Изучение личности ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

Файлы: 1 файл

практика 2011.doc

— 443.00 Кб (Скачать)
      • открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности;
      • помогает усваивать назначение предметов и овладевать обобщенными действиями с ними;
      • создавать благоприятные условия для развития самосознания.

Авторский коллектив  считает, что преобладание в течении  всего дня игровой деятельности помогает создавать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя, снять  излишнюю заорганизованность и невротизацию детей.

Основные  задачи педагога, разрешаемые с помощью игры: 

    • создать в группе эмоционально – положительную, спокойную атмосферу;
    • формировать у ребенка чувство доверия и привязанности к воспитателю;
    • облегчать адаптационный период (подраздел «Игра в адаптационный период»).

В данном разделе  программы авторы раскрывают только те стороны игры, что связаны с  развитием деятельности и сознания ребенка. В «Руководстве» не представлены вопросы, связанные с «прямым» формированием  сюжетно – ролевой игры, нет дидактических, подвижных и других игр, которые, как указывают авторы, достаточно полно представлены и описаны в других пособиях, посвященных игре.

Подробно раскрывается значение игры для становления целенаправленной деятельности малышей, поскольку в практической жизни возможности ребенка в самостоятельной постановке целей и их реализации весьма ограничены. У ребенка третьего года жизни имеются два источника игровых целей. Первый – действия взрослого, которые вызвали у малыша интерес, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Вторым – служат цели, которые специально ставит перед ребенком взрослый. Предлагаются примерные сюжеты игр («Кормление», «Поездка на транспорте», «В гости») и описывается последовательность проигрывания сюжетов по схеме.

    1. Игровые действия воспитателя направлены на детей.
    2. Игровые действия детей направлены на воспитателя.
    3. Игровые действия детей направлены на игрушку.

Подготовка  на принятие ребенком роли начинается с 2 лет 6 месяцев. И совпадает с  началом развития его самосознания. В подразделе «Подготовка детей к принятию роли» раскрывается содержание работы по формированию у ребенка  способности «превращаться в другого». Только своевременная подготовка детей к принятию роли обеспечит переход к рюжетно – ролевой игре, имеющей большое значение для психического развития и воспитания. Авторами предложена тематика некоторых видов игр с детьми в возрасте 2  года 6 месяцев. («Играем в "лисят"», «Играем в "самолеты"», «Играем "во взрослых"»),содержание которых включает такую последовательность «превращений».

    1. Известные детям и привлекательные для них животные и птицы.
    2. Интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, автомашина).
    3. Взрослые, чья профессия имеет  характерные внешние атрибуты.

Методика работы по формированию у детей способности принятия на себя роли включает два этапа.

    1. Основная, главная часть игры, в которой взрослый побуждает детей принять на себя какие – то роли, помогает войти в нужные образы.
    2. Ее естественное продолжение и завершение.

Наблюдая за игрой ребенка, важно обратить, внимание на то, какие роли привлекают малыша в игре, а также пытается ли ребенок  выполнить характерные для роли игровые действия. Если такие действия совершаются, ребенок готов к  сюжетно – ролевой игре.

В разделе «Развитие речи. Приобщаем к книге» раскрывается содержание работы по развитию речи ребенка. Это одно из важнейших направлений педагогической работы, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.

Авторы выделяют основные задачи:

    • развивать речь как средство общения, создавая условия, при  которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или взрослому;
    • обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет  общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных.

Эти задачи успешно  решаются при условии, если:

    • внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
    • много говорить самим с детьми;
    • вовлекать детей в разговоры на разные темы;
    • помогать вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.

Основное место  занимают специальные занятия по развитию речи. На этих занятиях дети:

    • познают разнообразный и удивительный мир, населенный предметами и явлениями, существующими отдельно друг от друга и в то же время взаимосвязанными, обладающими определенными качествами и свойствами;
    • знакомство с произведением художественной литературы;
    • слушают разные истории о событиях и жизни группы, детях, приключениях игрушек и животных, литературных героев;
    • смотрят инсценировки (с помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения);
    • учатся рассматривать сюжетные картинки;
    • участвуют в дидактических, хороводных и подвижных играх с текстами.

Для воспитателя  авторы программы предлагают тексты для рассказывания (без наглядного сопровождения), примеры игр – инсценировок (с использованием игрушки), образцы бесед по картинкам.

Сопутствует речевому развитию и раздел «Как приобщать ребенка к книге». Авторы обращают внимание на то, как важно приобщать детей к народной культуре, фольклору. Необходимо, чтобы дети каждый день слушали народные песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения,  народные и авторские сказки.  Главная задача педагога – вызвать у малышей интерес к звучащему слову, книжной иллюстрации и желание рассматривать книгу вместе со взрослыми и самостоятельно. Авторы замечают, что потешки, песенки лучше читать для детей наизусть, народные сказки – рассказывать. Раскрывается методика работы по приобщению малышей к книге, последовательность и этапы знакомства детей с народной сказкой.

Работа по развитию речи формирует у малышей способность  общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои мысли понятно для  окружающих, умение слушать и понимать, соотносить себя, свое поведение с  персонажами. Этому также способствуют рассказы детей о них самих. Раскрывается методика работы, для этого авторы предлагают три основные темы. Во – первых, о том, как ребенок выполняет бытовые действия (моет руки, одевается и т.п.), те операции, с которыми он еще не очень хорошо справляется. Цель: по возможности предотвратить ошибки. Во – вторых, как ребенок играет, строит, рисует. Желательно приписывать детям такие действия, которых у них, возможно, и не было и которых они не совершали.  Цель: побудить ребенка реализовать их в следующий раз. В – третьих,  рассказы об отношениях между детьми, как они дружно живут, играют, не ссорятся. Цель: развивать доброжелательность.

Постепенно  рассказы воспитателя вносят свою лепту  в дело воспитания малышей. Задавая  ребенку образец, которому он хочет  следовать, у малыша укрепляются уверенность в хорошем отношении к нему и вера в собственные возможности.

В разделе «Рисуем и лепим» авторы выделяют задачи по приобщению детей к изобразительной деятельности:

    • вызвать интерес к рисованию и лепке;
    • создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить интересное и эмоционально значимое для него;
    • подводить детей к пониманию, что очертания, пятна, линии и т.п. могут что – то изображать; поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми ему объектами окружающего мира; побуждать детей вносить дополнения в рисунки, лепку.

Раскрывая методику работы с детьми третьего года жизни  по приобщению к изобразительной  деятельности, авторы предлагают использовать четыре типа занятий.

Цель занятий первого типа: знакомить детей с изобразительными материалами, которые воспитатель рисует и лепит сам. Занятия второго типа направлены на создание у детей интереса и желания действовать самостоятельно с тем или иным изобразительным материалом. На занятиях третьего типа детям предоставляется возможность выразить свое эмоциональное состояние. Ребенок рисует сам то, что хочет и сколько хочет. Занятие четвертого типа позволяют постепенно подводить детей к тому, чтобы они ставили перед собой изобразительные цели и добивались  их достижения. В данном разделе предлагаются примерное содержание работы по каждому типу занятий, фрагменты организации детской изобразительной деятельности.

В программе  подчеркивается значение благоприятных  условий для изобразительной деятельности детей третьего года жизни, чтобы каждому ребенку она приносила радость, удовлетворение.

Работа с  детьми по конструированию авторы рассматривают  в разделе «Строим и конструируем», обращая внимание на то, что осуществлять ее надо в процессе специально организованных занятий. Выделены следующие задачи:

    • вызвать у детей интерес к конструированию из разных видов конструктивного материала;
    • способствовать развитию целенаправленного конструирования (целенаправленности в этой сфере деятельности);
    • побуждать детей к использованию выполненных ими построек;
    • знакомство детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг на друга, «обстраивать предмет»).

Задачи решаются в комплексе, что подсказывает сама логика конструктивной деятельности, хотя каждая из  задач в отдельности имеет свое особое значение.

В программе  отмечается, что наиболее сложная  задача по становлению у детей  целенаправленного конструирования, чему посвящены специальные подразделы «Что значить конструировать целенаправленно», «Формируем целенаправленное конструирование», в которых раскрываются содержание работы с детьми, методические подходы. Даются оригинальные графические модели методики работы с детьми.

Модель 1 – «Создаем постройки для детей».

Модель 2 – «Сейчас  я догадаюсь, что ты построил».

Модель 3 – «Вводим  конструирование в игру».

В «Руководстве»  показано, как формируется у малышей  интерес к конструированию. На конкретном материале объясняется, как осуществляются пути развития целенаправленного конструирования:

      • создавать для детей постройки, показывая образец целенаправленного конструирования;
      • связывать в сознании детей результаты и манипуляции со строительным и другим материалом с конкретными образами реальных предметов;
      • использовать игру как естественную среду для формирования и реализации самостоятельных конкретных целей у ребенка.

Авторы отмечают, что очень важно создавать  условия для самостоятельного поиска, экспериментирования, постепенно расширяя диапазон разнообразных строительных материалов.

Основное направление  музыкального развития в подразделе «Слушаем музыку и танцуем» авторы программы видят в формировании у детей способности к живому эмоциональному переживанию. Поэтому первоочередная задача музыкального воспитания детей – формирование не специфических умений и навыков, а музыкальности. Музыка позволяет решать различные педагогические задачи в формировании личности ребенка:

    • развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности;
    • формировать эстетический вкус;
    • развивать познавательное отношение к действительности.

В программе  раскрывается методика музыкального воспитания в детском саду. Даются рекомендации для музыкальных руководителей. Для воспитателей подробно раскрывается форма работы в группе по музыкальному воспитанию: пение вместе с детьми и для детей, движение под музыку. Предлагается методика организации особой формы – экспериментирование со звучащими предметами. Даются рекомендации по организации слушания музыки с детьми, что решает в первую очередь задачу формирования у ребенка эстетического вкуса и приобщения его к миру музыкальной культуры.

Авторы приводят перечень музыкальных произведений и общие критерии их отбора, также  предложены основные элементы праздников, которые возможно проводить с малышами третьего года жизни. Авторы отмечают, что на данном этапе важно просто обозначить те символы, которые соответствуют тому или иному торжеству, чтобы малыши приобщались к ритуалу праздника и испытывали радость.

Для педагогов, работающих по программе «Радуга», важно перестроить сложившиеся за многие года традиционные подходы к работе с детьми по следующим направлениям:

Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста