Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

             Для иследования психического развития детей был  использован метод наблюдения (приложение 3) и методика, разработанная Институтом Психологии РАО [49, С. 20]. В основу методики взяты положения Выготского, Леонтьева, Лисиной, Эльконина; в некотором роде, эта методика обобщает в себе методики Баженовой, Стребелевой, Бейли, Геззела. Авторы указывают на то, что диагностики известных авторов не дают представления о целостном психическом развитии ребенка и представляют в пособии вариант диагностики, несущей попытку реализации целостного личностно ориентированного подхода к оценке психическою развития ребенка К завершению второго полугодия жизни психическое развитие ребенка определяется предметно-манипулятивной деятельностью и связанным с ней ситуативно-деловым общением. Поэтому диагностика психического развития ребенка на этом этапе направлена на установление уровня развития этих двух факторов. Диагностируются параметры развития общения со взрослым и параметры развития предметно-манипулятивной деятельности. (Подробное описание методики находится в приложении 2).

          Результаты методик подверглись качественному и количественному анализу с помощью методов математико-статистической обработки:

     - параметрические методы анализа  данных (критерий t-Стьюдента для зависимых выборок; критерий K-S-Колмогорова-Смирнова);

     - методы корреляционного анализа:  коэффициент линейной корреляции r-Пирсона;

     - множественный регрессионный анализ  данных. 

                          §2. Характеристика выборки испытуемых 

         С целью проведения исследования психологического развития детей в период младенчества было сформировано 3 группы физически здоровых детей. В каждой группе 15 младенцев — детей из полных и неполных семей, и детей, воспитывающихся в детском учреждении интернатного типа (социальный приют для детей и подростков «Солнцево»), в возрасте 11,5 –12,5 месяцев. Дети из полных семей: 8 мальчиков и 7 девочек, дети из неполных семей: 9 девочек и 6 мальчиков. Дети, воспитывающиеся в доме малютки: 8 мальчиков и 7 девочек.

         В исследовании так же приняли участие 45 родителей: в полных семьях – 15 женщин и 15 мужчин, в неполных семьях – 15 женщин.

                

             §3. Описание и интерпретация эмпирических результатов

исследования 

  Исследование младенцев.

Диагностика детей, проживающих в семье, проводилась по месту жительства младенцев — ребенку предоставлялась возможность действовать в знакомой обстановке. Дети, находящиеся в ДУИТ, диагностировались в игровой комнате. Перед проведением исследования психолог дает возможность ребенку познакомиться с незнакомым взрослым. Во втором полугодии страх перед незнакомцем является характерной особенностью большинства детей. Необходимо наладить с младенцем контакт, выразить доброжелательное отношение, но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативы со стороны ребенка. Если ребенок проявлял настороженность, то его внимание привлекалось действиями с игрушками, сопровождающимися соответствующими комментариями. Исследовались параметры общения и развитость предметно-манипулятивной деятельности.

Диагностика параметров общения.

 Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цель: выявление предпочитаемого вида деятельности и формы общения.

В этой ситуации ребенку предоставляется  возможность инициировать ситуативно-личностное, ситуативно-деловое общение со взрослым или играть в игрушки самостоятельно.

Организация предметной среды. На столик выкладываются несколько игрушек, например, погремушка, два кубика, маленький мячик, машинка, небольшая куколка, ложечка, чашечка.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится на высоком стульчике перед столом, на котором лежат игрушки. Взрослый сидит рядом, повернувшись к младенцу лицом, но не обращаясь к нему. Если младенец начинает манипулировать игрушками, взрослый наблюдает за его действиями в течение 3 минут, не вмешиваясь в деятельность ребенка и регистрируя его поведение в протоколе. (Форма протокола приведена в прил. 1.) Затем проводится следующая проба — «Ситуативно-деловое общение».

Если  младенец обращается ко взрослому, тот  отвечает ему, по не предпринимает активных действий. В течение 1 минуты регистрируются коммуникативные проявления ребенка. Если младенец начинает им подражать  недовольство, следует сразу же перейти  к очередной пробе. Порядок проведения последующих проб зависит от того, какое общение инициировал ребенок. Если он протягивает предмет, показывает на него взрослому или обращается за помощью, проводится проба «Ситуативно-деловое общение». Если ребенок просится на руки, улыбается, прижимается ко взрослому, то проводится проба «Ситуативно-личностное общение». Если младенец предпочитает одиночную игру, применяется диагностика предметно-манипулятивной деятельности.

Ситуация 2. «Ситуативно-деловое  общение»

Цель: определение уровня развития параметров общения.

Организация предметной среды. На столик выкладываются несколько игрушек, например, кубик, мячик, кукла.

Процедура проведения диагностической  пробы. Взрослый демонстрирует простое действие с предметами: двигает кубик по столу, изображая звук мотора и сигнал «би-би», катает мячик или баюкает куколку, предлагая ребенку поиграть вместе, повторить показанное действие. Если младенец выхватывает игрушку и начинает играть с ней в одиночку, взрослый старается присоединиться к ребенку: просит дать ему игрушку, предлагает действовать поочередно, показывает другое действие с ней. На случай быстрой потери интереса ребенка к игрушке следует иметь наготове несколько запасных предметов и предложить малышу выбрать то, что ему интересно. Если ребенок не берет игрушку, взрослый сам вкладывает ее в руку младенца и поощряет его действия. Если ребенок включается в совместную деятельность, взрослый подбирает моменты для похвалы и порицания действий ребенка, предлагая образцы новых действий. При этом порицание должно быть выражено со спокойной интонацией: «Не так» — и сопровождаться последующим показом правильного действия из наличного репертуара ребенка. (Например, ребенок начал стучать кубиком по столу, бросать его на пол или грызть, ему предлагают подвигать им по поверхности стола.) Поощрений должно быть больше, чем порицаний (достаточно одного порицания, если ребенок реагирует на него, если не реагирует, то можно через какое-то время повторить его); за порицанием обязательно должно следовать поощрение. Проба длится 3 минуты. Поведение ребенка регистрируется в протоколе.

Ситуация 3. «Ситуативно-личностное общение»

Цель: установление наличия желания и возможностей ребенка иступить в ситуативно-личностное общение. (Это необходимо для тех детей, которые предпочитают одиночную предметно-манипулятивную деятельность, а также для детей, инициирующих ситуативно-личностное общение.)

Организация предметной среды. Никаких игрушек или предметов, отвлекающих внимание ребенка. Знакомая ребенку обстановка.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится на детском стульчике за столом или сидит на ковре, на диване рядом со взрослым. Взрослый обращается к ребенку с улыбкой и ласковыми словами, называя малыша по имени, поглаживает его, глядя в глаза, приглашает сесть к себе на колени, взять на руки, обнимает, прижимает к себе. Если ребенок охотно идет на эмоциональное общение, ему предоставляется инициатива, а взрослый подстраивается под обращения ребенка. Если младенец не отвечает взрослому в течение 3 минут, следует возобновлять воздействия, варьируя их. Можно предложить поиграть в «Ку-ку», «Ладушки», «Сороку» и вновь попытаться приласкать ребенка. Если малыш уклоняется от общения, отталкивает взрослого, отползает, хнычет, пробу следует завершить и переключить внимание малыша на игрушки. Поведение ребенка фиксируется в протоколе.

Шкалы оценки параметров общения находятся в приложении 2.

Диагностика предметно-манипулятивной деятельности.

Ситуация 1. «Разные игрушки»

Цель: определение параметров предметно-манипулятйвной деятельности со знакомыми ребенку предметами.

В данной ситуации ребенку предоставляется  возможность актуализировать наличный уровень владения предметно-манипулятйвной деятельностью.

Организация предметной среды. Взрослый подбирает и складывает в мешочек или пакет набор игрушек. В него должны входить игрушки, с которыми ребенок может производить как неспецифические, так и специфические действия, например кольцо от пирамидки. Этот предмет позволяет осуществлять как неспецифические (бросать, стучать, двигать), специфические (катать, надевать на палец через отверстие), так и игровые, культурно-фиксированные (использовать как «руль» или «тарелку») действия. С помощью погремушки, резиновой игрушки-«пищалки», мяча, телефонной трубки ребенок производит специфические действия (гремит, размахивая погремушкой, сжимает резиновую игрушку, катает мяч). Мягкая игрушка-животное или кукла с разнообразными деталями одежды, ложечка, чашечка дают возможность и для исследовательских, и для игровых, культурно-специфических действий («баюкать», «кормить» куклу, самому «пить» из чашечки и т. д.).

Процедура проведения диагностической  пробы. Ребенок сидит на специальном стульчике перед столом, а взрослый — рядом с ним. Он последовательно, по мере угасания у ребенка интереса к предмету, выкладывает на столик разные игрушки. В данной ситуации взрослый не инициирует общения. Если ребенок проявит инициативу (например протянет игрушку), следует взять игрушку, но не продолжать общение. В случае, если ранее уже проводилась диагностика развития общения ребенка, психолог может выложить ту игрушку, которая обыгрывалась им в процессе ситуативно-делового общения. Это позволит проследить, пытается ли младенец воспроизводить полученный ранее образец и побуждает ли к этому взрослого. В протоколе регистрируются показатели параметров предметно-манипулятивой деятельности.

Ситуация 2. «Незнакомая игрушка»

Цель: выявление возможностей ребенка исследовать незнакомый предмет, проявлять изобретательность в обследовании и манипулировании.

Организация предметной среды. На столике помещается незнакомый ребенку привлекательный предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей. Например, такой предмет можно сконструировать, изготовив цилиндр с отверстиями, в которые вставляется стержень с привязанными к нему разноцветными лентами. Можно использовать старый будильник (предварительно удалив стекло, покрывающее циферблат), небольшой транзисторный радиоприемник с выдвигающейся антенной, коробочку для дискет и т.д.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит в детском стульчике за столом. Перед ним помещается незнакомая игрушка. Взрослый наблюдает за поведением ребенка, не проявляя инициативы в общении. Показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности регистрируются в протоколе.

Шкалы оценки параметров предметно-манипулятивной деятельности находятся в приложении 3.

Анализ данных методики изучения уровня психического развития младенцев (2 аспекта: изучение развития общения и предметно-манипулятивной деятельности) установил следующие результаты, представленные в таблице № 3, 4.

                                                                                                                  Таблица 3

  Процентное соотношение  результатов исследования                 

                    психического развития младенцев в общении со взрослым.

 

Параметры общения   Дети из полных семей Дети из неполных семей Воспитанники  ДУИТ
Инициативность    93,3% – высокая

   6,7% –  средняя

86,7% – высокая

13,3% – средняя

80% – слабая

13,3% – средняя

6,7% – отсутствует

Средства  общения Э* 100% – используют 100% – используют 66,7% – используют

33,3% – не используют

  Д** 100% – используют 100% – используют 53,3%–используют

46,7% – не используют

  П*** 100% – используют 100% – используют 60% – используют

40% – не используют

Вовлечённость в общение 86,7% – высокая

13,3% – средняя

80% – высокая

20% – средняя

6,7% – средняя

86,7% – слабая

6.7% – отсутствует

Чувствительность  к воздействиям взрослого 93,3% – высокая

6,7% – средняя

86,7% – высокая

13,3% – средняя

6,7% – средняя

86,7% – слабая

6.7% – отсутствует

Предпочитаемая  форма общения СДО – 86,7%

СДО/СЛО – 6,7%

ПМД – 6,7%

СДО – 80%

СДЛ/СЛО – 6,7%

ПМД – 13,3%

СДО/СЛО – 80%

СЛО – 13,3%

Уклонение от общения  – 6,7%

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества