Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:28, реферат
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития.
1)Роль общения в психическом развитии ребёнка.
2)Роль матери в целом.
3)Когнитивное развитие. Предметы исследования разных психологических подходов в периодах развития.
Реферат на тему:
»Влияние матери на развитие ребёнка раннего возраста»
СОДЕРЖАНИЕ:
1)Роль
общения в психическом
2)Роль матери в целом.
3)Когнитивное развитие. Предметы исследования разных психологических подходов в периодах развития.
Роль общения в психическом развитии ребёнка
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
В
настоящее время внимание многих
психологов во всем мире привлечено к
проблемам раннего детства. Этот
интерес далеко не случаен, так как
обнаруживается, что первые годы жизни
являются периодом наиболее интенсивного
и нравственного развития, когда
закладывается фундамент
Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Роль матери в целом.
Психическое
развитие ребенка в последние
десятилетия изучается в рамках
взаимодействия ребенка с матерью
как единой системы. Становление
и развитие системы взаимодействия
матери с ребенком связано с анализом
особенностей этого взаимодействия
как видотипичного - специфически человеческого
феномена, реализуемого в условиях открытого,
не запрограммированного на уровне генетического
обеспечения, содержания, предлагаемого
конкретно-культурной моделью. М.Мид на
основе своих исследований материнства
и детства в различных культурах делает
вывод, что каждая конкретная культура
выбирает определенные черты характера
и темперамента, присущие взрослому человеку,
наиболее приемлемые в данной культуре,
строит на их основе свою культурную модель
взрослого мужчины и женщины и создает
систему воспитания ребенка, ориентированную
на эту модель. В каждой культуре есть
соответствующий способ воспитания родителей,
в первую очередь матери, которые и являются
основными “производителями” личности
ребенка как члена своего, конкретного
общества. Таким образом можно говорить
о конкретно-культурной модели материнства
и детства и существующих в каждой культуре
способах или путях “производства” этой
модели.
В развитии ребенка можно выделить
две взаимосвязанные группы материнских
функций. Одна из них призвана обеспечить
видотипичные особенности развития ребенка
как в когнитивной, так и в эмоциональной
сфере. Другая имеет своей задачей формирование
таких особенностей когнитивной и эмоциональной
сферы ребенка, которые обеспечили бы
соответствие развития ребенка именно
данной, конкретно-культурной модели.
1.Физиологическое
развитие, требующее удовлетворения
физиологических потребностей
2.Особенности
когнитивной и эмоционально-
Когнитивное развитие. Предметы исследования разных психологических подходов в периодах развития.
Приведем краткое изложение предметов исследования разных психологических подходов к развитию ребенка, которое свидетельствует, что функции матери присутствуют во всех случаях.
Пренатальный период
Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фискированна и неизменна, само развитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода среде.
Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретация
психологии эмоционального развития ребенка
предпринимается только с точки зрения
психоаналитически-
Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как “внутриутробный рай”, либо как источник первых психоэмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в лальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит “материалом” для формирования субъективного опыта ребенка.
Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.
Этологический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности, доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенной звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как “транслятор” социо-культурного фактора развития ребенка.
Деятельностный подход. Практически не обращается к этому периоду развития. Еще Л.С.Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологического исследования. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, практически не интерпретируются с позиций этого направления.
Перинатальный и весь неонатальный период.
Когнитивное развитие. Когнитивное развитие ребенка в этом периоде в современной когнитивной психологии изучается весьма интенсивно. Установлено, что ребенок вовсе не является пассивным, не реагирующим на внешнюю стимуляцию существом. Он имеет выраженные предпочтения во всех перцептивных системах, механизмы регуляции собственного поведения, позволяющие ему в короткий срок адаптироваться к изменившимся после рождения условиям жизни. В этом направлении активно изучаются эволюционные механизмы развития когнитивных структур, разработаны концепции сензитивных периодов и понятие эволюционно-ожидаемых условий развития (Е.А.Сергиенко). Роль матери состоит в обеспечении условий развития (стимульной среды, физического и эмоционального комфорта).
Эмоциональное развитие. Особое внимание уделяется образованию тесной эмоциональной связи с матерью, которая является залогом эмоционального комфорта и обеспечивает условия для успешного развития ребенка, причем не только в младенчестве, но и в дальнейшей жизни. Функции матери состоят в эмоциональном принятии ребенка, эмоциональном выражении своей любви в процессе взаимодействия с ребенком.
Развитие личности. Этот период рассматривается как формирование важного субъективного опыта, участвующего в образовании личностных конфликтов и играющего большую роль в жизни взрослого человека (роды - первая психическая травма). Для уменьшения травмирующего влияния опыта родов на развитие личности предлагаются соответствующие методы подготовки матери к родам и родовспоможения, а также организации послеродового взаимодействия матери с ребенком. Особое внимание уделяется состоянию матери, способствующему в послеродовый период осуществлять взаимодействие с ребенком необходимого качества. Период новорожденности рассматривается как фаза нормального аутизма (психоанализ), неразделение ребенком “внутреннего и внешнего населения” (Э.Эриксон).
Отдельные структуры субъективного опыта. Данный возрастной период рассматривается как составная часть постнатального периода, когда происходит формирование базовых структур отношения к миру: базовое доверие или базовая тревога, возникновение самоощущения, переживания напряжения потребности и отъединенности от предмета, удовлетворяющего потребность. Роль матери в первую очередь состоит в предоставлении своевременной и качественной заботы и стимуляции, обеспечивающей эмоциональный комфорт.
Этологический подход. В этом направлении активно изучаются формы и содержание взаимного влияния матери и ребенка друг на друга в процессе образования диадических отношений. Поведение матери в основном описывается как “модельное”, комплементарное поведению ребенка, соответствующее его психофизиологическим особенностям. В последнее время интерес смещается на “группы риска”, в которых поведение матери и поведение ребенка отклоняются от нормальной модели (недоношенность, перинатальная патология, психическая патология матери, девиантное материнство).
Деятельностный подход. В рамках этого подхода рассматривается в основном период новорожденности, который оценивается как переходный от реактивности к активности. Однако, в рамках этого периода происходит достаточно интенсивное развитие психики ребенка, в результате которого формируется потребность в общении, возникает семиотическая функция (вокализаций, мимики, улыбки). Деятельность рассматривается в процессе становления ее структуры. Роль матери (взрослого, осуществляющего взаимодействие с ребенком) состоит в активном “втягивании” ребенка в процесс совместной деятельности, в первую очередь в сфере общения.
Первое и второе полугодие младенчества
Когнитивное развитие. В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие сенсо-моторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных стимульных условий развития. В рамках теории привязанности оценивается влияние качества привязанности на когнитивное развитие ребенка.
Информация о работе Влияние матери на развитие ребёнка раннего возраста