Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа
Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.
§1. Семья как объект психологического исследования ………
7
1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7
1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8
1.3. Функции семьи ………………………………………...
10
1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......
12
§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16
2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..
17
2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:
2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19
2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21
2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24
2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27
2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...
29
2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31
§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):
3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34
3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35
3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38
3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41
3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….
42
3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...
44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...
49
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.
§1. Организация и методы исследования ……………………..
50
§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51
§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..
51
§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64
4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..
64
4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………
67
4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………
69
4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..
72
4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………
73
4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...
77
4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...
?
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..
Приложение 4
Методика PARI (Parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. Методика адаптирована российским психологом Т. В. Нещерт.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1 - эмоциональный оптимальный контакт; 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3 -излишняя концентрация на ребенке.
Выделены следующие признаки:
1) Вербализация;
2) Чрезмерная забота
3) Зависимость от семьи;
4) Подавление воли;
5) Ощущение самопожертвования;
6) Опасение обидеть;
7) Семейные конфликты;
8) Раздражительность;
9) Излишняя строгость;
10) Исключение внесемейных влияний;
11) Сверхавторитет родителей;
12) Подавление агрессивности;
13) Неудовлетворенность ролью хозяйки;
14) Партнерские отношения;
15) Развитие активности ребенка;
16) Уклонение от конфликта;
17) Безучастность мужа;
18) Подавление сексуальности;
19) Доминирование матери;
20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка;
21) Уравнение отношения;
22) Стремление ускорить развитие ребенка;
23) Несамостоятельность матери.
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5.
Ключ методики: А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл.
№ признака | Признаки | № вопросов | ||||
Отношение к семейной роли | ||||||
3 | Зависимость от семьи | 3 | 26 | 49 | 72 | 95 |
5 | Ощущение самопожертвования | 5 | 28 | 51 | 74 | 97 |
7 | Семейные конфликты | 7 | 30 | 53 | 76 | 99 |
11 | Сверхавторитет родителей | 11 | 34 | 57 | 80 | 103 |
13 | Неудовлетворенность ролью хозяйки | 13 | 36 | 59 | 82 | 105 |
17 | Безучастность мужа | 17 | 40 | 63 | 86 | 109 |
19 | Доминирование матери | 19 | 42 | 65 | 88 | 111 |
23 | Несамостоятельность матери | 23 | 46 | 69 | 92 | 115 |
Отношение родителей к ребенку | ||||||
Оптимальный эмоциональный контакт | ||||||
1 | Вербализация | 1 | 24 | 47 | 70 | 93 |
14 | Партнерские отношения | 14 | 37 | 60 | 83 | 106 |
15 | Развитие активности ребенка | 15 | 38 | 61 | 84 | 107 |
21 | Уравненные отношения | 21 | 44 | 67 | 90 | 113 |
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком | ||||||
8 | Раздражительность | 8 | 31 | 54 | 77 | 100 |
9 | Излишняя строгость | 9 | 32 | 55 | 78 | 101 |
16 | Уклонение от конфликта | 16 | 39 | 62 | 85 | 108 |
Излишняя концентрация на ребенке | ||||||
2 | Чрезмерная забота | 2 | 25 | 48 | 71 | 94 |
4 | Подавление воли | 4 | 27 | 50 | 73 | 96 |
6 | Опасение обидеть | 6 | 29 | 52 | 75 | 98 |
10 | Исключение внутрисемейных влияний | 10 | 33 | 56 | 79 | 102 |
12 | Подавление агрессивности | 12 | 35 | 58 | 81 | 104 |
18 | Подавление сексуальности | 18 | 41 | 64 | 87 | 110 |
20 | Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка | 20 | 43 | 66 | 89 | 112 |
22 | Стремление ускорить развитие ребенка | 22 | 45 | 68 | 91 | 114 |
По каждым 23 признакам подсчитывается общее количество баллов. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака, где максимальная сумма баллов по каждому признаку — 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие.
Приложение 5
Полученные сырые баллы проведенных исследований.
0
Приложение 6
Приложение 7
Взаимосвязь
психологических
особенностей развития
детей с материнским
отношением к воспитанию
– вставить таблицу
Приложение 8
Взаимосвязь
психологических
особенностей развития
детей с отцовским
отношением к воспитанию
– вставить таблицу
Приложение 9
Сравнение
воспитания матерей
– вставить таблицу!
Приложение 10
Таблица
Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Инициативность» |
Таблица
Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Вовлеченность в общение» |
Таблица
Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Чувствительность к воздействиям взрослого» |
Таблица
Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Предпочитаемая форма общения, занятия» |
Таблица
Регрессионный
анализ вклада особенностей
матери в психологический
показатель развития
ребенка «Ориентировочно- |
Таблица
Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Неспецифические действия с предметами» |
Таблица
Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Специфические и культурно-фиксированные действия с предметами» |
Таблица
Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Разнообразие действий в познавательной активности» |
Таблица
Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Эмоциональная вовлеченность в деятельность» |
Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества