Изучение личности ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели
Овладение методами педагогического исследования: наблюдением, хронометрированием, диагностированием, количественным и качественным анализом собранного материала.
Углубление знаний о возрастных особенностях раннего детства.
Овладение умениями общения и работы с детьми раннего возраста.

Файлы: 1 файл

практика 2011.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети, дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке).  Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы.   Эта форма работы дает возможность  рассказывать о способах  и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму.

Родительские  собрания проводятся групповые и  общие (для родителей всего учреждения).Общие  родительские собрания проводятся 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, психолога, логопеда. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца на нем  обсуждаются 2-3 вопроса (один вопрос готовит  воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов).

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Программа  «От  рождения до школы » под редакцией  Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой предлагают следующие формы работы детского сада с семьей:

Знакомства с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование  родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, консультации индивидуальные и групповые, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет - журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской  школы», «шкалы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведения мастер-классов, тренингов,  создание библиотеки (медиатеки).

Совместная  деятельность: привлечение родителей  к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов  семейного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий.

В программе  «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной  работа с  родителями осуществляется через следующие формы организации  в ДОУ:

Педагогическая  поддержка : а)создание условий для  благополучной адаптации малыша в детском саду, б) беседы с родителями на тему: «Знаю ли я своего ребенка», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка».

Педагогическое  образование родителей: педагог  знакомит родителей с наиболее значимыми  темами для педагогического образования  родителей: «Развитие детской самостоятельности», «Как организовать семейный досуг» (дискуссии, круглые столы, вечер вопросов и ответов, тренинги и ролевые игры). 

 Совместная  деятельность педагогов и родителей:  а) сюжетные и подвижные игры; б)совместное рисование; в)оформление  групповых газет, фотоальбомов  «Вместе ходим в детский сад»; г)циклы игровых встреч с мамами  «Вот она какая, мамочка моя!», «Сильные, ловкие, смелые», «Мы рисуем Новый год».

                                           Задание 5

Анализ занятия  с детьми раннего возраста

 

Цели: Углубление знаний о специфике педагогической работы с детьми раннего возраста.

Знакомство с содержанием и методикой работы с детьми по разным вариативным программам.

Формирование личностной активности, обеспечивающей готовность  к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности.

Формирование творческого  отношения к организации деятельности анализа.

Формирование готовности и способности к самообразованию.

 

Анализ занятия:

Я посетила занятие, которое  проводила Желомская Надежда во второй младшей группе.

1.Вид: занятие по  математике. Продолжительность 13 мин. Тема: «Волшебный сундучок»

2.Содержание программного  материала: 

Образовательные задачи: Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов: цвет, форму. Продолжать осваивать умение составлять из частей целое.

Развивающие задачи: развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные  задачи: воспитывать умение заниматься вместе, не мешать друг другу, бережно обращаться с пособиями.

Словарная работа: сундучок, треугольник, круг, квадрат, красный, синий, желтый, зеленый, большой, маленький, гнездо. 

 

Занятие представляло собой  – помощь кукле Тане. Она пришла к ребятам с волшебный сундучком, который нужно было открыть, а затем выполнив задания из сундучка помочь Тане собрать бусы и  выяснить что же она любит кушать.

На первом этапе –  подготовительном, присутствовало приветствие. Надя смогла мотивировать детей, они очень хотели помочь кукле Тане и узнать, что же хранится в сундучке.

В основной части дети помогали кукле Тане собрать её бусы, которые порвались. Было видно, что им интересен этот процесс.

Присутствовала физ  минутка:  подвижная игра «День-ночь»

В заключительной части  дети попрощались с куклой и вспомнили, чем занимались на занятии. 

 

Содержание занятия  не совсем соответствовало возможностям детей, разрезные картинки были неправильно разделены. Это вызвало некоторое затруднение в выполнении задания.  Так же эти картинки были перемешаны между собой и детям было сложно выбрать нужную ему часть.

На занятии чередовались виды деятельности, это помогло удержать внимание детей и не дало им устать.

Надежда была малословна, были моменты когда наступала длительная пауза. Конечно, присутствовало волнение, и это было заметно: Надежда сбивалась, путалась в словах.

