Автономная речь ребенка в период младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Период, когда лепет малыша сменяется первыми «словами», пусть пока имеющими не очень много общего с языком, на котором говорят мать и отец, психологи называют этапом автономной детской речи. Это очень важное событие в жизни ребенка. Теперь можно с уверенностью сказать, что он не просто проверяет силу собственного голоса и пародирует взрослых, а размышляет, анализирует и обобщает.

Оглавление

Введение.
Автономная речь. Понятие детской автономной речи.
Автономная детская речь - необходимый период в развитии ребенка.
Особенности автономной речи ребенка.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по возрастной психологии..doc

— 105.00 Кб (Скачать)

5.      Развитие речи начинается с первых дней жизни

Давно замечено, что развитие речи связано с активностью рук. Пусть малыш почаще играет с кубиками, пирамидками, конструктором. Во время вечернего массажа не забывайте уделять внимание его пальчикам.

6.      Не паникуйте

Если ваш ребенок еще ничего не говорит, а его ровесники уже вовсю болтают, ни в коем случае не паникуйте. Позднее появление речи — не обязательно отклонение в умственном развитии. Если в остальных отношениях малыш не отстает от сверстников, то нет ничего страшного в том, что говорить он научится позже. Каждый малыш индивидуален. Говорить он начнет тогда, когда придет его время.

7.      Воздержитесь от критики

Конечно, сначала малыши коверкают и искажают слова, потом их речь постепенно исправляется и становится более четкой. Этот процесс долгий, длится не один год. Отклонения в произношении в раннем возрасте — не причина для беспокойства. Критиковать ребенка не стоит, можно только мягко поправить его и произнести слово так, как оно должно звучать. Словарный запас детей растет постепенно. Сначала малыш произносит только 1 — 2 слова, которые могут быть понятны только ему и маме. Живые и общительные дети к году иногда знают уже 5-10 слов. Ребенок осваивает слова медленнее, чем его сверстники? Нередко малыши, которые поздно начали говорить, вскоре догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии речи.

8.      Изобразите непонимание

Вашему малышу уже 2 года, он много болтает, но произносит только слова «собственного сочинения»? Попробуйте изменить речевое поведение в семье. Часто взрослые сами тормозят развитие речи ребенка. Они охотно используют в своем общении с ним детский язык, повторяя его звуки и предлагая свои типа «би-бика», «ням-ням». Родители хорошо понимают не только своеобразную речь ребенка, но и все его желания, угадывая их буквально с полуслова и полувзгляда. В этих условиях никакой потребности в настоящих словах у малыша не возникает. Не заменяйте разговор с ребенком языком «мам и нянь». Иногда можно сделать вид, что вы не понимаете автономные слова и невнятный лепет малыша. Это мотивирует его произносить нужные ему вещи правильно. Однако тут главное — не перестараться. Устраивать двухлетнему малышу речевой террор ни в коем случае нельзя. Старайтесь сделать так, чтобы словесные упражнения приносили ребенку удовольствие.

9.      Обратитесь к специалистам

Если вас тревожит упорное молчание ребенка в 1,5-2 года, можно сходить с ним к неврологу. Случаи, когда задержка речи происходит из-за общей задержки в развитии, бывают редко, но все же встречаются.

10. Не переборщите

Иногда ребенок ив 1,5 года говорит развернутыми предложениями. Это вызывает у взрослых гордость и желание уделять развитию «вундеркинда» как можно больше внимания. Малышу без конца читают книги, ставят пластинки, с ним постоянно разговаривают. Но скоро могут проявиться побочные эффекты такого усиленного обучения. Ребенок станет заикаться, мучиться бессонницей, будет вялым и капризным. Неокрепшая психика малыша не может справиться с потоком информации. Лучшее, что вы можете сделать для своего способного крохи, — больше гулять и играть с ним, приучать его к общению со сверстниками и ни в коем случае не перегружать.

 


Особенности автономной речи ребенка.

Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, поэтому в это время надо создавать специальные условия для такого понимания. До этого речь уже была включена в уход за ребенком, являлась своеобразным сопровождением тех действий, которые взрослый производил по отношению к ребенку. Значение этой речи огромно: ребенок прислушивается к ней, понимает ее общий эмоциональный тон, а позже – выделяет в ней отдельные слова. Однако значение этой речи также и ограничено, так как для ребенка в ней недостаточно четко соотнесены слова с обозначаемыми ими предметами.

Собственно, общение ребенка и взрослого, формирующееся на первом году жизни, не требует от ребенка владения речью – он ею только овладевает. Однако это не означает, что младенец никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому у младенцев рано, еще на этапе доречевого общения, формируется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого.

Особый интерес как предпосылки будущего развития речи представляют вокализации. Сначала они имеют вид коротких, а позже певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга, радости, удовольствия (вскрики, взвизгивания) до напряженного сосредоточения (гуканье). Вокализации младенцев – доречевые, хотя некоторые могут напоминать знакомые слова. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием, не имеет предметной соотнесенности и не несет номинативной нагрузки – с его помощью ребенок еще вовсе не называет мужчину, и тем более – брата одного из родителей. Вокализации возникают, как правило, как сопровождение активных действий ребенка, служат главным образом голосовым аккомпанементом предметных действий. К концу 1-го года вокализации используются для общения со взрослыми с целью привлечь их к себе, удержать возле себя.

В совокупности слушание речи взрослых и вокализации М.И. Лисина именовала голосовым общением – особой разновидностью личностного и делового ситуативного общения. При развитии голосового общения формируется речевой слух и отрабатываются речевые артикуляции. Младенец выделяет словесную речь из всех других звуков и более эмоционально реагирует на нее.

Развитие речевого слуха идет по пути все большей избирательности. Избирательное отношение к речевым звукам – первая ступень этого развития. К концу первого года жизни у детей наблюдается углубление анализа самих речевых звуков: выделяются два разных параметра – тембровый и тональный. Для речевых звуков главными образующими и константами являются специфические тембры. Речевой слух европейца – слух в своей основе тембровый.

Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым, поэтому появляются и новые средства коммуникации. Таким средством становится речь, вначале пассивная (понимание), затем активная (говорение).

Для овладения речью нужно отделять смыслоразличительные единицы языка от сопровождающих их звуковых компонентов. В большинстве языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются фонемы. Овладение речью возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который и начинает интенсивно формироваться в раннем детстве вместе со звуковысотным слухом.

Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова попытались описать этапы развития говорения:

1.      этап гуканья и гуления,

2.      этап лепета и лепетного говорения,

3.      этап появления первых псевдослов, слов-предложений.

Первоначально в вокализациях во время гуления–гуканья случайно появляются гортанные звуки «н», «к», «х», обычно без сопровождения гласного, реже – с «ы»: «Иы», «кы», «хы». К концу года эти согласные младенец произносит отчетливо, что свидетельствует о возможности дифференцированной работы отдельных мышц гортани. Вслед за гортанными появляются певучие звуки – то же гуление– гуканье, но не короткое, однократное, прерывистое, а долгое, нараспев. Ребенок очень хорошо гулит в 11-13 мес.

Во время гуления (а сначала без гуления) ребенок пускает пузыри слюны. Эта реакция свидетельствует о формировании дифференцированной иннервации губ. Первыми согласными, появляющимися в слоговых сочетаниях, являются губные согласные «б» и «м». На их основе к 4-му месяцу сначала редко – случайно, потом повторно – в цепочку, появляются слоги «ба», «ма» (чаще «ба»). Далее все появляющиеся слоги будут произноситься повторно: «ба-ба-ба-ба» и т.п.

К 5 мес. появляются мягкие гласные «я» и «и», их можно услышать и в отдельном произнесении, но чаще в слоговом сочетании.

Из твердых гласных («а», «э», «ы», «у») «у» появляется чуть позднее, а «о» – к концу года. Их появление зависит от налаживания иннервации мышц гортани, губ и языка.

На 7-9-м месяце появляются «п», «т», «д», «н», зубные и зубно-носовое «нг», а на 9-м месяце можно услышать «в», «л», «с» и очень отчетливо «к» и «га». Позже всего появляются шипящие и свистящие звуки.

С 5-6-го месяца постепенно появляются подражательные голосовые реакции. Легче всего ребенку подражать словам, означающим названия часто употребительных предметов, животных, а также звукоподражательным словам. Часто произносится только первый слог: «ки» = «киска», «ба» = «бабушка». Значительно реже ребенок подражает беспредметным звукам. Повторные называния закрепляются как условные рефлексы: при виде кошки ребенок говорит «ки», при виде матери – «ма» и т.д. Это – первые попытки называния. Звать ребенок еще не может, но называть – может. К 8-9 мес. могут появиться подражания называнию действия («пи-пи», «бо-бо», «ням-ням»).

На первом году ребенок может активно использовать (после 10 месяцев) от 1-5 до 7-16 слов. Первые слова Д. Б. Эльконин считал одним из свидетельств перехода ребенка от младенчества к раннему детству. Первые слова замечательны еще и тем, что ребенок, употребляя их, делает величайшее по смыслу, важнейшее для его дальнейшего развития открытие: он узнает, что всякая вещь, вообще всё имеет свое имя. Точнее говоря, с этого момента ему открывается связь между знаком и значением, начинает развиваться знаково-символическая функция сознания.

Первые слова называются псевдословами, так как отличаются особенностями:

1.      между словами ребенка и словами взрослого есть резкие фонетические различия; звуковой состав слов ребенка отличен от звукового состава слов взрослых, это:

а) слова, не похожие на слова взрослых («ика» – «шкафчик», «адига» – «рыбий да!?» и т.д.);

б) слова-обрывки слов взрослых, чаще – корни («ка» – «каша», «па» – «упала» и т.д.);

в) слова, являющиеся искажением слов взрослых, но с сохранением их фонетического и ритмического рисунка («ти-ти» – «часы», «ниняня» – «не надо»);

2.      звукоподражательные слова («ав-ав» – «собака», «му-му» – «корова»);

3.      детские слова характеризуются многозначностью, так, «ака» может обозначать конфеты, ягоды, куски сахара, фишки мозаики; «ука» может означать целое предложение «Утки плавают в воде» и т.д.

Из своеобразия детской речи следует и то, что общение с ее помощью должно отличаться от общения с помощью речи у взрослых. В это время общение оказывается возможным только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов (первая особенность), посвящены в «шифр» детской речи. Л.С. Выготский отмечал, что немецкие психологи долго называли детский язык «Ammensprache», т.е. языком кормилиц, нянек, так как считалось, что он искусственно создается взрослыми для детей и отличается тем, что понятен только людям, воспитывающим данного ребенка.

Безусловно, здесь есть определенные речевые искажения (вторая особенность): например, ребенку часто говорят «бо-бо» вместо «больно», а показывая на большой дом и большую лошадь, говорят «домик» и «лошадка» (когда, по остроумному замечанию Л.С. Выготского, нужно было бы говорить «домище» и «лошадища»). Но главное не в этом. Общение с детьми в это время возможно только в конкретной ситуации (третья особенность), где первые слова употребляются в тесной связи с действиями и тогда, когда предмет находится перед глазами.

И наконец, четвертая особенность детского автономного языка заключается в том, что возможные связи между отдельными словами весьма своеобразны: этот язык аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь (у взрослых это делается с помощью синтаксиса и этимологии).

 

Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами.

Первый – развитие ходьбы. Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д.Б. Эльконину, – не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать, куда захочет. Ходьба поэтому – важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. В конце первого года жизни ребенка мы сталкиваемся с двойственным моментом, когда нельзя сказать, является ли он говорящим или еще нет. О ребенке, имеющем автономную, ситуативную, эмоционально окрашенную речь, понятную только близким, действительно невозможно сказать, есть у него речь или нет, потому что у него нет и речи в нашем смысле слова, но и нет бессловесного периода, поскольку он говорит. Таким образом, мы опять имеем дело с переходным образованием, отмечающим границы кризиса. Значение его то же: там, где было единство, становится двое – взрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание – предметная деятельность).

Третий момент кризиса, по Л.С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку в чем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.


Заключение.

Изучив понятие «автономной детской речи ребенка» мы узнали, что она представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который наблюдается в речевом развитии всякого ребенка. Прежде чем ребенок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь. Речь ребенка в период младенчества построена как бы по собственным законам, отличным от законов построения настоящей речи. У этой речи другая звуковая система, другая смысловая сторона, другие формы общения и другие формы связывания. Поэтому она и получила название автономной.

Информация о работе Автономная речь ребенка в период младенчества