Изучение личности ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

Файлы: 1 файл

практика 2011.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Элементы каждой зоны (игры, игрушки)  также следует периодически менять, своевременно выставляя новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие их двигательную активность, развитие игровой деятельности.

Наряду с  сюжетными игрушками необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов – для использования его в сюжетно – ролевых играх в качестве предметов – заменителей. Эти предметы также следует периодически заменять, чтобы стимулировать развитие воображение детей.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у них свободы, инициативности, творческого воображения. 

Работа  воспитателя с детьми

Современная концепция  образования РФ провозглашает отказ  от авторитарной педагогики и в качестве основополагающего принципа воспитания и обучения  выдвигает принцип личностно – ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

В психологических  и педагогических исследованиях  доказано, что авторитарный тип взаимодействия  педагога с детьми способствует накоплению негативного опыта контакта со взрослым, формированию недоверия к миру, тормозит развитие инициативности, любознательности, творческих способностей, препятствует проявлению детской непосредственности, жизнерадостности, провоцирует возникновение неуверенности в себе, конфликтности, агрессивности.

Личностно –  ориентированное взаимодействие коренным образом отличается от формального, авторитарного типа взаимодействия. Личностно – ориентированное  взаимодействие предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, утомления. Оно направленно на обеспечение и расширение  возможности их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в детском учреждении или семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности.

Личностно –  ориентированная педагогика предъявляет  особые требования   к личности воспитателя. Важнейшими среди них  являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность.

Маленькие дети чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя  проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них прямо и открыто.

Позитивное  принятие ребенка подразумевает  положительное отношение к нему без каких – либо условий. Взрослый может выражать по отношению к  ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.

Эмпатия – это  способность принимать и понимать точку зрения другого человека, его  чувства, переживания. Эмпатия требует  умения слушать, понимать не только его  слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его переживаний, сопереживает малышу, разделяя с ним радость и помогая облегчить огорчение.

Эмоциональность – качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, яркая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают эмоциональный отклик, приподнимают настроение, способствуют установлению в группе эмоционально благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

Педагог также  должен обладать высокими профессиональными  качествами: хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, владеть  навыками ухода за ними, уметь играть, рисовать, лепить, рассказывать сказки, читать стихи. Очень важно, чтобы воспитатель владел культурой общения и речи. Необходимо, чтобы он был знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста.

Взаимодействие  взрослых с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Маленький ребенок способен воспринимать  общения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы ему лично. Занятия, в ходе которых воспитатель обращается не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Маленькому ребенку важно присутствие рядом взрослого, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.

При общении  с детьми раннего возраста необходимо опираться на их практические действия в конкретной ситуации. На этом этапе  развития часто вербальные методы воспитания и обучения – инструкции, объяснение правил и т. д. – чаще всего оказываются неэффективными. Мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависит от степени овладения предметными действиями, поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны малышу. Речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст его реальной жизнедеятельности, главное место в которой занимают действия с предметами.

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерные особенности их психической организации – непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточить свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передается маленькому ребенку, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в конспект, но иметь яркую эмоциональную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребенка.

Отличительная черта программы «Радуга»

Отличительной чертой программы  является - особое обеспечения эмоционального благополучия дошкольников. Отсутствие психологического давления на ребенка  во время выполнения режимных моментов и в ходе образовательного процесса (свободное участие в занятиях для маленьких детей, постепенное пробуждение, удобная для ребенка поза на занятии и т. д.); введение традиций, позволяющих детям непринужденно поговорить со взрослыми и друг с другом на любую интересующую их тему; учет конкретных интересов детей при планировании занятий; снятие монотонности детской жизни за счет разнообразного культурного досуга, организуемого взрослыми.                            

 Работа по программе  осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Значительная доля работы проводится в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей. Педагогам даются конкретные рекомендации по созданию развивающей среды для каждой возрастной группы.

Каталог методической литературы

    1. Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста [Текст] / Л. Г.  Голубева. – М., 2002, 147с.
    2. Доронова, Т. Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / Т. Н.  Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др. – М., Просвящение, - 2 – е изд. 2004. – 78с.
    3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей  [Текст] / под ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 344с.
    4. Соломникова, О. А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: методическое пособие  [Текст] / О. А. Соломменикова. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192с.
    5. Кипина, О. А. Педагогическая практика в группах детей раннего возраста: учеб. – методическое пособие [Текст] / О. А. Кипина . – Ишим: Изд – во ИГПИ, 2009. – 96с.
    6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. [Текст] / С. А. Козлова – М.: Академия, 2002. – 416с.
    7. Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещарекова, 2007. – 160с.

 

 

Задание 3

Знакомство  с оздоровительно- воспитательной работой  в группах детей раннего возраста.

Цели: Углубление знаний о методике проведения оздоровительно- воспитательной работы в группах детей раннего возраста.

Формирование личностной активности, обеспечивающей готовность к освоению новых форм и видов  деятельности.

Формирование готовности к самообразованию.

 

1. Каталог литературы  по вопросу оздоровительно- воспитательной  работы с детьми раннего возраста.

1. Адашкявичене Э.И. Спортивные  игры и упражнения в детском  саду. -М.: Просвещение, 1992. - С. 158.

2. Аксенова В.А., Пучков К.Г. // Туберкулез и экология. 1993. - № 1. -С.21-25.

3. Александрян Э.Я. Значение подвижных  игр с правилами для воспитания, волевых черт „ характера детей  раннего возраста: Дисс. кандидата  педагогических наук, М., 1956. - 240 с. 

4. Алексеева А.С., Дружинина J1.B., Ладодо К.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

5. Алиев М.Н. Физическое воспитание  дошкольников с ослабленным здоровьем.  Ашхабад: Тип.ТГУ, 1984. - 180 с. 

6. Алиев М.Н. Формирование правильной  осанки // Дошкольное воспитание 1993. - № 2. - С. 17-19.

7. Алиев М.Н., Шаниязов A.M., Морозова  В.И. Физическое воспитание дошкольников  в санаторных детских садах.  Ашхабад: Магарыф, 1986. - 128 с. 

8. Алямовская В.Г. Как воспитать  здорового ребенка. М.: Линка-Пресс, 1993. - 109 с.

9. Анисимова В.В. Предупреждение  нарушения осанки у детей. М.: АПН РСФСР, 1969. 20 с. 

11. П.Антропова М.В., Сальникова Г.П.  Влияние занятий физическими  упражнениями на рост, развитие  и состояние здоровья детей  раннего возраста. // Гигиена физического воспитания детей. М., 1960.

12. Аркин Е.А. Физическое воспитание  в детском саду: Методическое  письмо. 2-е изд. М.-Л.: Учпедгиз, 1946. 66 с. 

13. Аркин Е.А., Благая С.Р. Ослабленные  дети в детском саду. В кн. : Режим в свете педологической характеристики. /Под ред. Шурпе Э.Ю. - М.: Медгиз, 1934. - 88 с.

14. Аршавский И. А. Ваш малыш  может не болеть. М.: Советский  спорт,1990.-31 с. 

15. Бальсевич В.К. Физическая  культура для всех и для  каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.2L Баранов В JVLJB мире оздоровительной физкультуры. Киев: Здоровье,1991.- 133 с.

16. Белостоцкая Е.Н. Гигиенические  основы воспитания детей от 3 до 7 лет. -М.: Просвещение, 1987. 140 с. 

17. Бениаминова М.В. Воспитание  детей. М.: Медицина, 1986. - 270 с. 

18. Бернштейн Н.А. Ловкость и ее развитие. М., 1991 

19. Бернштейн Н.А. Очерки по  физиологии движений и физиологии  активности. М.: Медицина, 1966. 349 с. 

20. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания  в возрасте первого детства.  Спб, 1909. - 39 с. 

21. Бирюкова А. А. Массаж в борьбе с недугами. М.: Советский спорт, 1991.-77 с.

22. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим  дня в детском саду. М.: Просвещение, 1987. - 92 с. 

23. Богина Т.Л., Усова А. Укреплять  здоровье ослабленных и часто  болеющих детей.//Дошкольное воспитание. 1994. - №6 - С.9-10

24. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.

25. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

26. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

27. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя груп-за.- М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

28. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

29. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. - М., 2005.

30. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-

2010.

31. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, -М.: Мозаика-Синтез, 2005-

2010.

32. Дёмина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ, -М.: ТЦ Сфера,  2006

33. Смирнова Е.О. Авдеева Н.Н. Галигузова  Я.Н. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада и родителей,-М.: Просвещение, 1996.

 

План физкультурных досугов во 2 младшей группе.

№ п/п

Мероприятия

Срок

1.

«Осень»

Сентябрь

2.

«Автомобили»

Октябрь

3.

«Путешествие в страну подвижных игр»

Ноябрь

4.

«Встреча гостей»

Декабрь

5.

«В гости к зайцу»

Январь

6.

«Мы солдаты»

Февраль

7.

«Мой весёлый звонкий  мяч»

Март

8.

«Путешествие в Простоквашино»

Апрель

9.

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Май

Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста