Изучение личности ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

Файлы: 1 файл

практика 2011.doc

— 443.00 Кб (Скачать)
    • гуманизация педагогической деятельности воспитателя, ориентация на создание в группе положительного микроклимата;
    • гуманное отношение к ребенку;
    • внимание к вопросам индивидуального общения с ребенком.

Авторами к  программе разработан  учебно –  методический комплекс, помогающий педагогам  наиболее эффективно ее реализовать.

В программе  «Радуга», в связи с ФГТ, раскрывается содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура»,  «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами отражающими специфику каждой образовательной области с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание  образовательной области  «Физическая культура» направлено на достижения целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

    • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
    • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
    • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание  образовательной области  «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

    • сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
    • воспитание культурно – гигиенических навыков;
    • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание  образовательной области  «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

    • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
    • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
    • передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
    • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека окружающего мира природы ситуациям.

Содержание  образовательной области  «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

    • развитие игровой деятельности детей;
    • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
    • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание  образовательной области  «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

    • развитие трудовой деятельности;
    • воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
    • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Содержание  образовательной области  «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

    • сенсорное развитие;
    • развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
    • формирование элементарных математических представлений;
    • формирование целостной карты мира, расширение кругозора детей.

Содержание  образовательной области  «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

    • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
    • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической формы) в различных формах и видах детской деятельности;
    • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание  образовательной области  «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через следующие задачи:

    • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
    • развитие литературной речи;
    • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание  образовательной области «Музыка»  направленно на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

    • развитие музыкально – художественной деятельности;
    • приобщение к музыкальному искусству.

 Перспективный  план по всем направлениям  программы «Радуга».

Планирование  строится с учетом ритмов активности детей. Опираясь на рекомендации врачей, занятия проводятся в соответствии с планом организации деятельности детей. Составленные  планы работы соотносятся с примерными конспектами занятий, которые представлены в комплекте методического обеспечения к программе с учетом предложенных форм (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые). Распорядок видов детской деятельности (рисование, лепка и т. д.) должно быть свободным. Чем меньше дети, тем меньше отрезок времени, который можно спланировать.

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая среда в дошкольном учреждении

Развивающая среда ДОУ – комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных и творческих способностей в организованном пространстве криативного поля и направленных на коррекцию отклонений и развития всех сфер психики.

  Предметный  мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует его физическому, социально – личностному, познавательному, художественно – эстетическому развитию.

В детском саду должны быть комнаты для приема детей  со шкафчиками для одежды, групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитарные узлы для прогулок, специально выделенная и огороженная территория участка для  прогулки, игр и занятий на воздухе. Помещение и участок оснащаются мебелью и специальным оборудованием – игровым, медицинским, учебным.  Желательно чтобы в детском саду были спортивный зал, зал для музыкальных занятий, медицинский блок с кабинетами  для проведения лечебных и профилактических мероприятий. По возможности выделяются и оборудуются дополнительные помещения, например, кабинеты для занятий с логопедом, психологом комнаты психологической разгрузки, студия для занятий изобразительной, театральной деятельностью, зимний сад и пр.

Размер и  планировка групповых помещений  должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игр, отдыха.

  Необходимо  создать такие условия, чтобы  ребенок попадал в психически  комфортное пространство с первых  минут прихода в детское учреждение.

С этой целью  эстетично оформляется территория дошкольного учреждения, создается красивый ландшафт. Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты должны быть хорошо освящены, украшены цветами, зеркалами, яркими картинками, рисунками детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть устроен зимний сад. Все элементы интерьера должны быть оформлены со вкусом, следует избегать мрачных тонов, учитывать особенности детского восприятия. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родителями.

Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшены картинками (индивидуальными для каждого ребенка); предусматривается достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стене при входе размещается стенд с информацией для родителей. Стены желательно украшать цветами, фотографиями детей. Специальное место отводится для демонстрации детских работ. На столике или в специальном кармане могут выставляться дидактические материалы для родителей.

Оборудование  туалетной комнаты должно быть приспособлено  к нуждам маленьких детей. Каждому  ребенку нужно выделять горшок и  полотенце. Над раковинами для умывания нужно надежно закреплять низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в  них свое отношение.

В помещении для приема пищи, игр и занятий располагается детская мебель: столики, стульчики.

Следует обязательно  предусмотреть «уголок уединения», где малыш некоторое время  может побыть в одиночестве.

Мебель и  оборудование в группе располагается  так, чтобы осталось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать.

Оформление  приемной и групповой комнаты  должно пробуждать у детей познавательные интересы, эмоции и чувства. На стенах желательно разместить аккуратно оформленные картины и репродукции, закрепить полочки для работ взрослых и детей, стенд или специальные рамки с детскими рисунками. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми»  для восприятия.

На небольшом  расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало, таким образом, чтобы малыши могли увидеть в нем себя в полный рост. Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа самого себя.

Для поддержания  эмоционального благополучия малыша в  изголовье кровати можно закрепить фотографию его родных.

Групповая комната, спальня могут быть оформлены  звуковым  дизайном. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают  особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции.

Рациональное  размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании  у каждого ребенка положительного самоощущения.

Содержание  развивающей среды можно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность  одновременно свободно заниматься разными  видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами. При  этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещение помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес  к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В групповом  помещении могут быть организованы зоны для:

    • приема пищи и занятий (столики и стульчики);
    • развитие движений;
    • сюжетных игр;
    • игр со строительным материалом;
    • игр с машинками;
    • изобразительной деятельности;
    • музыкальных занятий;
    • чтение и рассматривание иллюстраций;
    • игра с песком и водой;
    • отдыха (уголок уединения);
    • размещение уголка природы.

Желательно, чтобы  расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой.

В отдельном  месте могут храниться папки  с детскими рисунками, альбомы с  групповыми и семейными фотографиями.

Игрушки и материалы  должны соответствовать возрасту детей, быть адекватны целям и находились в свободном доступе.

Принцип зонирования  не означает, что предметная среда  остается неизменной.  Зоны могут  объединятся, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде -  ее развивающий характер. Динамична среда позволяет не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. Развивающая среда должна объективно служить целям физического и психического развития детей. Она, с одной стороны, обеспечивает детям ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, дает возможность гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможности малышей, постановки новых педагогических задач.

Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста