Изучение личности ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

Файлы: 1 файл

практика 2011.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Приобщение к музыкальной культуре в детском саду и в каждой группе рекомендуется созданием особой музыкальной среды. Экспериментированием музыкальными инструментами и другими звучащими предметами, малыши учатся извлекать разнообразные звуки, сравнивать их по высоте, прислушиваться, подражать и имитировать звучание разных инструментов. Задача педагогического коллектива – создавать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, поскольку это основа будущей музыкальности.  С данной целью педагог поддерживает у них интерес, побуждая их к пению, танцам, игре на музыкальных инструментах, организуя соответствующие игры. Главное, чтобы дети испытывали удовольствие от предложенной воспитателем деятельности.

Приобщение к театральной деятельности осуществляется как в процессе разнообразных игр – забав. хороводах, при прослушивании выразительного чтения стихов, сказок. при просмотре спектаклей кукольного театра, а также с помощью обыкновенных игрушек. В свою очередь приобщение к изобразительной деятельности дает широкие возможности для экспериментирования с материалом. В свою очередь следует обратить внимание на материал: он должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, должен быть собран в доступном и удобном месте. Задача педагога – поощрять любую попытку творчества малыша, не сравнивая его с другими и не оценивая его выше или ниже. Такой подход взрослого развивает у ребенка только положительное самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождают чувство гордости за свои достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное развитие в раннем детстве.

Эмоции  – психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления,  удовлетворения или неудовлетворения потребности.

Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидание приятного (дня рождения, праздника),  ребенок становится плаксивым, раздражительным, капризным. Отказывается от еды, плохо засыпает. В группе детей раннего возраста по – прежнему можно наблюдать  «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, остальные поддерживают его.

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают нарушения  в режиме дня, неправильное кормления  в течение дня, укладывания и  умывания, недостаточно продолжительное  и эмоциональное насыщенное общение  со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, отсутствия единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует  не задумываясь,  под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства  выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н.Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

В возрасте от 1-3 лет происходит заметные изменения  в эмоциональной сфере. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг  людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует.

Эмоции второго  года жизни тесно связаны с  предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е.В.Волосова). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца. Они возникают на объекты , с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого.

Яркие, положительные  эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят  о том, что ребенок действия освоил и хочет получить одобрение при  каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.

Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной). Переживания теперь связанны уже с умениями и результатами, характерными для самостоятельности  человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.

К концу второго  года жизни малыш получает удовлетворение то игры. Возникают переживания связанные  не только  с условными действиями, но и с сюжетом (Е.Гаспарова). Ребенок радуется самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

К трем годам  у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания связанны теперь с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметно – игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

К трем годам  отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной  и бодрой. Он радуется красивой одежде, украшениям, цветущим растениям.

На основе чувства  удивления, которое проявляется в младенчестве, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают проявляться познавательные вопросы.

Зарождаются новые  чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремиться к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.

Освоением преддошкольником речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно –  эмоциональное значение, способное выражать положительное и отрицательное отношения к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание.

Когда взрослый словесно обозначает свое отношение  к действиям ребенка, то слово, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет никакого оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией.  Постепенно подкрепление к слову – оценки перестает нуждаться в этом.

Зарождение  эмоциональной реакции на похвалу  создает  условия для развития самолюбия и чувства гордости (Р.Х.Шакуров). Сначала переживания  гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Положительная оценка взрослого, удовлетворяющую потребность малыша, говорит о том, что у него появляется первые зачатки чувство собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда старая оценка противоречит новой  оценки, возникает сопротивление ребенка. Поэтому длительное время он гордится тем, что было оценено ранее взрослым.

Под влиянием воздействия  на малыша положительной оценки возникает  чувства стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка  с окружающим. Оно является проявлением  детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно  оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у преддошкольника  при отклонении его поведения от отрицательно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату  положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Таким образом, эмоциональное развитие имеет следующие  показатели к концу раннего возраста:

  • эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
  • происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения;
  • развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствия, чувство гордости и стыда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная деятельность детей раннего возраста.

Самостоятельная деятельность детей – рациональный расход времени, отведенный для самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная деятельность детей занимает большую часть бодрствования. Самостоятельные игры детей возникают по их инициативе. Малышей не ограничивают в выборе игрового материала, ни во времени.  Ребенок волен сам менять вид деятельности, место, игры, ее цель.

Организация  самостоятельной деятельности – это в первую очередь создание развивающей среды, предусматривающей подбор пособий и игрового материала по всем видам деятельности с учетом особенностей развития детей каждой возрастной группы и правильное его распределение по всей игровой площади  (группы и участка), максимум безопасности и комфорта для каждого, а также достаточны объем разнообразных впечатлений, адекватных уровню восприятия ребенка.

Руководить самостоятельной предметно- игровой   деятельностью детей –значит, не подавляя самостоятельности и инициативности каждого, помогать ему добиваться успеха. Если ребенок не умеет достигать результата, его действия сводятся к манипуляции, интерес к предмету быстро пропадает. Руководство предметно – игровой деятельностью не должно превращаться в прямое обучение или муштру. Оно может выражаться в форму советов, предложений, напоминаний. Важна эмоциональная поддержка со стороны взрослого. Слова одобрения служат для малыша ориентиром в правильности собственных действий; поощрение, похвала вселяет уверенность в свои силы, способствуют формированию самостоятельности, активности, инициативности.

Обогащение  самостоятельной деятельности детей  реализуется в ходе организационных  взрослым обучающих игр. Он ненавязчиво  включается в игру детей, выделяет главное  в игровых действиях, демонстрирует  различные их варианты, уточняет, поясняет значение предметов.

   В процессе  самостоятельной деятельности у  детей совершенствуется двигательная  сфера, закрепляется положительный  настрой, отмечаются дальнейшее  развитие познавательных процессов,  внимание, речи, памяти, мышления, воображения,  первые ростки творчества.

Но все это  возможно только при правильном руководстве  со стороны взрослого, которому необходимо:

  • знать возрастные и индивидуальные возможности детей;
  • создавать условия для развития их самостоятельности, экспериментирования, творчества;
  • организовать малышей так, чтобы они были свободны в выборе вида деятельности;
  • видеть каждого ребенка, понимать его состояние, вовремя приходить на помощь, уважать его интересы, удовлетворять  притязание на признание;
  • уметь заинтересовать малышей, участвовать в детских играх;
  • учить поддерживать чистоту в игровой комнате.

Самостоятельная деятельность детей обогащается  при организации экскурсии по детскому саду (медицинский кабинет, кухня, прачечная, библиотека и др.) и на прогулке (на участок старших  дошкольников), в ходе бесед с персоналом  учреждения (охранником, шофером и др.), в ходе разных видов наблюдения за людьми, животными и птицами.

Родители также  останавливают внимания ребенка  на трудовых буднях семьи, привлекают к посильному участию в семейных делах (уборка квартиры, приготовление обеда, стирка, работа на даче и др.). Вместе с ребенком они наблюдают за жизнью улицы (машины, пешеходы, стройка), посещают общественные места (парикмахерская, магазин, цирк.). Взрослые рассказывают о работе людей разных профессий, отмечают особенности общения между людьми, выступающими в разных ролях (доктор – пациент, продавец – покупатель, шофер - пассажир).  И в семье и в дошкольном учреждении учат стилю общения, нормам поведения.

Для разнообразной  двигательной активности детей в помещении должны быть горка, стол – барьер с игрушками, ящик, бревно, на участке – невысокая лесенка, качели. В помещении и на участке в стойке хранятся обручи, мычи двух размеров (маленькие и большие), корзины, машины и т.д. Детям до 1года 6 месяцев удобнее играть с крупными машинами, каталками; дети старше 1года 6 месяцев используют машины разных размеров, а на прогулке им предлагают коляски, легкие велосипеды.

На втором году жизни предметная деятельность является ведущей. Дети до 1года 6 месяцев осваивают игровые материалы (для нанизывания, вкладывания, прокатывания) только под контролем взрослого. Дети старшей подгруппы должны самостоятельно взять его с полки, а закончив игру, они должны отнести игрушки на место.

Мелкий строительный материал храниться в двух –трех небольших коробках по 4-6 деталей в каждой. Это позволяет детям создавать знакомые постройки, а по окончанию работы, сложив детали в коробку, самостоятельно убирать ее на полку. Дополнительный материал к постройкам (мелкие сюжетные игрушки) взрослый сам предлагает детям. Крупный строительный материал находится на ковре в удобном для игры месте.

Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста