Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

      
    Приложение  4

Методика PARI (Parental attitude research instrument) предназначена для  изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. Методика адаптирована российским психологом Т. В. Нещерт.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к  ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение  к семейной роли и 15 касаются родительско-детских  отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1 - эмоциональный оптимальный контакт; 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3 -излишняя концентрация на ребенке.

Выделены следующие  признаки:

1) Вербализация;

2) Чрезмерная  забота

3) Зависимость  от семьи;

4) Подавление воли;

5) Ощущение самопожертвования;

6) Опасение обидеть;

7) Семейные конфликты;

8) Раздражительность;

9) Излишняя строгость;

10) Исключение  внесемейных влияний;

11) Сверхавторитет  родителей;

12) Подавление  агрессивности;

13) Неудовлетворенность ролью хозяйки;

14) Партнерские  отношения;

15) Развитие активности  ребенка;

16) Уклонение  от конфликта;

17) Безучастность  мужа;

18) Подавление  сексуальности;

19) Доминирование  матери;

20) Чрезвычайное  вмешательство в мир ребенка;

21) Уравнение  отношения;

22) Стремление  ускорить развитие ребенка;

23) Несамостоятельность  матери.

    Каждый признак  измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности  и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5.

    Ключ  методики: А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл.

№ признака Признаки № вопросов
Отношение к семейной роли
3 Зависимость от семьи 3 26 49 72 95
5 Ощущение самопожертвования 5 28 51 74 97
7 Семейные конфликты 7 30 53 76 99
11 Сверхавторитет  родителей 11 34 57 80 103
13 Неудовлетворенность ролью хозяйки 13 36 59 82 105
17 Безучастность мужа 17 40 63 86 109
19 Доминирование матери 19 42 65 88 111
23 Несамостоятельность матери 23 46 69 92 115
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт          
1 Вербализация 1 24 47 70 93
14 Партнерские отношения 14 37 60 83 106
15 Развитие активности ребенка 15 38 61 84 107
21 Уравненные  отношения 21 44 67 90 113
Излишняя  эмоциональная дистанция  с ребенком          
8 Раздражительность 8 31 54 77 100
9 Излишняя строгость 9 32 55 78 101
16 Уклонение от конфликта 16 39 62 85 108
Излишняя  концентрация на ребенке          
2 Чрезмерная  забота 2 25 48 71 94
4 Подавление воли 4 27 50 73 96
6 Опасение обидеть 6 29 52 75 98
10 Исключение  внутрисемейных влияний 10 33 56 79 102
12 Подавление  агрессивности 12 35 58 81 104
18 Подавление  сексуальности 18 41 64 87 110
20 Чрезвычайное  вмешательство в мир ребенка 20 43 66 89 112
22 Стремление  ускорить развитие ребенка 22 45 68 91 114
 

    По каждым 23 признакам подсчитывается общее  количество баллов. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака, где максимальная сумма баллов по каждому признаку — 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие.

Текст опросника:

  1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами  родителей. А а б Б
  2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. А а б Б
  3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни. А а б Б
  4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б
  5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. А а б Б
  6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал. А а б Б
  7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. А а б Б
  8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. А а б Б
  9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. А а б Б
  10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны взгляды его родителей. А а б Б
  11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. А а б Б
  12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. А а б Б
  13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. А а б Б
  14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. А а б Б
  15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. А а б Б
  16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно А а б Б
  17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми А а б Б
  18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. А а б Б
  19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. А а б Б
  20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. А а б Б
  21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. А а б Б
  22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. А а б Б
  23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка А а б Б
  24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. А а б Б
  25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. А а б Б
  26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. А а б Б
  27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. А а б Б
  28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. А а б Б
  29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. А а б Б
  30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. А а б Б
  31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. А а б Б
  32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. А а б Б
  33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. А а б Б
  34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других. А а б Б
  35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке. А а б Б
  36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...). А а б Б
  37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. А а б Б
  38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. А а б Б
  39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. А а б Б
  40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. А а б Б
  41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. А а б Б
  42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа. А а б Б
  43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. А а б Б
  44. Если у вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. А а б Б
  45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. А а б Б
  46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. А а б Б
  47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. А а б Б
  48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б
  49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. А а б Б
  50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. А а б Б
  51. Очень мало женщин получают благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. А а б Б
  52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. А а б Б
  53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. А а б Б
  54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми. А а б Б
  55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной. А а б Б
  56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей. А а б Б
  57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители. А а б Б
  58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. А а б Б
  59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой–нибудь другой причине. А а б Б
  60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспитания. А а б Б
  61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. А а б Б
  62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут. А а б Б
  63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. А а б Б
  64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям. А а б Б
  65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство. А а б Б
  66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок. А а б Б
  67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии. А а б Б
  68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы. А а б Б
  69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. А а б Б
  70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. А а б Б
  71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации. А а б Б
  72. Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом. А а б Б
  73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. А а б Б
  74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них. А а б Б
  75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения. А а б Б
  76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения. А а б Б
  77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле. А а б Б
  78. Воспитание детей – это тяжелая нервная работа. А а б Б
  79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей. А а б Б
  80. Больше всех других дети должны уважать родителей. А а б Б
  81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам. А а б Б
  82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий. А а б Б
  83. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни. А а б Б
  84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив. А а б Б
  85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им. А а б Б
  86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем. А а б Б
  87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы. А а б Б
  88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо. А а б Б
  89. Так как ребенок – часть матери, она имеет право знать все о его жизни. А а б Б
  90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. А а б Б
  91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами. А а б Б
  92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле. А а б Б
  93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы. А а б Б
  94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. А а б Б
  95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей. А а б Б
  96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. А а б Б
  97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей. А а б Б
  98. Самая главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка. А а б Б
  99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся. А а б Б
  100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми. А а б Б
  101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные. А а б Б
  102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. А а б Б
  103. Первая обязанность детей – доверие по отношению к родителям. А а б Б
  104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам. А а б Б
  105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны. А а б Б
  106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. А а б Б
  107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. А а б Б
  108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами. А а б Б
  109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни. А а б Б
  110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. А а б Б
  111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами. А а б Б
  112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка. А а б Б
  113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы. А а б Б
  114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться). А а б Б
  115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям. А а б Б
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 5

    Полученные сырые баллы проведенных исследований.

0 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  6

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 7

Взаимосвязь психологических  особенностей развития детей с материнским  отношением к воспитанию – вставить таблицу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 8

Взаимосвязь психологических  особенностей развития детей с отцовским  отношением к  воспитанию – вставить таблицу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 9

    Сравнение воспитания матерей  – вставить таблицу! 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 10

Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический  показатель развития ребенка «Инициативность»

 

 

Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический  показатель развития ребенка «Вовлеченность в общение»

Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический  показатель развития ребенка «Чувствительность  к воздействиям взрослого»

 

Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический  показатель развития ребенка «Предпочитаемая форма общения, занятия»

 
Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический  показатель развития ребенка «Ориентировочно-исследовательские  действия с предметами»

 

 

 

Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Неспецифические действия с предметами»

 

 

 

Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический  показатель развития ребенка «Специфические и культурно-фиксированные действия с предметами»

 

 

 

Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический  показатель развития ребенка «Разнообразие  действий в познавательной активности»

 

 

 

Таблица

Регрессионный анализ вклада особенностей матери в психологический показатель развития ребенка «Эмоциональная вовлеченность в деятельность»

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества