Изучение личности ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

Файлы: 1 файл

практика 2011.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

На третьем  году жизни малыш начинает  стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле, и считая, что обед закончился, переходит к другому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.

Развитие  сюжета игр исследовали Н. Михайленко, Н. Пантина. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, девочка варит обед, кормит мишку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действиями.

На третьем  году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому  поводу – места или игрушки, привлекающей ребенка. Поэтому у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников  и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам.  Ребенок жалуется, если кто- то мешает ему играть или отнимает игрушки. Малыш протестует против вмешательства в его игру другого ребенка.

Следующим этапом развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия. Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы – претензии к его качеству. В конце третьего года жизни возникает взаимодействия с ровесниками  по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата. Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве.              

Воспитатель должен тактично наблюдать за игрой детей, проявлять интерес к их действиям, поощрять, радоваться тому, как он хорошо играет. Доброжелательное внимание и  поощрение взрослого стимулируют  любую деятельность, в том числе  игровую.

Подготовка  к появлению роли также необходимый  шаг к сюжетно – ролевой  игре. Это возможно через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение. Первоначальная игра существует как индивидуальная деятельность и разворачивается как самостоятельная или совместная со взрослыми активность. На определенном этапе к игре могут присоединяться сверстники. Организация первых совместных игр между детьми – специальная задача воспитателя. Ее решение способствует становлению творческой, самостоятельной и саморазвивающейся игровой деятельности ребенка. Игра своевременно сформированная, залог полноценного развития ведущей деятельности дошкольника. Это главное условие нормального психического и личностного развития ребенка в решающий период становления человека.

К концу третьего года ребенок овладевает следующими навыками игровой деятельности:

    • ребенок вовлекает в игру предметы, заменяющие реальные , и называют эти предметы – заместители в соответствии с их игровым значением;
    • усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
    • действия обобщаются и отделяются от предмета;
    • ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;
    • складывается способность ставить и решать игровые задачи;
    • начинается развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
    • формируются предпосылки сюжетно – ролевой игры.

4.Формирование  общения со сверстниками.

Общение рассматривается как взаимодействия людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат.

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование их условий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих  на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познания себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е от стремления к оценки и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего происходит регуляция деятельности.

Л.Н.Галигузова исследуя взаимодействие малышей, друг с другом, отметила, сколь существенно  отличается их общение от общение  более старших детей. Оно носит  эмоционально – практический характер, поскольку контакты преимущественно  представляют собой попытки привлечь ровесника к подвижным, раскованным играм. Иначе говоря, к играм – общению. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Обмен экспрессией вызывает у них безудержную радость, дает каждому ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание общности создает оптимальные условия для самовыражения ребенка, осознания и познания самого себе. Одно из главных условий проведения игр – добровольность участия. Если не все дети в группе изъявляют желание сразу включиться в игру, можно предложить это небольшой группе. Для тех, кто пока не решается, наблюдение за сверстниками станет увлекательным и полезным занятием. Постепенно и они втянутся в игру и станут ее участниками.

Вместе с  тем они чрезвычайно полезны  для общего развития детей, и главное, для их способности общаться со сверстниками.

Специфика общения  дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, критиками, кривлянием, смехом. В контакте с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать приобщении со взрослыми. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию

В контактах  с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами. Ребенку  важнее высказаться самому, чем выслушивать  другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, стремится ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстникам богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценку своих действий и информацию. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы? Куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде сверстников малыш демонстрирует свои способности и умения.

На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяются формы общения со сверстниками.

В возрасте от 1года до 1.5 лет содержание контактов со сверстниками остается  таким же, как и у младенцев. В ровеснике малыша привлекает прежде всего объективные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга.

В 1.5 года происходит перелом в отношениях с ровесниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой  ровесника. Одновременно развивается  чувствительность к отношению товарищей.

К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально – практическая. Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за  потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается  для малыша цель деятельности, а  результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности  детей на самовыявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрастает интерес друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны.

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно – действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов.

На четвертом  году жизни все больший интерес приобретает для малыша его сверстник. Из занимательного объекта он постепенно начинает превращаться в многообещающего партнера. Вместе с тем в этом возрасте взаимоотношения детей в детском саду подвергаются серьезным испытаниям. Трудности и конфликты, возникающие между детьми, порождаются несколькими причинами.

Одна из причин – самостоятельная, целенаправленная деятельность. У ребенка уже появились  собственные, иногда довольно сложные  и обширные планы и намерения. Куклы и машины, нужные одному, срочно требуются другому. Социальный опыт детей и их речевые возможности недостаточны для самостоятельного  достижения разумных компромиссов.     

Разделяя точку  зрения американских и западноевропейских специалистов, мы настоятельно советуем вам располагать игрушки, строительный материал, книги таким образом, чтобы количество «рабочих» мест, т.е. мест, где ребенок может самостоятельно заниматься каким – либо делом, на 5-6 единиц превышало число детей.

Еще одной возможной  причиной конфликтов может быть ревность к вниманию взрослого и неумении занять себя, например, малыш сбрасывает посуду со стола, за которым играет воспитатель и дети.

Вместе с  тем в этом возрасте ребенок, скорее всего под влиянием оценок взрослого, неизбежных при групповом воспитании, впервые начинает, зачастую не вполне осознанно, сопоставлять и сравнивать себя со сверстниками.

И наконец, начинают проявлять индивидуальную симпатию.

Все это усложнение отношений между детьми предъявляет  очень серьезные требования к  организации групповой жизни.

Программа «Радуга» предлагает следующие подходы  в устранении острых конфликтов в  группах детского сада:

  • «Нельзя – значит нельзя!», «Не надо потому что…» основная группа запретов должна касаться самых основных принципов совместной жизни – личной неприкосновенности, уважения к деятельности и ее результатам.

Наилучшим способом добиться соблюдения этих запретов будет  ваша убежденность, что они правомерны и что нарушений вы не потерпите. И тогда без нотаций и наказаний  вы найдете тот взгляд  и ту интонацию, проявите те искреннее возмущение, которые дадут понять ребенку, что здесь проходит граница, которую переступать нельзя. Ребенок очень чувствителен к осуждению взрослых, если оно по – настоящему искренне и серьезно.

Употребление  фразы «Не надо потому что..»  необходимо пояснять, почему необходимо соблюдать то или иное правило. Для ребенка очень важно, по какому поводу ему запретили это делать.

  • Добрые обычаи  помогают создать в группе атмосферу равных прав. Раздача ленточек, бумажек, конфет, яблок, следует проводить достаточно деликатно, чтобы все уяснили, что каждый получил свою часть и что части были одинаковыми. Тот факт, что перед лицом всей группы были продемонстрированы его равные со всеми  права, делает ребенка менее чувствительным к неизбежным многочисленным случаям, когда кому – то достается лучшая машина, кукла.

Другим хорошим  обычаем, достаточно распространенным в наших детских садах, является обычай отмечать дни рождения или именины, делать именинникам подарки и сюрпризы. 

Еще одна традиция, которую необходимо ввести и соблюдать – уважение к личной собственности детей. Личные вещи ребенка обувь, одежда, принесенные игрушки из дома. Эти вещи нельзя отнимать и использовать ни другие дети, ни самим воспитателем. Если занятия ребенка с принесенной из дома игрушкой в данный момент неуместны, вы можете попросить убрать ее в шкафчик.

Мы  – помощники и защитники. В возрасте трех лет дети испытывают обостренную потребность в том, чтобы почувствовать свою значимость и компетентность. Очень важно реализовать данную потребность таким образом, чтобы это помогло закладывать ценные черты личности ребенка. Свою значимость ребенок выражает в отношении игрушек или  помощи товарищу. Созданные искусственным путем ситуации помогают ребенку охотно приходить на помощь, чувствуя свою значимость ребенок, в реальных ситуациях действует искренне. Переживая добрые чувства, малыш усваивает, как необходимое, важное и нужное.     

5.Приобщение  к художественно- эстетической  деятельности. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Для общего развития имеет значение и собственное участие ребенка в разных видах художественно – эстетической деятельности: обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире – в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Предметом современного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чайные чашки, нарядная одежда малыша. Предметом современного наблюдения может стать только что распустившееся ветка сирени, засушенные листья различных деревьев, их цвет, форма.

Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста