Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа
Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.
§1. Семья как объект психологического исследования ………
7
1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7
1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8
1.3. Функции семьи ………………………………………...
10
1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......
12
§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16
2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..
17
2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:
2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19
2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21
2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24
2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27
2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...
29
2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31
§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):
3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34
3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35
3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38
3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41
3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….
42
3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...
44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...
49
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.
§1. Организация и методы исследования ……………………..
50
§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51
§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..
51
§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64
4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..
64
4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………
67
4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………
69
4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..
72
4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………
73
4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...
77
4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...
?
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..
Современные
научные данные убедительно подтверждают
преимущества грудного молока и грудного
вскармливания. Как свидетельствуют
проведённые исследования, грудное
вскармливание защищает ребёнка
от инфекций, способствует лучшей адаптации,
значительно снижает заболеваемость новорождённых
и детей более позднего возраста. Современные
данные свидетельствуют о снижении частоты
и продолжительности диспепсических заболеваний
у детей, находящихся на грудном вскармливании.
Грудное вскармливание снижает риск развития
острых респираторно-вирусных инфекций,
пневмоний, отитов у детей младенческого
возраста. Имеются данные о том, что грудное
вскармливание позволяет предупредить
развитие ожирения в более старшем детском
возрасте. Установлена обратная связь
между продолжительностью грудного вскармливания
и развитием инсулинозависимого сахарного
диабета. Установлено благотворное влияние
грудного вскармливания на развитие познавательных
способностей ребёнка, особенно велико
влияние грудного вскармливания на
развитие интеллекта недоношенных детей.
2.3.
Врожденные
формы психики и поведения
Младенец интенсивно растёт. Рост здорового ребёнка за первый год его жизни увеличивается в 1,5 раза, а вес ― почти в 2 раза. Но для нас большой интерес представляет другой аспект физического развития. Ребёнок начинает всё более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Что касается познавательного развития ребёнка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений.
Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание. Многие факторы указывают на значение “возрастной чувствительности” как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей. Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества. Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется.[32, С. 92] Так обстоит дело не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства приурочиваются проявления и весьма общих умственных качеств: особая любознательность; свежесть, острота восприятия; яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх; черты ясности, конкретности мышления и так далее. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики как бы приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом.Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Наиболее определенные сдвиги в свойствах нервной системы наблюдаются во младенчестве и раннем детстве, в период бурного физического и психического развития. В связи с вопросом о возрастном развитии свойств типа нервной системы также очень важно иметь в виду достоинства каждого детского возраста. Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей, и переход от одной к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними условиями. Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех или иных психологических качеств.
Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей — инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У малыша с рождения имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо. Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно, врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Готовность
к функционированию с рождения обнаруживают
не только основные органы чувств, но и
головной мозг. Количество нервных клеток
в коре головного мозга у новорожденного
почти такое же, как у взрослого человека,
однако эти клетки еще незрелые, а связи
между ними слабые. Созревание мозга и
организма ребенка, их превращение в мозг
и организм взрослого происходят в течение
нескольких лет после рождения и заканчиваются
только с поступлением в школу. Созревание
и развитие мозга находится под прямым
влиянием множества разнообразных внешних
воздействий и впечатлений, которые получает
ребенок от окружающей среды. [3, С. 312]
2.4.
Особенности восприятия
и памяти у младенцев
Из всех органов чувств, главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем – четвертом месяцах формы предметов.
Познавательное
развитие младенцев предполагает включение
механизмов памяти, простейших её видов.
Первым появляется узнавание ― уже
в раннем детстве дети способны соотносить
новые впечатления с уже
Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребёнок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте приведено в таблице 2.
Таблица 2
Решение
простейших познавательных
задач в младенческом
возрасте
Возраст в месяцах | Успехи | Неудачи |
0—2 | ― | Когда на глазах у ребёнка прячется предмет, не наблюдается никаких определённых действий |
2—4 | Ребёнок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого | Ребёнок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место |
4—6 | Ребёнок больше не делает ошибок, характерных для 2—4 месяцев. Он находит предмет частично закрытый платком | Ребёнок не может найти предмет, который полностью закрыт платком |
6—12 | Ребёнок может найти предмет, полностью закрытый платком | Ребёнок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах |
К концу 1 года ребёнок включается в достаточно сложные действия-игры. Это дало возможность некоторым психологам говорить, хотя и условно, о приобретении в младенческом возрасте некоторых представлений, в частности представлении о сохранении предмета. Ребенок познает мир на этом возрастном этапе в наглядно-действенном плане. [26, С. 179]
2.5. Особенности
эмоционального и речевого
развития младенцев
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с позновательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3–4 недели у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После того, как ребёнок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, младенчество и начинается как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. В месяц можно наблюдать первую осознанную улыбку, составляющую «комплекса оживления», реакция на ухаживающего за ребенком взрослого, которая служит индикатором первого организатора психики. [52, С.99] После 3―4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого человека. Однако если тот демонстрирует своё доброе отношение, разговаривает с ребёнком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7―8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» ―грусть или острый испуг при исчезновении мамы.
Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее, в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам.
Речь
преимущественно развивается
Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент: он начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых им в качестве орудий.
Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни, появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребёнок при радостном оживлении издаёт звуки, называемые обычно гулением.
Во
втором полугодии возникает лепет, в котором
можно различить некоторые повторяющиеся
звуковые сочетания, связанные чаще всего
с действиями ребёнка. Лепет обычно сочетается
с выразительной жестикуляцией. Концу
первого года ребёнок понимает 10―20 слов,
произносимых взрослыми, и сам произносит
одно или несколько своих первых слов,
сходных по звучанию со словами взрослой
речи.
2.6.
Кризис первого года
жизни
Переходный период между младенчеством и ранним детством называют кризисом первого года. Как всякий кризис он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребёнка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или не понимают того, чего он хочет. Поскольку ребёнок уже активно ходит или ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых до него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду. Не все желания ребёнка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется ребёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.
Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы, некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некой самостоятельности, т. е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых эмоциональных реакций. Главное приобретение переходного периода ― своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной (лепетной). Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Поскольку автономная детская речь отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребёнком и понимающим значение его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства ― жесты и невыразительная мимика ребёнка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.
Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества