Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

   Анализ  результатов этого исследования показал, что общение с близким  взрослым, его психологическая поддержка  лишает малыша страха перед неизведанным миром, обеспечивает чувство безопасности, подкрепляет веру в себя, ребенок спокойно начинает вести исследовательскую деятельность, приобретает опыт человеческих отношений. 
 

 

   Приложение 3

    Методика исследования психологического развития младенцев

   Института Психологии РАО.

 Шкалы оценки параметров общения во втором полугодии жизни ребенка

Параметры общения Критерии  оценки параметров Баллы
Инициативность Отсутствует: ребенок  не обращается ко взрослому, уклоняется от общения. 0
Слабая: ребенок изредка поглядывает на взрослого, смущается, не осмеливаясь обратиться, робко дотрагивается до него, протягивая игрушку, не решается вложить ее в руку взрослого; ребенок начинает эпизодически проявлять инициативу только после обращения взрослого. 1
Средняя: ребенок обращается ко взрослому не во всех пробах; обращения не охватывают всего спектра возможностей, в основном обращается за помощью для поддержания самостоятельной деятельности (просит, например, подать предмет) или время от времени в поисках ласки прижимается ко взрослому. 2
Высокая: ребенок постоянно проявляет  инициативу в общении; проявляет  настойчивость, максимально используя  средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается, пытается забраться на руки, вскрикивает, тянет за рукав, отбирает тетрадь, подает игрушки, сердится, хнычет, обиженно смотрит и т.д.); обращается ко взрослому по разным поводам (чтобы привлечь к совместной деятельности, продемонстрировать желаемое действие с предметом, получить оценку своих действий, а также в поисках ласки, сопереживания, поддержки и т.д.). 3
Чувствительность  к воздействиям и взрослого Отсутствует: ребенок  не отвечает на инициативу взрослого. 0
Слабая: ребенок изредка отвечает на инициативу взрослого (например, подает по его  просьбе игрушку, протягивает ручки, делает «ладушки», улыбается в ответ на улыбку взрослого), большинство обращений взрослого игнорирует (не смотрит на взрослого, продолжая одиночную манипулятивную деятельность, или смотрит по сторонам). 1
Средняя: ребенок откликается на большинство обращений взрослого, но некоторые из них игнорирует. 2
Высокая: ребенок охотно откликается на любое  обращение взрослого, постоянно  посматривает на него, следя за выражением лица, смотрит в глаза, пытается подражать  действиям взрослого, повторяет поощряемое действие, радуется похвале, огорчается при порицании. 3
Вовлеченность в общение Отсутствует: ребенок  отвлекается от общения и не обращает внимания на взрослого; безразлично  выполняет просьбы взрослого. 0
Слабая: ребенок проявляет слабый интерес ко взрослому и его действиям, часто отвлекается от общения. 1
Средняя: ребенок проявляет интерес ко взрослому и его действиям, но не выражает удовольствия, радости, редко  отвлекается. 2
Высокая: ребенок проявляет интерес, радость  и удовольствие от общения (смотрит, улыбается, смеется, вскрикивает, лепечет), не отвлекается от общения. 3
Средства  общения Экспрессивно-мимические (Э): ребенок не использует — не обращается ко взрослому взглядом, не выражает голосом и мимикой своих переживаний; 0
ребенок использует мимику, обращается взглядом за оценкой, помощью, в поисках сопереживания. 1
Предметно-действенные (Д): ребенок не использует — не протягивает  предмет, не изображает жестами желаемое действие; 0
ребенок использует жесты, изображающие действия, протягивает предмет, вкладывает предмет в руку взрослого. 1
Предречевые (П): отсутствуют — не обнаруживает понимания речи взрослого; 0
ребенок понимает речь взрослого, лепечет. 1
Предпочитаемая  форма общения Ребенок предпочитает ситуативно-личностное общение (СЛО): в ситуации пассивности взрослого и в ситуации ситуативно-делового общения (СДО) игнорирует игрушки, при этом либо инициирует СЛО (заглядывает в глаза, прижимается ко взрослому, привлекает его внимание к себе вскриками, оживленными движениями или выражает недовольство), либо пассивно сидит, выжидая обращения взрослого; в ситуации СЛО охотно отвечает на инициативу взрослого; все показатели общения в СЛО выше показателей общения в СДО. СЛО
Ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение (СДО): в ситуации пассивности взрослого инициирует СДО либо играет один; в ситуации СДО охотно откликается на инициативу взрослого; в ситуации СЛО уклоняется от общения со взрослым; все показатели общения в СДО выше, чем в СЛО. СДО
Ребенок не обнаруживает предпочтения формы общения: не проявляет инициативы в ситуации пассивности взрослого, все показатели общения в СДО равны показателям общения в СЛО. СДО СЛО

         

                 Анализ результатов и составление заключения

         На основании полученных данных проводится анализ каждого параметра общения и делается общее заключение об уровне развития общения у ребенка.

Инициативность  оценивается по совокупности всех трех проб. Отсутствие инициативности констатируется, если ребенок ни в одной из проб не проявил инициативы в общении, демонстрируя только ответное поведение. Низкий уровень отмечается, если ребенок не проявил инициативности в первой ситуации, но в других пробах (или в одной из них) после обращения взрослого начал сам инициировать общение. Отсутствие инициативности или ее низкий уровень могут свидетельствовать о задержке в развитии общения вследствие педагогической запущенности, уходящей корнями в первое полугодие жизни ребенка. Средний уровень инициативности отмечается, когда ребенок не проявляет ее в первой ситуации, но в других пробах после обращения взрослого сам начинает инициировать общение. Средний уровень может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает смущение перед посторонним взрослым. При наличии высокой или средней чувствительности ребенка к воздействиям взрослого развитие считается нормальным. Высоким уровень инициативности признается в том случае, если ребенок проявил настойчивость в привлечении взрослого к общению в первой ситуации и при ситуативно-деловом общении. Высокий уровень свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Чувствительность оценивается отдельно во второй и третьей ситуациях. Отсутствие чувствительности отмечается, если ни в одной из ситуаций ребенок не проявил чувствительности к воздействиям взрослого. Наряду с отсутствием инициативности отсутствие чувствительности может служить признаком задержки психического развития ребенка и показанием для обращения к другим специалистам (невропатологу, психиатру). Если у ребенка отсутствует чувствительность к воздействиям взрослого при наличии инициативности, следует проанализировать характер инициативности ребенка. Это может свидетельствовать о задержке ребенка на этапе ситуативно-личностного общения и отсутствии опыта ситуативно-делового общения со взрослыми. Низкий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в ситуативно-личностном общении считается нормальным, если ребенок проявил среднюю или высокую чувствительность к воздействиям взрослого и ситуативно-деловом общении. Низкая чувствительность к воздействиям взрослого в ситуативно-деловом общении до 8 месяцев считается нормой и может свидетельствовать о начале становления ситуативно-делового общения, а после 10 месяцев — о задержке в развитии общения. Средний уровень чувствительности к воздействиям взрослого является нормальным на этапе перехода от ситуативно-личностного к ситуативно-деловому общению для ребенка до 9 месяцев. После 11 месяцев средний уровень чувствительности в ситуативно-деловом общении может свидетельствовать о недостаточном опыте совместной деятельности со взросшими. Высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в обеих ситуациях свидетельствует о нормальном развитии ребенка и общем эмоциональном благополучии.

 Вовлеченность в общение оценивается по всем трем ситуациям в совокупности. Отсутствие или низкая вовлеченность в общение во всех ситуациях свидетельствуют о сниженном эмоциональном тонусе у ребенка, ощущении дискомфорта и обычно сопровождаются отсутствием инициативности в общении. Это показатель эмоционального неблагополучия ребенка, которое связано с каким-либо заболеванием или отсутствием теплоты во взаимоотношениях с близкими взрослыми. Низкая вовлеченность в ситуативно-деловое общение при высокой вовлеченности в ситуативно-личностное общение после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии общения на ситуативно-личностном папе. Низкая вовлеченность в ситуативно-личностное общение при высокой вовлеченности в ситуативно-деловое общение считается нормальной. Высокая вовлеченность в общение свидетельствует о нормальном развитии и эмоциональном благополучии ребенка.

 Средства  общения. Владение ребенком средствами общения оценивается по всем трем ситуациям. Отсутствие предметно-действенных средств общения, понимания речи взрослого и лепета у ребенка после 8 месяцев свидетельствуют о задержке в развитии. Она может быть вызвана органическими нарушениями ЦНС, нарушениями слуха, педагогической запущенностью. При наличии экспрессивно-мимических средств общения и понимания речи взрослого отсутствие предметно-действенных средств общения после 9 месяцев свидетельствует о задержке в развитии ситуативно-делового общения вследствие педагогической запущенности.

Предпочитаемая  форма общения. Предпочтение той или иной формы общения определяется по совокупности всех трех проб. Если в первой пробе ребенок инициирует ситуативно-деловое общение, оно считается предпочитаемым. Если в первой ситуации ребенок разворачивает индивидуальную предметно-манипулятивную деятельность, то производится сопоставление характеристик ситуативно-делового и ситуативно-личностного общения. На основании этого сопоставления делается заключение о предпочитаемой форме общения. Если ребенок инициирует ситуативно-личностное общение и не проявляет чувствительности к ситуативно-деловому общению, то предпочитаемой формой является ситуативно-личностное общение.

До 7 месяцев  предпочтение ребенком ситуативно-личностного  общения считается нормальным, если он при этом обнаруживает интерес  и к ситуативно-деловому общению. С 7 до 9 месяцев нормальным считается  предпочтение ситуативно-делового общения или переходная форма (достаточный уровень развития ситуативно-личностного общения сочетается с наличием отдельных характеристик ситуативно-делового общения). После 9 месяцев в норме ребенок обычно предпочитает ситуативно-деловое общение, хотя охотно включается и в ситуативно-личностное общение, особенно с близкими взрослыми.

Заключение об уровне развития общения у ребенка  выводится на основании обобщения  полученных данных по всем параметрам.

Высокий уровень  развития общения констатируется при высоких показателях всех или большинства параметров. Средний уровень развития общения отмечается при преобладании средних показателей значений всех или большинства параметров. Низкий уровень развития общения констатируется при преобладании низких показателей параметров или отсутствии какого-либо параметра. Такой уровень свидетельствует о задержке в развитии ребенка. Заключение о развитии общения вносится в общее заключение по данным диагностического обследования ребенка. В заключении дается качественная характеристика каждого параметра.  

  Шкалы оценки параметров предметно-манипулятивной     деятельности во втором полугодии жизни ребенка: 

Параметры ПМД Показатели  параметров Критерии  оценки показателей Баллы
Виды  действий Ориентировочно-исследовательские Отсутствуют. 0
 
 

Мало (1—-2 действия).

1
 
 

Достаточно (более  двух действий).

2
Неспецифические Отсутствуют. 0
 
 

Мало (1—2 действия).

1
 
 

Достаточно (более  двух действий)

2
Специфические и культурно-фиксированные Отсутствуют. 0
 
 

Мало (1—2 действия).

1
 
 

Достаточно (более  двух действий).

2
Познавательная  активность Разнообразие  действий с предметами Отсутствует: ребенок  подолгу держит игрушку в руках, не производя действий. 0
 
Недостаточное: ребенок совершает 1—2 однообразных действия (например, только стучит игрушкой по столу или вертит ее в руках).
1
 
Достаточное: ребенок совершает разнообразные  действия (например, стучит, размахни;»-1, лижет, возит по столу и т.д.).
2
Эмоциональная вовлеченность в деятельность Отсутствует: ребенок  проявляет боязнь или недовольство, отворачивается, отталкивает предметы; безразличен, не проявляет интереса к игрушкам, безучастно скользит взглядом. 0
Слабая: ребенок испытывает интерес к  игрушкам, но робеет, протягивает руку и не решается взять игрушку, взяв ее, действует осторожно, скован; ребенок проявляет кратковременный интерес к предметам, не интересуется упавшей игрушкой и не пытается ее достать, вяло манипулирует, часто отвлекается. 1
Средняя: ребенок проявляет спокойный интерес к предметам и действиям с ними, редко отвлекается, пытается достать упавшую игрушку, но не проявляет настойчивости. 2
Высокая: ребенок уверенно действует с  игрушкой, полностью поглощен деятельностью, сосредоточен на предмете, не теряет интереса к нему; настойчиво пытается достать упавшую игрушку; оживленно манипулирует, сопровождает действия лепетом, радуется. 3
 

              

Анализ  результатов и  составление заключения 

Обрабатывая данные, внесенные в протокол, психолог оценивает  выраженность каждого параметра и показателя предметно-манипулятивнои деятельности.

Виды  действий с предметами. Этот параметр оценивается отдельно по каждому виду действий. Выраженность данного параметра оценивается по максимальному значению в обеих пробах. Например, если в первой пробе стоит оценка «1 балл», а во второй — «2 балла», то максимальное значение равно 2 баллам; если какой-то вид действий получает оценку «О» в обеих пробах, значит в заключении отмечается, что ребенок не владеет, например, специфическими действиями с предметами. Отсутствие специфических действий с предметами у ребенка после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии предметно-манипулятивнои деятельности. Отсутствие культурно-фиксированных действий у ребенка старше 11 месяцев также свидетельствует о задержке в развитии предметно-манипулятивнои деятельности.

Разнообразие  действий с предметами. Выраженность данного показателя оценивается по максимальному значению в обеих пробах.

Отсутствие и  низкий уровень разнообразия действий с предметами (оценки «О» и «1 балл») свидетельствуют о задержке в развитии пред-метно-манипулятивной деятельности. Высокий уровень разнообразия действий характерен для нормального развития предметно-манипуля-тивной деятельности.

Эмоциональная вовлеченность в  деятельность. Выраженность данного параметра оценивается по максимальному значению в обеих пробах. Отсутствие и слабая эмоциональная включенность ребенка в деятельность свидетельствуют о слабой познавательной активности ребенка, характерной для низкого уровня развития предметно-манипулятивной деятельности, независимо от возраста ребенка. Средняя и высокая степени эмоциональной включенности свидетельствуют о нормальном уровне развития предметно-манипулятивной деятельности.

Общее заключение об уровне развития предметно-манипулятивной деятельности делается на основании совокупности характеристик всех параметров в соотнесении с возрастом ребенка. Если хотя бы один из параметров предметно-манипулятивной деятельности имеет низкий уровень, это может свидетельствовать о задержке в психическом развитии ребенка. В этом случае ребенка следует обследовать дополнительно. Средний уровень развития какого-то параметра свидетельствует о незначительной задержке в развитии предметно-манипулятивной деятельности, вероятнее всего, вследствие педагогической запущенности. В этом случае необходимо установить причину, побеседовать с родителями и педагогами. Высокий уровень развития всех параметров предметно-манипулятивной деятельности свидетельствует о нормальном развитии ребенка. 

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества