Изучение личности ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

Файлы: 1 файл

практика 2011.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Задание 1.

Изучение  личности ребенка раннего возраста

Цели

  • Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала. 
  • Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
  • Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

1.1. Изучение особенностей развития ребенка раннего возраста методом наблюдения (на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей.).

Ранний возраст - важный ответственный этап развития человека. В этот возрастной период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям. В силу возрастных особенностей  ребенка данные способности не возникают сами по себе. Их становление требует участия взрослого и определенных педагогических  воздействий. И получить их в семье ребенок может далеко не всегда. В этой связи воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях, где с ними занимаются квалифицированные педагоги, можно считать оправданным и целесообразным.

Однако ранний возраст  не только очень важный, но и ответственный  этап развития человека. Это еще и очень трудный возраст для того, кто посвятил себя воспитанию детей. Не секрет, как остро переживает ребенок разлуку, даже кратковременную: не только плачет, но даже бывает неуправляем. А ведь к нему не применимы те приемы обучения и воспитания, которые методика рекомендует относительно дошкольников. К детям раннего возраста необходим особый подход, который должен отвечать их потребностям и возможностям и способствовать полноценному развитию. В группе ребенку должны быть  созданы условия для полноценного проживания, что предлагает с одной стороны, его разностороннее развитие, а с другой- эмоциональное благополучие в детском учреждении.

Развитие - это возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и другим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Перечисленные качества всегда отражают и выражаются в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает и создает, сам к чему-то стремиться.

В отечественной психологии показано: развитие человека происходит в деятельности. Все способности человека и его личности не только проявляются, но и формируются в его деятельности. Причем деятельность – не только поведение (то, что человек делает руками и ногами), но и желания, переживания, представления и замыслы.

Действительное развитие происходит тогда, когда ребенок  сам, по своему желанию, а значит, с  интересом и удовольствием что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Из этого вытекает основная задача – развивать целостную личность ребенка: его самостоятельность, активность, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру. Главный принцип – принцип деятельности, в процессе которой формируются и мотивационная сфера ребенка (т.е его интересы, желания делать что-то, участвовать в жизни), и его практические возможности (умения и способы обучения). Если ребенок любит играть с игрушками, активно действовать с предметами и общаться со взрослыми, у него развиваются восприятие, речь, мелкая и крупная моторика. А главное, все это должно происходить свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Однако сам  ребенок не в состоянии находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают его способности. Обрести и реализовать свою активность, а следовательно, нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности со взрослым.            

 Ведущая  роль педагога- заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия и в этом смысле вести за собой.  Но, чтобы вести за собой маленьких детей и  «передавать» им новые виды деятельности, педагог должен обязательно знать, понимать и уважать индивидуальность каждого ребенка. Дети раннего возраста особенно чувствительны к тому, как к ним относится взрослый.  Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные и ласковые интонации, взгляд глаза в глаза, внимание к настроению ребенка - слово, отношение к нему как к самоценной личности – все это не второстепенные, а основные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Только личностно ориентированное воздействие педагога с детьми – главное условие их эмоционального благополучия и полноценного развития.

Вместе с  тем к раннему возрасту применимы  и специфические,  и конкретные задачи развития. Они определяют содержательные стороны воспитания и образования детей. Выделяют следующие шесть задач развития ребенка:

  • овладение предметной деятельностью и познавательное развитие;
  • развитие речи;
  • становление игровой деятельности;
  • приобщение к художественно-эстетической деятельности;
  • формирование общение со сверстниками;
  • физическое развитие.

Попытаемся  охарактеризовать каждую задачу.

1.Овладение  предметной деятельностью и познавательное  развитие в раннем возрасте ведут за собой все стороны психического развития. Поэтому предметная деятельность является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, формируются главные психические новообразования этого периода: речь, наглядно – действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность.  Из этого вытекает первая задача образовательного процесса в раннем возрасте- создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.

Предметная  деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительности, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта  и в объекте,  на который она направлена.

