Изучение личности ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

Файлы: 1 файл

практика 2011.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Пластмассовые конструкторы хранятся в доступном  для детей месте не далеко от стола, за которым удобно играть.

Книги (не более 3-4 штук), иллюстрационный материал располагается в книжном уголке, который периодически обновляется.

В группе специально выделяется место для музыкальных  инструментов: бубнов, металлофонов, маракасов  и др. Рядом располагают материал для рисования: альбомные листы, фломастеры, карандаши, маркеры.

Дети третьего года жизни свободно играют в кукольном уголке. Крупная кукольная мебель (стол, стулья, кровать, плита) позволяет малышу использовать ее и в свободных интересах: нередко дети укладываются спать прямо на кровать с куклами и т.п. Если у детей 1года 6 месяцев на столах стояли кружка, тарелка и ложка, у детей 2 лет в игру постепенно вводятся предметы кухонного обихода: кастрюля, ложка, сковорода, чашка, тарелка. При укладывании кукол дети стали пользоваться подушкой, одеялом, простыней.

В уголке ряжения  появляются разноцветные фартуки, косынки, юбки, у зеркала – расчески, резинки. Взрослый напоминает за расположением  атрибутов и его бережном отношении.

В три года ребенок свободно владеет назначением игрушек и предметов, ребенок выходит за рамки наглядной ситуации,  проявляет самостоятельность и инициативу, выкладывает необходимый материал для игры. Развивающая среда должна включать дополнительные атрибуты: расчески, полотенца, градусник, салфетки. Дети легко переносят увиденные действия из повседневной жизни в игру, которые способствуют развитию сюжетно – отобразительной   игры: разговаривают по телефону, причесывают куклу, стирают кукольную одежду, приготавливают обед.     

Выделяют следующие  виды самостоятельной деятельности детей 2-3 года жизни: 

    • общие движения и мелкая моторика;
    • общение и ориентировка в окружающем;
    • наблюдения;
    • предметно – игровая деятельность;
    • сюжетная игра;
    • рассматривание картин, книг;
    • конструирование;
    • лепка, рисование;
    • досуговая деятельность.

Для развития всех видов самостоятельной  деятельности детей взрослый создает специальные условия: отводит постоянное место (уголок, зона), подбирает мебель, игровой материал, исходя их возрастных и индивидуальных возможностей малышей (физкультурный, книжный уголок и т.п.).

Таким образом, в ходе самостоятельной деятельности возникают первые взаимодействия между  детьми. Дети упражняются в правильных игровых действиях, которые способствуют предпосылкам устойчивой совместной деятельности. В самостоятельной деятельности дети выражают свои симпатии улыбкой, желанием спросить что – то или ответить. Ребенок все чаще находит себе интересное занятие, увлеченно и длительно занимается им, демонстрируя возрастающую самостоятельность.    

 

Программа «Радуга» предлагает следующие  формы самостоятельной деятельности детей раннего возраста: наблюдения, прогулки, экскурсии, прогулки по окрестностям.

Наблюдения

Маленькие дети с интересом могут наблюдать  самые разнообразные объекты, явления  и события окружающей их действительности. К проявлениям любознательности следует относиться очень бережно, так как для трехлетнего малыша это одно из наиболее доступных, естественных форм познания мира.

Что же можно  наблюдать вместе с малышами? Достаточно быть внимательным к проявлениям  любопытства самих детей. С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, повседневные, незначительные с точки зрения взрослого человека явления и события. Но для малыша это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.

Малыш открывает  для себя, что:

  • из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно;
  • ткань состоит из ниточек;
  • не все предметы тонут в воде;
  • у каждого предмета свой звук;
  • снег тоже мокрый.

Участие взрослого  в детских наблюдениях очень  важно! Взрослый направляет деятельность ребенка косвенно, а именно комментирует все происходящее.

Прогулки

Проявления природы в  каждом сезоне разнообразны и удивительны. Непосредственное общение с природой и восприятие ее детьми происходит на прогулке. Задача педагога – пробудить  в малышах чувство заинтересованности и сопричастности ко всему, что происходит вокруг.

Наиболее яркие  предметы, характеризующие текущий  сезон, относятся в копилку. «Подарки времен года». Они будут являться наглядной основой для формирования первоначальных представлений о  сезоне.

Прогулки  по окрестностям

Этот вид  прогулок отличается от обычных, традиционных прогулок в детском саду лишь тем, что все возможные детские  игры, развлечения и занятия на воздухе переносятся с группового участка в совершенно другое место (на соседний участок, интересные места за пределами территории детского сада).

Места первых прогулок педагог определяет сам, а в дальнейшем место выбирается в соответствии с пожеланиями большинства детей, выявленными накануне в результате совместного обсуждения.

Выбирая место для прогулки, педагог должен придерживаться следующих правил:

  • прежде чем вести детей на прогулку, обязательно побывайте предварительно сами в этом месте;
  • убедитесь в том, что выбранное место и путь к нему безопасны;
  • продумать чем дети будут там заниматься, во что поиграть, что рассмотреть;
  • учесть длину пути от детского сада до намеченного места;
  • учитывать физические возможности;
  • предусмотреть 1-2 остановки на пути следования, где дети могли бы расслабиться, посидеть на скамейках, с чем- то познакомиться, что-то рассмотреть (листья, шишки, камешки, веточки, цветочки). Данная форма прогулки  проводится 1-2 раза в месяц.

Экскурсии

Обычно экскурсии  с детьми 3-4 лет достаточно емки по своему содержанию. В процессе наблюдения за несколькими объектами ребенок  выбирает свой объект, наиболее привлекательный на его взгляд, который произвел на него неизгладимое впечатление. Благодаря экскурсиям у ребенка идет процесс накопления собственных представлений об окружающем мире. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметно – развивающая  среда в группах детей раннего возраста

Развивающая среда позволяет  наиболее эффективно развивать индивидуальность ребенка с учетом его наклонностей, интересов, уровня развития. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

Предметно – развивающая  среда – внутреннее оформление помещений, а так же ближайшего окружения детского сада.

Оборудование помещений  дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически  привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту  и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует  организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры» «уголки»), оснащенных большим  количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация  пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их  в течении дня, а педагогу дает  возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основные направлении  создания развивающей среды отражены в «Концепции построения развивающей  среды для организации жизни  детей и взрослых в системе  дошкольного образования» (1993).  Концепция была разработана по закону Министерства образования России коллективом авторов под руководством В.А.Петровского. В ней определены основные принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении.

Принцип дистанции  – позиции ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза» (Э.Эриксон), что способствует установлению оптимального доверительного контакта с каждым воспитанником. Взрослый должен видеть всех детей и каждого ребенка в отдельности.

В процессе делового сотрудничества взрослого и ребенка принцип  дистанции – позиции постоянно  видоизменяется, трансформируется.

При постоянном взаимодействии  с детьми взрослый выступает в разных ролях.

Взрослый – организатор интересных дел. Он открывает назначение той или иной игрушки, показывает, как с ней играть. Он подбирает материал для экспериментирования детей, создает необходимые условия.

Взрослый постоянно обучает малышей. Под его руководством в ходе режимных процессов (кормление, одевания, умывание, раздевание) они осваивают разнообразные действия; действуя с предметами  - игрушками, овладевают орудийными и соотносящими действиями. В процессе сюжетных игр, игр-драматизаций дети овладевают игровыми действиями.

В процессе обучения  взрослый  постоянно находится рядом с малышами, во время приходит на помощь, поддерживает, учит доводить начатое до конца.

Взрослый выступает и  в роли носителя новых идей. По ходу игры он побуждает ребенка к активным действиям, усложняет игру.

В совместной игре взрослый – внимательный и чуткий партнер.  Он может взять на себя главную роль, а может и выступать во второстепенной, он должен продемонстрировать малышу свою заинтересованность, увлеченность игрой, заражая его своей энергией, эмоциональностью.

Взрослый – ценитель успехов ребенка. Он не должен скупиться на щедрую похвалу, отмечая даже совсем незначительные  успехи малыша. Воспитание любовью – эффективный метод воспитания детей. Положительная оценка взрослого очень значима для детей, играет существенную роль в его дальнейшем развитии.

Постоянно взаимодействуя с взрослым, ребенок также занимает разные позиции. 

Малыш – внимательный наблюдатель. Наблюдая за окружающим миром, он пытается самостоятельно разобраться в нем, внести что-то новое в свою игровую деятельность, обогащая собственный игровой  и жизненный опыт.

Малыш – талантливый ученик. Он проявляет интерес к действиям взрослого, вслушивается в его объяснения, демонстрирует упорство, активность, желание научиться новому.

В совместных со взрослым действиях он может выступать в роли объекта действия, но это характерно лишь для первой стадии обучения. В дальнейшем он провозглашает : «Я – сам! – отводит руку взрослого пытающегося помочь, может отвернуться от него, стремясь к самостоятельности».

Одновременно он стремиться быть исполнителем собственного игрового замысла, выступать в неизменной роли экспериментатора и исследователя.

В какой бы роли ни выступал малыш, он неизменно обращается к взрослому как ценителю своих успехов. Положительная оценка вызывает у него ощущения важности  собственных усилий. Кроме того с помощью взрослого у ребенка формируется восприятие себя, представление о самом себе, самосознание.

Отношения ребенка  к положительной оценке взрослого  с возрастом изменяется. Ребенок  первого года жизни, услышав восхищение взрослого, вызывает удовольствие: «Я хороший!». Малыш второго года жизни решает: «Меня любят!». Ребенок третьего года жизни, оценивает собственный результат действий, все же обращается к взрослому и бывает доволен, если оценка взрослого совпадает с его представлениями о своих умениях и достижениях. Он гордится собственным результатом.

Принцип возрастных различий предусматривает рациональную расстановку мебели и такой подбор игрового материала, который несет достаточный объем информации, адекватной уровню восприятия детей каждой возрастной группы и пригодной для их экспериментов.

Быстрый темп развития детей предусматривает подбор мебели по росту и ее правильную расстановку. Игрушки располагаются по всей игровой  комнате, чтобы малыши могли самостоятельно поменять свою позу, по своему усмотрению взять тот или иной игровой материал, играть, не мешая другим. Часть игровой комнаты должна быть свободна, там дети могут перемещаться, с машинами, с колясками, играть с мячами.

Игровой материал располагают выше  - на открытых полках, сюжетные игрушки – у стола, кровати.

Игровой материал группируют по видам деятельности. На уровне глаз ребенка располагаются 1-2 картины, панно, макеты, сделанные  руками взрослых. Крупную мебель расставляют  вдоль стен, предоставляя детям двигаться по всей площади игровой комнаты. Игровые комнаты оборудуют по принципу возрастных возможностей и интересов.

Принцип стабильности – динамичности   

Выражается  в закреплении материала в  строго определенных местах. Это дает возможность детям свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно менять игровой материал, новые способы действия  и постепенно вводят их в игру. По мере угасания интереса, к какому либо материалу часть его заменяют другим (через каждые 7-10 дней). Таким образом, у детей сохраняется интерес к игрушкам. Подбирая игровой материал,  следует помнить, что его малое количество приводит к конфликтам между детьми, а обилие к возбуждению и переутомлению.

игровые уголки могут объединяться, дополнять друг друга, а со временем их может разъединять, переставлять, вызывая у малышей интерес, ориентировано – познавательного плана. Главное требования к предъявляемому материалу, - его развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию, развитию воображения, творчества. 

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Данный принцип  осуществляется при подборе игрового материала с учетом возрастных особенностей  и уровня развития всех детей группы.

В каждой возрастной группе предусмотрены свои наборы игрового и природного материала, предметов бытового назначения, материалов для исследования, экспериментирования (с учетом не только возраста, но и уровня развития умений детей). В группах предусмотрены спортивный, книжный уголок, определены места для игр с куклами, игр способствующих сенсорному развитию (в ящичках, коробочках располагают предметы, разные по цвету, величине, форме, текстуре).

Для досуговой  деятельности детям предлагаются  заводные игрушки, музыкальные инструменты, наборы бибабо, пальчиковые куклы, ширма. Весь этот материал дети используют под контролем взрослого.

Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста