Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа
Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.
§1. Семья как объект психологического исследования ………
7
1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7
1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8
1.3. Функции семьи ………………………………………...
10
1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......
12
§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16
2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..
17
2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:
2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19
2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21
2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24
2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27
2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...
29
2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31
§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):
3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34
3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35
3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38
3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41
3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….
42
3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...
44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...
49
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.
§1. Организация и методы исследования ……………………..
50
§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51
§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..
51
§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64
4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..
64
4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………
67
4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………
69
4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..
72
4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………
73
4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...
77
4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...
?
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..
Первое, что мы должны воспитать в наших детях, и что развивается на протяжении всего детства — это потребность детей в человеке — в другом человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и наконец в коллективе, в обществе.
Как бы добры и сердобольны не были работники интернатов, домов малютки, всем воспитанникам в равной степени не удастся уделить столько внимании, ласки, заботы, тепла, сколько хотелось бы. Группы в интернатах с большим количеством народа, а воспитательница и няня всего одна. И, к сожалению, количество детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом не уменьшается.
Естественно в полноценной с семье с любящими родителями малыш чувствует совсем другое отношение к себе, нежели ребёнок, у которого одна общая со всеми мама. Отсюда вытекает абсолютно другое восприятие мира, его собственная жизненная картина: начиная с того, что у ребёнка, воспитываемого в семье мама только его и больше ничья ― это значимо, особенно когда дети начинают осознавать свою принадлежность в обществе. Даже в неполноценных семьях ребёнок всегда задаётся вопросом: почему нет одного из родителей? Был ли он вообще и вернётся ли обратно в семью? В определённом возрасте в неполноценной семье взрослые её члены буквально атакуются такого рода вопросами, и выдержать подобный натиск довольно не просто. А когда у малыша нет совсем родных людей, кроме взрослых, которых дети вынуждены называть не ласковым добрым словом, а по имени-отчеству, человек вырастает в подобных условиях словно опустошённый. Ведь это для людей, выросших в семье, всё кажется обыденным (как говорится, что имеем ―не храним), а для ребёнка, выросшего в учреждении интернатного типа это чувство уютного дома, дружной семьи и заботливой мамы незнакомо, никогда не было испытано, и наверстать упущенное человек сможет, пусть лишь и на 50%, во взрослой жизни, если создаст свою семью, где будет дарить безграничную любовь своим домочадцам, и гордо, с полной уверенностью, приобретёт статус семейного человека.
Целью
данной работы являлось выявление значения
психологической поддержки
Данная цель требовала решения следующих задач:
Анализ результатов проведённых исследований показал, что обеспечение непосредственного эмоционального общения со взрослым в период младенчества, всяческая поддержка ребёнка, поощрение его создают условия для его гармоничного развития. Общение с близким взрослым, его психологическая поддержка лишает малыша страха перед неизведанным миром, обеспечивает чувство безопасности, подкрепляет веру в себя, ребёнок проявляет интерес к окружающему миру — занимается исследовательской деятельностью, приобретает опыт человеческих отношений.
Итак, при полноценном эмоциональном общении с семьей жизненный мир младенца находится на более высокой ступени развития, так как уровень согласия с миром обусловлен непосредственным удовлетворением возникающих потребностей.
Мама пребывает и остаётся близким человеком своему ребёнку с самого начала жизненного пути. Ласковый мамин взгляд, тепло её нежных рук, добрый, оседающий навсегда в наших сердцах голос — не в силах забыть ни один ребёнок любого возраста.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза
о том, что обеспечение ребенку психологической
поддержки со стороны взрослого, в первую
очередь матери, приводит к более гармоничному
психическому и физическому развитию
ребёнка, получила своё подтверждение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
специфику отцовства [Текст] / Ю. В. Борисенко // Семейная психология и семейная терапия, 2006, № 2. — С. 44—55.
Приложение 1
Приложение 2
Результаты наблюдений по исследованию влияния семьи на гармоничное развитие ребенка.
В
задачи исследований входило определить
роль семьи в гармоничном развитии
ребёнка. Проводились два наблюдения
для наиболее полного раскрытия
взаимосвязи исследуемых
I Наблюдение.
Проводилось на двух испытуемых ― дети, воспитывающиеся в семье и учреждении интернатного типа. Выявляется взаимодействие полноценного общения на психическое развитие ребёнка.
Проводилось наблюдение за двумя младенцами: мальчик (дата рождения 02.09.09) – первый ребенок в семье; девочка (10.09.09) – второй ребенок в семье. Семья мальчика: папа, мама, тетя, бабушка. Семья девочки: с рождения девочка находилась в Доме малютки, в семью (папа, мама, брат, бабушка) попала в возрасте шести месяцев.
Особенности общения. Эмоции, социальное поведение, речь.
В данный момент с каждым из младенцев взрослые общаются в достаточной мере. С мальчиком (от 0 до 2 месяцев) общалась в основном мама, только в моменты, когда ухаживала за ним (грудное кормление, переодевание, гигиенические процедуры и т.д.). К двум месяцам ребенок начал узнавать лицо и голос матери. Ребенок стал более активным, беспокойным, громким плачем привлекал внимание взрослых. Когда взрослые стали больше общаться с младенцем (общение с ярко выраженными положительными эмоциями), ребенок стал спокойнее. Период активного бодрствования увеличился, ребенок реагировал спокойно когда его брали на руки. Девочка к двум месяцам спокойная, пассивная. Лицо и голос матери узнает. Когда ее берут на руки, проявляет беспокойство. Когда хочет есть – громким плачем привлекает внимание взрослых.
К трем месяцам: Мальчик узнает лица родных, которые часто с ним общаются. Ответная реакция – улыбка, гуление в большинстве случаев общения. Девочка узнает родителей. Ответная реакция – улыбка, гуление – проявляется редко.
К
шести месяцам у мальчика ответные
реакции – улыбка, гуление, лепет,
вокализации – проявляются
С
девочкой внутрисемейное общение началось
с шести месяцев ―
На первой неделе прибытия в семье девочка отвечала настороженностью на положительные эмоции в общении, по окончанию данного этапа и далее стало выражено доброжелательное отношение к окружающим, любознательность, стремление к общению.
Достижения младенцев в развитии зрительной и слуховой систем, в освоении общих движений, движений руки и действий с предметами.
От 0 до 1 месяца движения младенца-мальчика были хаотичными, он не мог контролировать движение рук и ног, все основные рефлексы новорожденного были в норме. До тех пока родители не стали строго соблюдать режим кормления, сна и бодрствования младенца, ребенок спал днем и бодрствовал и кушал ночью. К концу первого месяца биоритм стал нормальным. Уход за девочкой с самого рождения осуществляется строго по режиму, по этому перебоев биоритма «сон – бодрствование» не наблюдалось. К 3 месяцам оба младенца могли сфокусировать взгляд на лице матери, на предмете, который показывал взрослый на расстоянии около 15 см. Поворачивали голову на звук. Предметы сами не брали, рукой брали погремушку, при условии, что ее вкладывает в руку или предлагает взрослый. В 4 месяца мальчик стал переворачиваться на живот, что позволило ему дотягиваться до предметов, которые находились в поле зрения на расстоянии вытянутой руки (15 - 20 см). При условии если взрослый привлекал данным предметом внимание ребенка. К 6 месяцам, несмотря на ограничение движений (ноги были зафиксированы шиной), ребенок свободно переворачивался на живот, наблюдал за движениями взрослых, дотягивался до предметов. Мальчик перекладывал предметы из одной руки в другую, брал предметы левой и правой рукой, манипулировал ими, наблюдалась некоторая скоординированность движений (погремушку трясет рукой, все предметы направляет ко рту). Начал откликаться на зов взрослого, даже если взрослый находится вне поля зрения. Можно наблюдать наличие причинно-следственных связей: бутылочка со смесью – еда – в рот. При виде бутылочки со смесью ребенок проявляет бурные эмоции. Когда бутылочку подносят к ребенку, он пытается взять ее руками, направляя в рот.
Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества