Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа
Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.
В каждой возрастной группе игровой материал по каждому виду деятельности постепенно усложняется, увеличивается его количество с учетом успехов детей. Малышам нравятся альбомы – поделки воспитателя.
В книжном уголке для детей не старше 1года 3 месяцев подбирается отдельные книжки на картонной основе с яркими реалистичными изображениями знакомых животных, кукол в статичном положении, для детей старше 1года 6 месяцев – изображения кукол в действии, детям в возрасте 2 лет – предлагают книжки, состоящие из 3-4 плотных страниц, сказки, фотоальбомы. Детям 3 летнего возраста в свободное пользования дают книжки знакомого содержания (сказки, стихотворения; дети любят «читать» их своим куклам). Малышам предлагают красочный иллюстративный материал, фотоальбомы, из жизни группы и семьи (на даче, поездки к морю, в зоопарк и т.д.).
Принцип эстетической организации среды
Уют и комфорт в групповом помещении, наличие яркого, привлекательного игрового материала и пособий все это вызывает у детей устойчивы положительный настрой. Желание активно участвовать в жизни группы, самим поддерживать чистоту и порядок.
Принцип активности
Проявляется в поведении самих детей в разных видах деятельности (двигательной, речевой, познавательной, в общении со взрослым и сверстником).
Взрослый подбирая игровой материал, постепенно усложняет его, тем самым поддерживая у детей активность, устойчивый интерес к игровым действиям. Сама игрушка способствует развитию их активности. Со временем дети самостоятельно проявлять активность.
Воспитатель должен знать уровень развития умений своих воспитанников, потенциальные возможности каждого из них. Незнание особенностей развития детей может привести к банальному натаскиванию и в корне заглушить их инициативу и самостоятельность. В тоже время длительная задержка на предшествующем этапе развития игровой деятельности отрицательно скажется на активности, заинтересованности детей, на дальнейшем совершенствовании игровых действий, общем психическом развитии.
Не следует увлекать детей сюжетной игрой, не развив их ручную умелость в предметных действиях. В этом случае они не смогут ни одеть куклу, не искупать, что приведет их к разочарованию и потере интереса к игре.
Детям присуща высокая двигательная активность. Но они в основном выполняют одни и те же действия: ходьба, бег. Поэтому в игры детей нужно включать разные движения(подпрыгивание, кувыркание, пролезать под стулом, издавать звуки разных животных). Включение разных групп мышц предусматривается при проведении игр – развлечений «Солнечные зайчики», «Ловля птичек», «Пускание мыльных пузырей».
Взрослый должен поддерживать активность детей. Если ребенок сосредоточено играет, следует оберегать его игру. Если же ребенок скучает, то воспитатель заводит с ним разговор, исходя из его интересов и уровня развития, способствует последующей самостоятельной активности ребенка. Активизируя игровую деятельность детей, необходимо учитывать характер их предыдущих или последующих игр. Перед гимнастикой и ли музыкальным занятием нецелесообразно стимулировать те игры, которые совпадают по характеру с предстоящим видом деятельности. Лучше предложить детям спокойные дидактические, настольные игры. После лепки, рисования можно устроить игры – перебежки. После прогулки и перед сном необходимо привлекать детей к спокойным играм: почитать книжку, уложить спать куклу, посмотреть в окно. Одни дети могут на ковре полежать и поиграть с машинками, другие присесть на диван с журналом.
В процессе бодрствования следует чередовать разные виды деятельности детей: игры с высокой двигательной активностью сменять спокойными играми.
Познавательная и речевая активность детей развивается в процессе наблюдения. Взрослый вовлекает детей в обсуждения увиденного, учит высказывать собственное мнение, развивать устойчивость и длительность наблюдения.
Взрослый не должен оставлять без внимания детей в книжном уголке. Здесь малыши рассматривают альбомы с фотографиями «читают» кукле рассказы, играют в лото, где один ребенок играет роль воспитателя, (демонстрирует ролевое поведение). Взрослый может развернуть беседу по знакомой картине, задать 2-3 вопроса по сюжету, похвалить детей, выполняющих роль воспитателя, подсказать, что еще можно «почитать кукле». Активность детей повышается, когда они участвуют в интересных беседах с взрослым и сверстником.
Таким образом,
воспитатель организует так предметно
развивающую среду, чтобы у детей
в течение всего времени
Программа «Радуга »предлагает блочные разделы по предметно - развивающей среде.
Цели
Детские центры развития
«Палочка красоты»
Первая неделя – народная игрушка (семеновские матрешки); свистульки глиняные, деревянная игрушка (хохломская, городецкая, богородска).
Вторая неделя – книга с иллюстрациями.
Третья неделя – произведения декоративно – прикладного искусства.
Четвертая неделя – репродукция с произведениями живописи.
1. Полочка.
2.Стол, стул.
Мини – библиотека
Книжный уголок
Фонотека, диа-, видеофильмы и слайды
Произведения народной и классической музыки.
Сюжетно – ролевые игры
Уголок
свободной самостоятельной
Материалы для изодеятельности
Конструирование
Уголок комнатных растений и цветочных аранжировок
Педагоги самостоятельно выбирают объекты природы.
Таким образом,
создание уюта, тепла, гармоничного интерьера,
содержательной самостоятельной
деятельности детей, учитывание настроения
и пожелание детей при
1.2 Хронометраж
Ф.И. ребенка: Старовойтова Мирослава
Возраст: 3года 4 месяца
Время |
Содержание |
Взаимоотношения с другими детьми |
Воздействие с воспитателем |
10.00 |
Играет с куклой, кормит её |
Разговаривает с Дианой |
Не взаимодействует |
10.05 |
Бегает по группе с игрушечной сковородкой. |
Толкнула Диму |
Выслушала замечание от воспитателя, пожалела Диму |
10.10 |
Взяла куклу, начинает её раздевать, а потом кормить |
Зовёт Диану с собой. Играют вместе |
Не взаимодействует |
10.15 |
Бросила куклу, села на стул |
Разговаривает с Ариной |
Не взаимодействует |
10.20 |
Соорудила из стульев машину, едет |
Посадила Диану в качестве пассажира |
Не взаимодействует |
10.25 |
Продолжает рулить, громко гудит |
Разговаривает с Ариной |
Не взаимодействует |
10.30 |
Взяла плюшевого зайчика и бегает с ним по группе |
Гоняется за Димой |
Воспитатель помог достать зайчика с верхней полки |
10.35 |
Легла в игрушечную кровать, делает вид, что спит |
Попросила Дашу, её укрыть |
Не взаимодействует |
10.40 |
Взяла матрасик с кровати и залезла с ним под стол. |
Разговаривает с Дианой |
Воспитатель попросил вылезти её из под стола |
10.45 |
Села на стул, но при этом постоянно крутится. Толкает рядом сидящих детей. |
Разговаривает с Ариной и Дианой |
Не взаимодействует |
10.50 |
Взяла пирамидку и разбирает её. Что-то громко говорит |
Что то говорит Ване |
Не взаимодействует |
10.55 |
Взяла книжку, листает, называет каждого из нарисованных персонажей |
Не взаимодействует |
Обращается к воспитателю, если не знает, кто нарисован в книжке |
11.00 |
Села на стул, поёт песенку |
Обнимает Диану |
Поёт вместе с воспитателем |
Анализ: В ходе проведения хронометража я выяснила, что основной вид деятельности ребёнка – игра. Мирослава проявляет изобразительного отношения к таким видам деятельности как: взаимодействию с другими детьми и действие с предметами. Сюжетная игра занимает основное место среди других видов деятельности. Длительность игры от 5 до 10 минут. Тематика игр определяется теми сюжетами, на которые ребёнка наталкивает оборудование в тематических игровых уголках, это игры в "семью", "парикмахерскую" и "доктора". Сюжет разворачивают из 2-4 действий, Мирослава берёт на себя определенную роль, в основном в одиночку. Но не отвергает заинтересовавшихся детей, и сама пытаются привлечь других играющих.
Форма общения с детьми в группе ситуативно-личностная. У Мирославы хорошо развита активная речь. Она общается и с воспитателями и друг с другими детьми. Поводами для общения служит предметная и игровая деятельность.
Руководство игровой деятельностью осуществляется не достаточно грамотно. Так, только один воспитатель обучает игровым действиям. В остальных случаях руководство сводилось к формированию правил поведения, разрешения конфликтов и оценивания деятельности. Воспитатели практически не организуют игровую деятельность детей.
Характеристика ребенка
Фамилия, имя ребенка: Старовойтова Мирослава
Возраст: 3, 4 года, 93см, 14кг.
Дата рождения: 03.08. 2008г.
Речь: активная. Хорошо развита
предметно-игровая деятельность
I. Общая характеристика
1. Физическое развитие. Физическая готовность Миры характеризуется гармоничным физическим и двигательным развитием: уровень скелета и антропометрические показатели в норме.
2. Внешний вид. Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы смуглые. Лицо выразительное.
3. Двигательная активность. Мира очень активная. На занятиях нередко старается встать с места, задеть кого-нибудь. Любит играть в подвижные игры.
4. Крупная и мелкая моторика сформирована.
5. Темп деятельности умеренный, Мира сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение занятия, способна работать в одном темпе со всей группой, однако после 10 минут сосредоточенной работы у нее появляется необходимость сменить позу.
7. Организация деятельности. Мира не совсем умеет самостоятельно организовывать свою деятельность. Она не может поставить перед собой конкретную цель, так как у нее не получается ее добиваться, так как в процессе деятельности часто отвлекается, отдельные условия в процессе работы теряются, результат не проверяется. Девочка не всегда доводит работу до конца.
8. Произвольность. Мира способна сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения, понимает требования взрослого.
9. Регуляция. Мира владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений. Она способна к ответственному поведению и умеет сдерживать свои непроизвольные эмоции и желания.
II. Познавательное развитие
1. Восприятие. Девочка хорошо ориентируется в пространстве дошкольного учреждения, может сам дойти до музыкального зала. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но девочка сразу, самостоятельно исправляется.
2. Мышление. Отмечен достаточно высокий уровень сформированности наглядно-образного и логического мышления.
3. Воображение. Воспроизводящее воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Прослеживается склонность к упрощенному схематическому изображению объектов.
4. Память. Мира хорошо запоминает почти все предметы, которые необходимо было найти и показать, и слова, которые нужно было запомнить и пересказать.
5. Речь. Она составила рассказ по предложенным картинкам, предложения построены грамматически правильно, словарный запас достаточно богатый. Мира еще не умеет правильно строить вопросы.
6. Внимание. Непроизвольное внимание сформировано, однако снижен объем слухового внимания. По результатам проведенной методики можно сказать, что объем зрительного внимания развит достаточно хорошо, девочка нашла все предметы без трудностей и за короткое время. Однако отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания, недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
III. Личностно-эмоциональное развитие
1. Личностная активность. Мира все делает самостоятельно, она редко нуждается в помощи и подсказках взрослых, однако при необходимости принимает их адекватно. Способы самореализации адекватны ситуации.
2. Личностная направленность. Если рассматривать коммуникативную направленность, то можно выделить, что Мира больше предпочитает общение со сверстниками, чем с взрослыми.
3. Эмоциональный фон. У Миры преобладает хорошее настроение. Она всегда занята какой-либо деятельностью, ей это нравится. Она быстро переключается с одного дела на другое, и хорошее настроение преобладает всегда.
4. Эмоциональное напряжение.
• эмоциональная заторможенность у Миры отсутствует, она проявляет весь диапазон эмоций, который свойственен детям данного возраста.
Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста