Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Развитие ребёнка периода младенчества внутри семьи и закрытых детских учреждений. Сравнение показателей развития. Выводы комформности сравнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
4


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка периода младенчества.


§1. Семья как объект психологического исследования ………
7

1.1. Психологическое содержание понятия «семья» …….
7

1.2. Семья как социальный институт и малая группа …...
8

1.3. Функции семьи ………………………………………...
10

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», родительское отношение», «родительское воспитание» ...……......

12




§2. Психологические особенности периода младенчества …..
16

2.1. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах ……………………………………………..

17

2.2. Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении эмоционального и физического комфорта ребёнка:


2.2.1. Первый час после рождения ……………………
19

2.2.2. Преимущества грудного вскармливания ……….
21

2.3. Врождённые формы психики и поведения ………….
24

2.4. Особенности восприятия и памяти у младенцев ….
27

2.5. Особенности эмоционального и речевого развития младенцев ……………………………………………………………...

29

2.6. Кризис первого года жизни ………………………...
31

§3. Особенности взаимодействия ребёнка первого года жизни с семьёй (лицами её заменяющими):


3.1. Влияние родителей на психологическое развитие ребёнка периода младенчества …………………………………….
34

3.1.1. Особенность материнства в период младенчества ………………………………………………………….
35

3.1.2. Проблема специфики отцовства …………………
38

3.1.3. Влияние родителей на образ «Я» ребёнка ………
41

3.2. Особенности психологического развития ребёнка из неблагополучной семьи ……………………………………………….

42

3.3. Особенности воспитания детей в детском учреждении интернатного типа (ДУИТ) ……..……………………...

44


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………...

49


ГЛАВА 2. Эмпирические исследования влияния семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества.


§1. Организация и методы исследования ……………………..
50

§2. Характеристика выборки испытуемых ……………………
51

§3. Описание и интерпретация эмпирических результатов исследования …………………………………………………………..

51

§4. Анализ результатов исследования ………………………...
64

4.1. Статистическая значимость различий в развитии детей-младенцев………………………………………………………..

64

4.2. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с материнским отношением к воспитанию…………

67

4.3. Взаимосвязь психологических особенностей развития детей с отцовским отношением к воспитанию……………

69

4.4. Статистическая значимость различий воспитательных установок исследуемых матерей…………………..

72

4.5. Влияние родительских установок на параметры развития ребенка………………………………………………………

73

4.6. Влияние особенностей воспитания матери на психологическое развитие ребенка…………………………………...

77

4.7. Влияние особенностей воспитания отца на психологическое развитие ребенка…………………………………...

?


ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………...




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

1.2. Семья как социальный институт и малая группа

      

           Когда говорят о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называют семью. Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление  в первый брак - образование семьи; 

2) начало  деторождения - рождение первого  ребенка; 

3) окончание  деторождения - рождение последнего  ребенка;

4) "пустое  гнездо" - вступление в брак  и выделение из семьи последнего  ребенка;

5) прекращение  существования семьи - смерть  одного из супругов.

         Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

         Существует два самых общих подхода к семье: семья как социальный институт и как малая группа. Малой группой в социальной психологии называется общность людей, объединенных формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви и привязанности. Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее: 
1) наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи; 
2) частичное различие в интересах и установках членов семьи; 
3) наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье; 
4) включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах; 
5) семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп; 
многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь;

6) особая  открытость, уязвимость членов семьи.  Помимо психологических особенностей семье также присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, т. к. именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека. 
          Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. [1, С. 34]

            

1.3. Функции семьи 

          Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова являются:

  1. репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
  2. экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
  3. воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
  4. коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).[17, С. 78]

         М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. [33, С. 34]

          Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.[56, С. 47]

         Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения. [34, С. 6]

             

1.4. Теоретический анализ понятий «родительство», «родительское

отношение», «родительское воспитание».

         

           Характерная черта целостности любой системы ─ способность к самосохранению в процессе постоянного движения, изменения и развития. Всё это в полной мере можно отнести к родительству как к комплексному образованию, представляющему собой систему. Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Системный подход предполагает признание семьи как единого целого, поэтому, рассматривая феномен родительства с точки зрения системного подхода, он описывается в тесной взаимосвязи с семейной системой. [62, С. 29]. Используя принципы системного подхода, применительно к феномену родительства можно констатировать следующее.

  1. Феномен родительства системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
  2. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать как сложную комплексную систему индивида, и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
  3. Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах. Прежде всего это план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство. Следующий план — это супруги в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств и т. д., то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Четвёртый плен раскрывает родительство по отношению к системе общества.
  4. Факторы, влияющие на формирование родительства представлены на нескольких уровнях: макроуровень ─ уровень общества, мезоуровень ─ уровень родительской семьи, микроуровень ─ уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.
  5. Феномен родительсва ─ явление динамическое, включающее процес становления и развития. [39, С. 10]

В развитой форме родительство включает:

    • ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
    • родительские установки и ожидания;
    • родительское отношение;
    • родительские чувства;
    • родительские позиции
    • родительская ответственность;
    • стиль семейного воспитания.

Более подробно рассмотрим два компонента родительства: родительское отношение и родительское воспитание. Родительское отношение является многомерным образованием и включает:  

1) интегральное принятие или отвержениеребёнка;

2) межличностная дистанция («симбиоз»);

3) формы  и направления контроля (авторитарная  гиперсоциализация);

4) социальная  желательность повеления.

             Каждая из этих образующих  представляет собой сочетание в различных отношениях эмоциональной, когнитивной и поведенческой компонентов. Существует четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:

  • принимающе-авторитарное отношение: родители принимают и одобряют ребёнка, но требуют социальных успехов;
  • отвергающее с явлениями инфантилизации: родители эмоционально отвергают ребёнка, низко ценят его индивидуально-личностные качества,  предписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;
  • симбиотическое отношение: симбиотические тенденции в общении с ребёнком, гиперопека;
  • симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

        Таким образом, стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания — воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы. [50, С. 149]

         Родительское воспитание или  стиль семейного воспитания ─  стиль взаимодействия родителей и ребенка. Его проявление наиболее очевидно, он больше, чем другие компоненты родительства, детерминирует личностное становление и развитие ребенка. Э. Г. Эйдемиллер выделил основные характеристики типов воспитания ребёнка:

  • степень гиперпротекции;
  • удовлетворённость потребностей;
  • требования, предъявляемые к ребёнку;
  • санкции, накладываемые на него;
  • воспитательная неуверенность родителей.

        На основе этих характеристик даётся формальное описание стилей воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, гипопротекция. [39, С. 23]

                                    

Выводы  по параграфу 

            Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определённых условиях становиться образцом для подражания. Только семья ─ родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений ─ формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и другим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях, что затрудняет их последующую социализацию и овладение своим местом в обществе.

      

             

§2. Психологические особенности периода младенчества 

        Уже с первых дней рождения ребенок является не просто “реагирующим аппаратом”, как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом, обладающим, хотя и диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.

Информация о работе Влияние семьи на психологическое развитие ребёнка в период младенчества