не социальными действиями (люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы, люди, стремящиеся носить одинаковую одежду и т.д.).

Контактные  общности, в которых воплощается  кратковременная солидарность. Такие  общности существуют в следующих  формах:

аудитории - одноразовые, относительно кратковременные  взаимодействия (слушатели концерта, зрители в театре и т.д.);

толпы - люди, объединенные сиюминутным событием (зеваки на пожаре, очередь за билетами и т.д.);

социальные  круги - общности людей одного социального  положения, собравшиеся вместе для  удовлетворения своих потребностей (встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д.).

Групповые общности, в которых воплощается долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями солидарность (семья, община и т.д.).

В социологии наиболее глубоко исследован тип  групповых общностей (социальных групп).

Общности  стали объектом научного анализа  гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким крупным социальным образованиям, как классы, было уделено  в XIX в. Это понятно, учитывая ту роль, которую сыграли классовые выступления  в ходе французской революции XVIII в., революционных событий во Франции, Германии в 30-40-е гг. XIX в.

Сегодня в  мировой социологии общности, группы (как большие, так и - в особенности - малые) - один из главных объектов научных исследований. Общепризнанно, что именно посредством общностей индивид включается в основные социальные процессы, институты, получая в них основные "человеческие" и "ролевые" уроки социализации; от активности, "боеспособности" общности, в которую вовлечена личность, существенно зависит ее судьба, жизненные позиции и успех. Именно общности, особенно высокоинтегрированные, являются основными созидателями, субъектами общественной жизни.

2. Разновидности общностей. Их характеристика

 

Общность  как целостность (как единое целое) представляет собой не какое-либо новое, особое телесное образование, а определенным образом организованный комплекс социальных действий и взаимодействий отдельных людей, реализующих солидарные ожидания, ориентации, т.е. ожидания того, что совместно им удастся эффективнее решать те или иные задачи.

Что же может  породить такие ожидания, сделает  их постоянными, надежными, обоснованными? Что может "спровоцировать" такой комплекс социальных действий и взаимодействий, который всех делает соратниками, обеспечивает способность разным людям выступать в той или иной мере как единое целое? Можно выделить несколько атрибутивных элементов, свойств социальной общности как таковой.

Целевая переменная. Для того чтобы люди смогли действовать  в одном направлении, объединяя  свои усилия (а не борясь друг с другом), координируя действия, оказывая друг другу помощь и т.д., прежде всего должны совпадать цели их деятельности в данной обстановке, по данному поводу. Это совпадение целей обусловлено, как правило, совпадением социальных позиций, интересов партнеров в конкретной ситуации.

Так, совершенно разные по своему образованию, профессиям люди могут объединяться в общности типа "Клуб болельщиков "Спартака"". Их объединяет увлеченность этой футбольной командой, желание оказать ей моральную поддержку. При отсутствии совпадения целей (которые в дальнейшем могут быть трансформированы в единую разделяемую соучастниками цель развития общности как единого целого) невозможно объединение людей для совместной координированной деятельности.

Следует учесть, что в некоторых случаях общая  цель возникает как бы априори, до формирования реальной общности. Людей  подбирают, объединяют в организацию, которая создается для решения  заранее заданной цели.

Культурно-регулятивная переменная. Совпадение целей не обеспечит  надежное взаимопонимание, взаимную поддержку, если соучастники не будут руководствоваться  в своих взаимоотношениях едиными, разделяемыми всеми участниками  общности правилами, нормами. Эти нормы, представления о приличиях могут  складываться спонтанно в процессе формирования той или иной общности. Но они могут быть и в давно  сложившейся общности, в которой  из поколения в поколение передаются нормы культуры, традиции, обычаи, и  всякий вовлекаемый в нее должен принимать эти нормы как должное.

Единые нормы, правила, ценности должны определять как  пути, средства, правила достижения каждым участником совпадающей цели, так и взаимоотношения между  партнерами - участниками общности.

Переменная  солидарных социальных действий. Реально общность возникает не при наличии совпадающих целей и единых представлении о приличиях, нравственности, а при возникновении на основе совпадающих целей и разделяемых норм системы солидарных социальных взаимодействий партнеров.

Общность - это  комплекс социальных действий, ориентированных  на оказание помощи, содействия, поддержки  друг другу. Эти действия могут быть кратковременными или длительными, поверхностными или играть решающую роль в жизнедеятельности личности.

Как видим, общность - явление многомерное и в то же время целостное. Чтобы общность стала реальной, необходимо выполнить  множество условий. Вместе с тем рассмотренные три ее элемента позволяют выявить особенности, недостатки или преимущества различных видов социальных общностей. В зависимости от того, каковы цели (совпадают они или едины), насколько партнеры признают для себя обязательными выработанные в общности правила игры, насколько систематически, регулярно осуществляются солидарные взаимодействия, зависят тип, форма общности. При этом последний элемент - характер солидарных социальных взаимодействии - играет особую роль

Основу нашей  классификации типов социальных общностей составило солидарное социальное действие как родовое  понятие социологии. Солидарные социальные действия воплощаются в определенном типе социальной связи, который определяет тип социальных общностей.

Множества.

На улице, в транспорте, на работе - везде человек  ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление  общности. И первый образ коллективности, сообщности, который предстает в нашем воображении, - это нередко образ совместности, "неодиночности" нашей повседневной жизни. Однако общность не всегда есть признак коллективности, за ней нередко скрываются изолированность индивида, отсутствие его ориентации на другого, соучастия, сопереживания, глубокое одиночество. В этом случае речь идет о множествах, мнимой общности. Главный признак различных ее форм - отсутствие взаимных социальных действий, солидарной социальной связи при наличии совпадающих целей, интересов (примеры - очередь в магазине, пассажиры в автобусе и др.).

Рассмотрим  некоторые формы множеств.

Категории.

Регулярно в  газетах публикуются статистические данные о том, что в нашей стране, насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то школьников, студентов и т.п. Нередко эти данные выдаются за численность такой-то социальной общности, профессиональной группы. Не стоит спешить с такими утверждениями. Факт, что в нашей стране насчитывается столько-то людей, обладающих схожими признаками (например, учащихся, рабочих, пенсионеров и т.д.), не дает социологу оснований для выделения той или иной социальной общности (группы) и определения ее численности.

Категории часто выдаются за истинные социальные общности. Но тот факт, что в России имеется определенное количество студентов, вовсе не означает, что эти студенты объединены в единый социальный организм, способный выступить как единое целое за свои интересы, повышение качества учебы, своевременность выплаты достойной стипендии и т.д.

Скорее, можно  говорить о том, что статистика определила некое формально-статистическое множество, т.е. выделила людей по какому-то общему признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Этих людей объединяет то, что они одинаковы, имеют общий признак, но они совершенно изолированы друг от друга. На основе формально-статистического принципа можно выделить лишь различные социальные категории: профессиональные, возрастные, половые, имущественные и др. Как правило, в статистических сводках и представлены социальные категории, выделенные на основе принципа множества; этими данными нельзя пренебрегать - они важны для разработки государственных решений о повышении зарплаты, стипендии и т.д.

Агрегация - это объединение людей, пространственно находящихся в одном месте, иными словами, локализованное множество (пассажиры одного поезда, пешеходы на конкретной улице и т.д.). Каждый озабочен своими делами, хотя, казалось бы, есть внешний признак общности - совпадающие цели (скорее, совпадающее местоположение). Здесь уже есть некое ощущение "неодиночности", но это мнимая коллективность: есть единство местоположения, но нет взаимной направленности действий, солидарных отношений друг с другом. Однако они довольно легко могут возникнуть.

Например, если поезд попадает в аварию, то пассажиры  могут начать самоорганизовываться, оказывать помощь друг другу, выдвигать лидеров, разделять функции организация питания, налаживание связи с железнодорожной станцией и т.д. Пешеходы тоже могут легко вступить в определенные связи друг с другом, если произошел несчастный случай' кто-то берется вызвать милицию, скорую помощь, другие ему советуют, как это сделать, где найти телефон, и т.д. Еще несколько минут назад эти люди не знали, да и не хотели знать друг друга - но вот они вошли в социальный контакт, и мнимая коллективность внезапно переросла в коллективность подлинную, множество преобразовалось в общность, хотя и хрупкую.

Особое внимание социологов, психологов, философов, да и политологов привлекает другая форма множества - массы. Пожалуй, анализ именно этого вида мнимых общностей  имеет наибольшее значение для социологического понимания общественных процессов. В отличие от категории и агрегации, которые бездейственны, массы уже  характеризуются действием, но не социальным. Решающий признак массы, точнее, объединения людей, имеющих массовидно-типичное поведение, - не только однородность социального положения или места положения, но и однородность реакции на внешний объект, ответных действий, ориентации, ожиданий.

Массовидная коллективность проявляется в очень большом спектре форм социальной жизни: паника в горящем кинотеатре, повальное бегство беженцев, масса зрителей телевизионной рекламы, масса избирателей, слушающих по радио выступление кандидата в депутаты, и т.д. Масса может расчленяться по статусам (пролетарская масса, крестьянская масса), функциям (масса избирателей), но может объединять представителей самых разных слоев (масса слушателей, масса покупателей и т.д.). Однако главным признаком остается однородность реакции изолированных индивидов, их ответных действий на какой-то внешний объект, раздражитель, а не на тех, кто рядом.

Могучая сила масс (массовизированных индивидов) проявляется и в ходе избирательного процесса. Совпадение политических симпатий у людей, не знающих друг друга и живущих в разных концах огромной России, приводит к власти одних людей и обрекает на политическое забвение других.

Массы гораздо  легче обмануть, чем людей организованных, обсуждающих друг с другом проблемы, имеющих лидеров, но массы способны учиться на собственных ошибках, хотя эти ошибки могут дорого стоить - например, вторично голосовать за человека, который оказался неспособным выполнить  обещанное, индивид вряд ли станет, так же как вряд ли станет вторично покупать товар, качество которого оказалось  весьма далеким от указанного в рекламе.

Но есть сферы, в которых масса легко обманывается, ждет одобрения своих не всегда развитых вкусов и т.д. Речь идет о массовой культуре, которая чаще всего спекулирует на непритязательности, необработанности вкусов "человека с улицы". Кроме того, она убеждает массовизированного индивида в том, что его эстетические представления (нередко довольно убогие, примитивные) являются образцом подлинной культуры человечества.

Мы подошли  к очень важной проблеме.

Люди выступают  в массе как разрозненные индивиды, не отягощенные общими правилами, культурно-нравственными  нормами, обязательствами перед  другими. Каждый индивид действует  по своему усмотрению, не заботясь о  том, насколько это способствует решению общих интересов, насколько  это соответствует выработанным в обществе (городе, коллективе и т.д.) представлениям о должном, приличном, приемлемом. Ничто его не стесняет в его реакциях на внешний источник.

Это таит множество  проблем, в том числе и негативных, на что обращали внимание многие социологи, психологи, философы. Данная проблема актуализировалась особенно в XX в., когда благодаря развитию средств  массовой информации, рекламы, установлению всеобщего избирательного права  и т.д. произошла резкая массовизация социальной жизни. Благодаря активному развитию СМИ формы прямого аудиовизуального получения информации вытесняют общение с друзьями, во время которого под влиянием более развитых партнеров вырабатывались коллективные (разделяемые) представления, оценки, и индивид вынужден был придерживаться их, так как существовал определенный групповой контроль со стороны друзей. В результате такого вытеснения имеет место активизация усредненного человека; происходит игнорирование основных принципов разума, гражданской законности, общепризнанных норм культуры.

Информация о работе Социальные группы и общности