Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 23:33, реферат
В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.
Восемь стадий развития по Эриксону
В книге Эриксона
«Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена
его модель «восьми возрастов человека».
По мнению Эриксона, все люди в своем развитии
проходят через восемь кризисов, или конфликтов.
Психосоциальная адаптация, достигаемая
человеком на каждой стадии развития,
в более позднем возрасте может изменить
свой характер, иногда — коренным образом.
Например, дети, которые в младенчестве
были лишены любви и тепла, могут стать
нормальными взрослыми, если на более
поздних стадиях им уделялось дополнительное
внимание. Однако характер психосоциальной
адаптации к конфликтам играет важную
роль в развитии конкретного человека.
Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный
характер, и то, каким образом человек
приспосабливается к жизни на каждой стадии
развития, влияет на то, как он справляется
со следующим конфликтом.
Согласно теории
Эриксона, специфические, связанные
с развитием конфликты
Психосоциальная
стадия Предмет конфликта развития
Социальные условия
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру? •Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
•Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
Доверие
Недоверие
Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением? •Разумная дозволенность, поддержка.
•Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
Автономия
Сомнение
Стадия 3 ( от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? •Поощрение активности, наличие возможностей.
•Отсутствие возможностей, неодобрение активности
Инициатива
Вина
Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? •Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.
•Плохое обучение, отсутствие руководства
Трудолюбие
Чувство неполноценности
Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? •Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.
•Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания
Идентичность
Смешение ролей
Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? •Душевная теплота, понимание, доверие.
•Одиночество, остракизм
Близость
Изоляция
Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям? •Целеустремленность, продуктивность.
•Обеднение личной жизни, регрессия
Генеративность
Стагнация
Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью? •Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
•Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью
Целостность эго
Отчаяние
1. Доверие или недоверие.
По тому, как за
ними ухаживают в младенчестве, дети
узнают, заслуживает ли окружающий
мир доверия. Если их потребности
удовлетворяются, если к ним относятся
со вниманием и заботой и
2.Автономия или стыд и сомнение.
Начиная ходить, дети
открывают для себя возможности
своего тела и способы управления
им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться
туалетом и осваивают новые способы передвижения.
Когда ребенку удается сделать что-либо
самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля
и уверенности в себе. Но если ребенок
постоянно терпит неудачи и его за это
наказывают или называют неряшливым, грязным,
неспособным, плохим, он привыкает испытывать
стыд и сомнение в собственных силах.
3.Инициатива или чувство вины.
Дети в возрасте
4-5 лет переносят свою исследовательскую
активность за пределы собственного
тела. Они узнают, как устроен
мир и как можно на него воздействовать.
Мир для них состоит как из реальных, так
и из воображаемых людей и вещей. Если
их исследовательская деятельность в
целом эффективна, они научаются обращаться
с людьми и вещами конструктивным способом
и обретают сильное чувство инициативы.
Однако если их строго критикуют или наказывают,
они привыкают чувствовать себя виноватыми
за многие свои поступки.
4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
В возрасте от 6 до 11
лет дети развивают многочисленные
навыки и умения в школе, дома и
среди своих сверстников. Согласно
теории Эриксона, чувство «Я» значительно
обогащается при реалистичном росте
компетенции ребенка в
5.Идентичность или смешение ролей.
До наступления
юности дети узнают целый ряд разных
ролей — ученика или друга,
старшего брата или сестры, ученика
спортивной или музыкальной школы
и т. п. В отрочестве и юности важно
разобраться в этих различных
ролях и интегрировать их в
одну целостную идентичность. Юноши
и девушки ищут базисные ценности
и установки, охватывающие все эти
роли. Если им не удается интегрировать
стержневую идентичность или разрешить
серьезный конфликт между двумя
важными ролями с противоположными
системами ценностей, результатом
становится то, что Эриксон называет
диффузией идентичности.
6.Близость или изоляция.
В поздней юности
и ранней взрослости центральным
противоречием развития является конфликт
между близостью и изоляцией.
В описании Эриксона близость включает
в себя нечто большее, чем сексуальную
близость. Это способность отдать
часть себя другому человеку любого
пола, не боясь потерять собственную идентичность.
Успех при установлении такого рода близких
отношений зависит от того, как были разрешены
пять предыдущих конфликтов.
7. Генеративность или стагнация.
Во взрослости, после
того как предыдущие конфликты частично
разрешены, мужчины и женщины
могут уделить больше внимания и
оказать помощь другим людям. Родители
иногда находят себя, помогая своим
детям. Некоторые люди могут бесконфликтно
направить свою энергию на решение
социальных проблем. Но неудача при
разрешении предыдущих конфликтов часто
приводит к чрезмерной поглощённости
собой: своим здоровьем, стремлению
непременно удовлетворять свои психологические
потребности, уберечь свои покой
и т. п.
8. Целостность эго или отчаяние.
На последних этапах
жизни люди обычно пересматривают прожитую
жизнь и по-новому оценивают ее.
Если человек, оглядываясь на свою жизнь,
испытывает удовлетворение, потому что
она была наполнена смыслом и
активным участием в событиях, то он
приходит к выводу, что жил не зря
и полностью реализовал то, что было ему
отпущено судьбой. Тогда он принимает
свою жизнь целиком, такой, какая она есть.
Но если жизнь кажется ему напрасной тратой
сил и чередой упущенных возможностей,
у него возникает чувство отчаяния. Очевидно,
что то или иное разрешение этого последнего
в жизни человека конфликта зависит от
совокупного опыта, накопленного в ходе
разрешения всех предыдущих конфликтов.
Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.