В рамках предметной деятельности  можно выделить несколько  направлений, каждое из которых - самостоятельная  практическая задача; каждая предполагает определенные методы реализации. Прежде всего это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: есть ложкой, пить из кружки, рисовать карандашом, копать совочком, причесывать волосы, застегивать пуговицы. Задача эта касается не только развитие мелкой моторики и общих движений рук. Все действия требуют преодоления  спонтанной, импульсивной активности, а значит овладение собой и своим поведением. Ребенок должен понять и присвоить смысл этих действий, увидеть их результаты, почувствовать свою умелость и естественным образом научиться действовать с окружающими предметами так, как следует ими действовать. Овладение орудийными действиями  дает ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе; позволяет по- своему, в соответствии со своими возрастными особенностями приобщаться к человеческой культуре, закладывает стремление делать как взрослый. Поэтому, обучая ребенка, как правильно одеваться, есть, умываться , мы не только формируем навыки самообслуживания, но и воспитываем личность. Неразрывно с предметной деятельностью связано познавательное развитие. Именно в предметной деятельности развивается любознательность и познавательная  активность, которая становится мотивационной основой познания. Познавательная, умственная активность, интерес к окружающему  у ребенка раннего возраста проявляется, прежде всего, в свободной, самостоятельной практической деятельности.

Роль взрослого  в данном процессе не в том, чтобы  показать правильный способ действия или руководить действиями ребенка. Его задача – стимулировать интерес  к предметам, побуждать любознательность и познавательную активность.

Таким образом, к трем годам ребенок овладевает следующими навыками предметной деятельности и познавательного развития:

    • действует с двумя или более предметами;
    • учитывает и соотносит свойства разных объектов(их форму, величину, твердость, место расположения);
    • ребенок действует с целью получения определенных результатов;
    • мышление у  трехлетних детей наглядно-действенное;
    • в предметной деятельности формируется целенаправленность и настойчивость действий;
    • у ребенка проявляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных действий;
    • освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами.

2.Развитие  речи.

Речь  – процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения.

Проблема задержки речевого развития у детей – одна из наиболее животрепещущих на сегодняшний  день. Родители и педагоги часто  жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Прежде всего это связанно с неблагополучной семейной обстановкой, в которой растет ребенок, с неправильно выстроенной взрослым тактикой воспитания.

Речь маленького ребенка  возникает и формируется в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания – развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребенка не развивается через подражания чужим, даже самым правильным образцом. Чтобы ребенок заговорил, у него должна быть необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Для этого необходимо говорить не за ребенка, не перед ним, а вместе с ним, создавая ситуацию диалога. Совместно сопровождать словом бытовые и предметные действия играми на развития мелкой моторики – поговорками, загадками, потешками, стихами, художественной речью. Запоминая образцы художественной и поэтической речи, ребенок тем самым обогащает свой словарный запас и усваивает лучшие речевые образцы.

Другая важная линия речевого развития – совершенствование  так называемой пассивной речи, т.е понимание речи взрослого. Неоценимую роль в этом играет детская художественная литература, народные потешки и песенки; причем каждое произведение повторять несколько раз, пока дети не усвоят и не выучат наизусть.

В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая  функция речи – регулятивная. Проявляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Ребенок уже способен посредством речи выполнять инструкции взрослого.  Психологи рассматривают данную форму как первый этап произвольного поведения, когда действия ребенка опосредованы речевым знаком, направлены на свое поведение. Поэтому действия по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Так с помочью речи малыш начинает овладевать своим поведением. Овладение речью открывает перед ним широкие возможности для новых форм деятельности, среди которых важная - игра.      

3.Становление  игровой деятельности.

Игра  – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы проявляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно – ролевая игра. проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве(Ф.А.Фрадкина, Н.Я.Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина ).Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно- игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет- игрушку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он круглый, упругий, гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат). Мотив такой предметной игры заключается в вероятности результате игровых действий: мячик можно оттолкнуть или приблизить. Отобразительные предметно – игровые действия характерны для ребенка от 5-6 мес. до 1года 6мес.

Во второй половине второго года жизни расширяется  сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной деятельности со взрослым деятельности. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей  с предметами в соответствии  с назначением, принятым в обществе. Теперь действия направляются не на получения результата, а на выполнения понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат – не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно – отобразительному этапу развития игры.

Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста