Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа
Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.
§1. Семья как объект психологического исследования ………
7
1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7
1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8
1.3. Функции семьи ………………………………………...
10
1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......
12
§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16
2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..
17
2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:
2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19
2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21
2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24
2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27
2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...
29
2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31
§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):
3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34
3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35
3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38
3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41
3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….
42
3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...
44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...
49
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.
§1. Организация и методы исследования ……………………..
50
§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51
§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..
51
§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64
4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..
64
4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………
67
4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………
69
4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..
72
4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………
73
4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...
77
4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...
?
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..
С первых дней жизни следует относиться к ребенку как к личности, а не просто «объекту ухода». Это значит, что любое свое действие, любую процедуру, производимую с младенцем в различные режимные моменты (во время пеленания, купания, кормления, укладывания спать и т.д.), нужно сопровождать обращениями к нему. При этом полезно комментировать не только свои действия, но и действия ребенка, как будто он все понимает и может ответить. Речь взрослого должна быть выразительной, максимально адресованной малышу, включать в себя одобрения, относящиеся к личности ребенка, положительную оценку его действий, взрослому необходимо чаще называть ребенка по имени. Совсем иная картина наблюдается в поведении детей, когда близкие мало интересуются ими, редко играют, разговаривают, берут на руки. В некоторых семьях, чаще у молодых родителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью. Что уже говорить о домах ― интернатах, где на несколько малышей всего один медицинский работник, который просто физически не в состоянии обеспечить всем детям полноценное эмоциональное общение. Вследствие этого отношение ребенка к себе недостаточно развито, не имеет яркой положительной эмоциональной окрашенности.
Практикуя
бережное, доброжелательное, уважительное
отношение к малышу, родители и
другие близкие люди укрепляют его
положительное самоощущение, чувство
своего «Я». А это, в свою очередь, позволяет
ребенку проявлять больше личностной
активности, инициативы, интереса в освоении
окружающего мира.
3.2.
Ребёнок из неблагополучной
семьи
Главным для развития уже родившегося ребенка является удовлетворение его потребности в ласке и определенных раздражителях, а это, опять же зависит от семейного благополучия. Если в семье раздоры и ребенок никому не нужен, либо родители относятся к нему безразлично, то развитие ребёнка в такой семье естественно будет страдать.
Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в
развитии реагирования на важные раздражители. Младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие
первосигнальные раздражители.[26, С.31] Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется «комплекс оживления», сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т.е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей), но и влияет на развитие
активной ответной деятельности. Решающее же значение в развитии потребности общения приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта. Негативным последствием, возникающим в результате отсутствия общения с близким взрослым у ребенка во младенческом возрасте является депривация (с лат. — лишение) — термин вводиться в 60-е годы XX столетия и означает неудовлетворенную потребность, происходящую в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения. Например, ребенок воспитывается в неблагополучной, асоциальной семье: он лишен материнского тепла, полноценной семейной заботы, опеки. Помимо этого, он получает также мало социальной информации, у него недостаточен запас знаний и прочее — все это может создать сложный комплекс психоневрологических нарушений. [10, С.28]
Одно из последствий материнской депривации – это формирование
названного «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Самоидентичность – чувство постоянства собственного Я, а также то, насколько человек принимает и ценит себя. Ее формирование начинается в первые месяцы жизни. У детей из неблагополучных семей, либо из ДУИТ она сформирована недостаточно. Наблюдается также запаздывание в появлении кризиса «3-х лет». Дефектно формируется «гордость за достижения».
Конечно, важен любой период в жизни человека, но особенно важны периоды младенчества и раннего детства. «Беспредельная потребность в любви» — это, по мнению Л. Толстого, отличительная черта детей, и нетрудно представить, к каким страданиям и переживаниям может привести ребенка отсутствие этой любви, либо односторонняя и патологическая любовь взрослых. Бесследно вряд ли это проходит.
3.3.
Особенности воспитания
детей в ДУИТ
Это великое счастье для ребёнка ― получить вместе с жизнью семью.
Иронизируя, можно было бы рассматривать её как подарок на день рождения, самое удачное приобретение в самый первый день своей жизни. Почему дети, лишённые семьи готовы отдать за неё жизнь? И наоборот, иногда ребёнок в сердцах просит: куда угодно, но только не домой, не назад, к родителям?!
Появляясь на свет, малыш знает ― мама рядом. Получая во время пищу чувствуя тепло её рук, он знает ― он не один. В этот период жизни, его ещё можно “обмануть”, инсценируя родителя. Но стоит заметить, дети, сразу после рождения на которых оформляется “отказ” ― ведут себя иначе, чем, допустим, ребёнок, пребывающий в родильном доме отдельно от матери
( например
по поводу проведённого
Психоаналитик Д. Винникотт пишет: «Когда
ребенок лишается хорошего окружения
или когда такого окружения вообще не
существовало – это означает изменение
всего эмоционального развития человека.
Подавляется или вообще утрачивается
способность любить, появляется ненависть».
Действительно, существует взаимосвязь
между отсутствием материнской любви
и эмоциональными нарушениями у детей,
воспитывающихся вне семьи. Отношения
привязанности, которые складываются
между матерью и младенцем в первые недели
и месяцы его жизни, не только служат основой,
образцом для будущих отношений с другими
людьми, но и определяют последующее отношение
к самому себе.
Итак, психическое и личностное развитие детей-сирот носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, которая защищается от внешнего мира, а не взаимодействует с ним. В случаях, когда у ребенка нет возможности прочувствовать материнскую любовь и внимание — основным «симптомом» этого является резкое замедление всех сторон развития ребенка — феномен госпитализма (как разновидность сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен был впервые описан Рене Шпицем, который наблюдал детей, оставшихся после рождения без материнского внимания. Эти дети по 15–18 месяцев находились в стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали на ноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти дети не видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количество игрушек было ничтожно мало. Шпиц приводит также результаты исследования детей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4–м годам 37% из них погибли; к 1,5–2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельному передвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2–3 слова; у всех наблюдались симптомы аналитической депрессии. Следует помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с формированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтому часть нарушений связаны с ограничением двигательной активности в этом возрасте, что влияет на общий коэффициент развития.
Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Американский психолог Бернс исследовал личности 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли хорошо приспособиться к жизни, были обычными нормальными людьми; остальные обладали разными психическими дефектами. В условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.
Учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Исследования свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей его жизни, придавая отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.[35, С.105–109]
Лисина М. И. описывает «
Выводы
по параграфу
Традиционно главным институтом воспитания
является семья. То, что ребенок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет
в течение всей последующей жизни. Семья
может выступать в качестве как положительного,
так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме
самых близких для него в семье людей не
любит его так и не заботится столько о
нем. И вместе с тем никакой другой социальный
институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья. Главное в воспитании
маленького человека – достижение душевного
единения, нравственной связи родителей
с ребенком. Именно в семье ребенок получает
первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится как себя вести в различных
ситуациях. Как правило, в памяти каждого
человека остается особая атмосфера родного
дома, связанная со многими ежедневными
незначительными событиями, или страх,
который мы переживали в связи со многими,
непонятными для нас событиями. Именно
такая спокойная и радостная или напряженная,
полная опасения и страха атмосфера больше
всего действует на ребенка, на его рост
и становление, накладывает глубокий отпечаток
на все его последующее развитие.
Гармоничное развитие личности ребенка
возможно при сохранении и укреплении
его здоровья, определяемого как состояние
физического, психического и социального
благополучия. Это возможно только в семье.
Ребенок является частью семьи. Связь
между родителями и детьми относится к
наиболее сильным человеческим связям.
Разрушение единства семьи влечет за собой
и разрушение архиважных для развития
детской личности чувственных связей,
микросреды развития. [52, С. 469]
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования взаимосвязи психологических
особенностей
развития ребёнка
и окружающих.
§1.
Организация и методы
исследования
Поскольку целью работы является исследование родительского отношения, в работе была выбрана методика PARI (Parental attitude research instrument), предназначенная для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к ребёнку и разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы ─ американские психологи Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. Методика адаптирована российским психологом Т. В. Нещерт.(См. приложение 4).
Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества