Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:56, контрольная работа
Период, когда лепет малыша сменяется первыми «словами», пусть пока имеющими не очень много общего с языком, на котором говорят мать и отец, психологи называют этапом автономной детской речи. Это очень важное событие в жизни ребенка. Теперь можно с уверенностью сказать, что он не просто проверяет силу собственного голоса и пародирует взрослых, а размышляет, анализирует и обобщает.
Введение.
Автономная речь. Понятие детской автономной речи.
Автономная детская речь - необходимый период в развитии ребенка.
Особенности автономной речи ребенка.
Заключение.
Список используемой литературы.
Автономная речь ребенка в период младенчества.
Выполнила: студентка 3 курса
факультета педагогики, отделения
педагогики и психологии
Проверила:
2012
Содержание:
Введение.
Автономная речь. Понятие детской автономной речи.
Автономная детская речь - необходимый период в развитии ребенка.
Особенности автономной речи ребенка.
Заключение.
Список используемой литературы.
Период, когда лепет малыша сменяется первыми «словами», пусть пока имеющими не очень много общего с языком, на котором говорят мать и отец, психологи называют этапом автономной детской речи. Это очень важное событие в жизни ребенка. Теперь можно с уверенностью сказать, что он не просто проверяет силу собственного голоса и пародирует взрослых, а размышляет, анализирует и обобщает. Ведь слово — это не просто звук. Это знак, который имеет общечеловеческое значение. Произнося какое-то слово, чтобы обозначить им тот или иной предмет, мы понимаем, что для всех остальных людей (в рамках нашей языковой культуры) это слово имеет то же самое значение, что и для нас. Поэтому, когда малыш говорит, что хочет куклу, он уверен, что мы дадим ему не кубики, не плюшевого медведя, а именно куклу. Другое дело, что, когда ребенок только начинает говорить, постороннему человеку понять его бывает нелегко. Кукла может называться, например, «бу-ка». В другой ситуации эта же «бу-ка» также может означать кукольный домик. Перевести детские слова на русский язык или на любой другой невозможно, но внимательным родителям понять маленького болтуна будет совсем несложно.
В данном реферате мы узнаем о понятии автономной речи ребенка, постараемся разобраться в особенностях речи и проследить развитие автономной речи ребенка в период младенчества.
Автономная речь - один из ранних этапов развития речи ребенка. (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.). Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.
Прежде чем перейти к настоящему языковому периоду, ребенок начинает говорить на своем, понятном только ему и близким людям, своеобразном языке. Любая мать сталкивается с первыми «гу», «абу», «ав», «гули», «мо - мо» и пр., а ведь это своеобразный язык ее малыша, который называют «автономной детской речью». Это первые шажки в развитии детского мышления и речи.
Когда появляется такой автономный язык у ребенка? Все это очень индивидуально. Если один малыш хорошо пользуется отдельными словами или звуками уже в шесть - восемь месяцев, то другой их хорошо будет произносить лишь к году, или даже позже.
Своеобразие «автономной речи» заключается в том, что, во - первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава наших слов. Эта речь моторно, т. е. с артикуляционной, с фонетической стороны, не совпадает с нашей речью. Это обычно такие слова, как «ба - бу», «гу - га», иногда обломки наших слов. Это слова, которые по внешней, звучащей форме отличаются от слов нашего языка. Иногда они похожи на наши слова, иногда резко с ними расходятся, иногда напоминают наши искаженные слова. Слова автономной речи отличаются от наших слов и по значению.
Феномен автономной детской речи впервые описал Чарльз Дарвин, который прямо не занимался вопросами развития ребенка, но, будучи гениальным наблюдателем, сумел вычленить «автономную речь» у ребенка, следя за развитием своего внука. Его внук однажды увидел утку, плавающую в пруду, и сказал «уа». Затем мальчик стал называть теми же звуками молоко, пролитое на столе, лужу, всякую жидкость в стакане и даже молоко в бутылочке. В другой раз ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Их он тоже стал называть «уа». Наконец, все маленькие, круглые, блестящие предметы (пуговицы, медали, монеты) на языке внука Дарвина стали именоваться «уа». Таким образом, если бы мы записали значение слова «уа» у ребенка, то мы нашли бы какое - то первоначальное значение, от которого происходят все остальные (утка на воде). Это значение почти всегда очень сложно. Оно не расчленено на отдельные качества, как значения отдельных слов, такое значение представляет собой целую картину.
С автономной речью никогда не происходит так, что ребенок может сказать «бутылочка», «молоко», что он умеет не только сказать и различить постоянные свойства предметов, но только из каприза продолжает говорить «мо - ко». На самом деле ребенку не понятны наши слова и наши понятия.
Отсюда можно вычленить две черты, которые выделяют автономную детскую речь из общего хода развития языка ребенка. Первое отличие - фонетическое строение речи, второе - смысловая сторона детской речи.
И третья особенность автономной детской речи, которую по достоинству оценил Дарвин - если эта речь в звуковом и смысловом отношениях отличается от нашей, то и общение с помощью такой речи должно резко отличаться от общения с помощью нашей речи. Ведь правда, пользуясь своей автономной речью, малыш может общаться только с теми людьми, которые понимают значение его слов - мамой, папой или бабушкой.
Наконец, последняя, четвертая из основных отличительных особенностей автономного языка заключается в том, что возможная связь между отдельными словами также чрезвычайно своеобразна. Этот язык обычно аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь (у нас это осуществляется при помощи синтаксиса и этимологии). Здесь господствуют совсем другие законы связывания и объединения слов - законы объединения междометий, переходящих друг в друга, напоминающих ряд бессвязных восклицаний, которые мы издаем иногда в сильном аффекте или волнении.
Аналогичным образом строится язык почти всех детей. Психолог Елена Пронина считает, что своеобразие детской речи отражает особенности мышления ребенка. Малыш похож на первобытного человека. «Отличительной особенностью его психики является синкретизм (греч. synkretismos — сращение, слияние), когда связь впечатлений заменяет связь событий. Синкретизм означает, в сущности, размытость границ между внутренним и внешним, субъективным и объективным, психическим и физическим. Ребенок колотит стул, о который споткнулся, чтобы „ему тоже было больно“. Малыш охотно соглашается, что капризничает не он сам, а „плакса-вакса“, которую надо выгнать из комнаты, и успокаивается после того, как мать выразительно хлопнет дверью». Так что неудивительно, что такое первобытное мышление влияет и на язык ребенка. Первые слова малыша обозначают почти всё или очень многое, они приложимы к любому предмету и в каждой новой ситуации называют нечто иное, чем в предшествующей.
Автономной детская речь называется потому, что она построена, как бы по собственным законам, отличным от законов построения настоящей речи. У этой речи другая звуковая система, другая смысловая сторона, другие формы общения и другие формы связывания.
Автономная детская речь представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который наблюдается в речевом развитии всякого ребенка.
При многих формах недоразвития речи, при задержках речевого развития, автономная детская речь выступает очень часто и определяет особенности аномальных форм речевого развития. Например, задержка нередко выражается, прежде всего, в том, что у ребенка затягивается период автономной речи до 2 - 3 - 4 лет… Другие речевые расстройства в детском возрасте так же приводят к тому, что автономная речь задерживается иногда на несколько лет и все же выполняет основную генетическую функцию, т. е. служит мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. В развитии нормального и аномального ребенка автономная речь играет существенную роль.
Иногда считают, что на становлении (или формировании) автономной речи влияет неправильное или уменьшительное произношение слов близкими людьми. Это не совсем верно, потому что «автономная речь» - это язык самого ребенка, ибо все значения устанавливаются самим ребенком. Ребенок создает свои «мо - ко», «ба - ка» и пр. из обломков нормально произносимых слов. Например мать говорит «собака» - полное слово, а у ребенка получается «бака», «абака» или что - то другое.
Но автономная речь не существует сама по себе. Наряду со своим словами (своей речью), у ребенка существует понимание и наших слов, т. е. ребенок до того, как начинает говорить, понимает ряд слов. Он понимает нами оформленные слова: «дай», «иди», «хлеб», «молоко» и т. д., и это не мешает наличию второй речи.
Автономная детская речь и ее значения вырабатываются при активном участии ребенка. Когда автономная речь задерживается у ребенка, который достаточно хорошо понимает речь взрослых, возникает потребность в связной передаче, или построению фраз. Но эти фразы из - за того, что речь лишена синтаксической связности, мало напоминают наши. Они больше понимают простое нанизывание слов или искаженные фразы нашего языка: «Ты меня взять…» и т. д.
Автономная детская речь не только представляет собой чрезвычайно своеобразный этап в развитии детской речи, но важный этап развития мышления маленькой личности, маленького ребенка. Прежде чем речь ребенка не достигнет определенного уровня развития, его мышление также не может перейти за известный предел.
Автономная детская речь – необходимый период в речевом развитии каждого нормального ребенка. По ней можно даже провести раннюю психологическую диагностику уровня речевого развития. Например, недоразвитие ребенка часто проявляется в изменении периода автономной речи. Для нормального ребенка автономная речь всегда является мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни.
Все психологи в один голос говорят, что этап автономной детской речи очень важен для развития интеллекта, мышления и психики ребенка. Подгонять время, когда на смену словам собственного сочинения придут слова из взрослого языка, не стоит. Педагоги и психологи считают, что дети вас понимают. Слова, пусть и «первобытные», не возникают на пустом месте. Свою дебютную речь малыш начинает готовить уже в первые недели жизни. Сначала он просто прислушивается к голосу матери и других близких, потом начинает их различать. Если обращенные к ребенку слова эмоциональны и выразительны, сопровождаются активной мимикой, то уже к 5-му месяцу он по-разному реагирует на интонации: на приветливую отвечает улыбкой, а услышав сердитую, может заплакать.
К 7-му месяцу малыш начинает понимать значение некоторых слов. Он поворачивает голову в сторону того предмета, о котором идет речь. Постепенно запоминает имена всех членов семьи, ищет глазами людей, о которых говорят. Радуется, когда хвалят его самого. В возрасте около года ребенок произносит первые, самые простые слова вроде «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ав-ав», «ам-ам» и т. д. У малыша появляется огромный стимул поскорее научиться говорить. Ведь это позволит ему точнее сообщать взрослым о своих потребностях и скорее получать желаемое. Поэтому не сомневайтесь: если ребенок придумал 10-20 собственных слов, значит, он понимает все, что вы ему говорите. Вам остается только получать удовольствие от общения с малышом и помогать ему в развитии речи.
В последние годы и родители, и педагоги жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, а речь их бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. И это проблема не только нашей страны, но и всего мира. За последние 20 лет число речевых нарушений у детей выросло в 6,5 раз. Чтобы избежать проблем в будущем, надо больше общаться с ребенком, причем доброжелательно.
1. Общайтесь
Обязательно находите время на общение с ребенком. Читайте сказки, стихи, разыгрывайте домашние спектакли с любимыми игрушками в главных ролях. Не подменяйте общение с семьей телевизором. Ни один мультик и фильм не объяснит ребенку значение абстрактных слов вроде «вчера», «завтра», «наверное»,«вовремя». По телевизору ничего не говорится о жизни самого ребенка, которую тоже надо анализировать и переводить в «словесный формат». Укладывая ребенка спать, напомните ему о событиях дня: «Помнишь, что мы сегодня видели? Не забыл, кого встретили?» Проговаривайте свои действия: «Сейчас мы оденемся, возьмем коляску, пойдем гулять, потом купим хлеба». Эти «уроки» не требуют много времени и не отнимают сил, а для ребенка они очень полезны.
2. Покажите, как надо
Разговаривая с малышом, произносите слова медленнее, четче и несколько громче, чем обычно; между фразами делайте паузы. В этот период очень важно давать ребенку правильные образцы для подражания. Если он будет слышать речь, плохую по артикуляции, грамматически неправильную, то и усвоит ее в таком виде.
3. Слушайте внимательно
Ребенок нуждается в аудитории на всех этапах развития речи, но на самых ранних он совсем не может обойтись без нее. Осваивая первые слова, малыш повторяет их снова и снова на все лады. Ни в коем случае не прерывайте его. Наоборот, показывайте ему, что слушаете, причем слушаете с удовольствием.
4. Развивайте моторику
Информация о работе Автономная речь ребенка в период младенчества