Игра была интересной, присутствовал сюрпризный момент. Детям понравилось превращаться в птичек.

Была проведена словарная  работа: дети повторили названия геометрических фигур и цвета.

Начало и конец занятия  проводилось с сохранением основного  замысла занятия, что говорит  о целостности и завершенности  занятия.

Задачи поставленные перед началом занятия, в процессе деятельности детей были решены.

 

Задание 6

Организация и  проведение занятия с детьми раннего  возраста.

 

Цели: Углубление знаний о специфике педагогической работы  с детьми раннего возраста.

Знакомство с содержанием и методикой работы с детьми по разным вариативным программам.

Овладение умениями общения  и работы с детьми раннего возраста.

Формирование способности  гибко адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной- педагогической среды (Выбирать методы, приёмы, формы организации занятия в соответствии с требованиями образовательной программы).

Формирование творческого  отношения к организации собственной  деятельности, её преобразованию (использовать современные педагогические технологии , реализующие поставленные цели)

Формирование готовности и способности к самообразованию.

 

                     План конспект занятия по аппликации « Угощение для зайчика»

Цель: Развивать личностные качества детей.

Задачи:

  1. Формировать представление детей об овощах: их форме, цвете.
  2. Закреплять умение детей наклеивать готовые формы на лист, завершая композицию рисунка.
  3. Воспитывать заботливое отношение детей к животным.

Материал: Игрушка – Зайчик, муляж морковки.

Раздаточный материал: половина листа А4 с наклеенной ботвой морковки и приготовлена сама морковка, вырезанная из цветной бумаги, кисточка, клей (налитый в баночку), клеёнка, салфетка.

- Ребята, сегодня к нам должен прийти гость. А кто же это, мы узнаем отгадав загадку:

Белый и пушистый

В лесу живет,

Скачет прыг – скок

Кто это?

- Правильно, это Зайчик. Позовем его: «Заинька, покажись»

Зайка:  Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Сейчас зима и мне в лесу грустно, одиноко и голодно.

- Здравствуй, зайка. Ребята, поздоровайтесь с зайчиком. Потрогайте его, какая у него шубка?

- Мягкая, пушистая, белая.

- Верно, что умеет  делать зайчик?

- Прыгать

- Давайте и мы с  вами превратимся в зайчиков  и попрыгаем как он, чтобы ему  не было скучно и одиноко.

(дети одевают маски  зайчиков)

Прыг – скок, прыг –  скок

Вышли зайки на лужок,

Прыг – скок, прыг –  скок

Спрятались все под  кусток.

Зайка: Ребята, какие вы молодцы. Мне очень понравилось как вы прыгаете.

- Дети, а давайте еще  и покормим нашего зайчика. (давайте)

- Чем наш зайчик  питается?

- Морковкой.

- Правильно, морковкой. (воспитатель показывает детям муляж морковки) Она большая, длинная и оранжевая.

- Ребята, давайте с вами сядем за стол и приготовим нашему зайке угощение.

(На столе у каждого  ребенка половина листа А4 с  наклеенной ботвой морковки и приготовлена сама морковка, вырезанная из цветной бумаги).

- Морковка состоит  из двух частей – это ботва,

(воспитатель показывает  на образце)

И морковка

(показывает вырезанную  часть)

- Возьмите морковку  и приложите на лист так,  как нужно приклеить морковку

(дети выполняют задание)

- А теперь посмотрите, как мы будем приклеивать. Берем  кисточку, опускаем ее в клей, намазываем клеем одну сторону  морковки, придерживая ее другой  рукой, кладем кисточку на подставку,  переворачиваем морковку, прикладываем  ее на лист той стороной, которую намазали клеем. Что получилось?

(Рассказывая, воспитатель  все сопровождает показом)

- А теперь возьмем  кисточки и приклеим свои морковки.

(Дети самостоятельно  выполняют работу. Воспитатель помогает, если это необходимо)

- Молодцы, справились  с заданием! А теперь зайчик хочет с вами поиграть.

Зайка серенький сидит 

И ушами шевелит,

Вот так, вот так

И ушами шевелит.

 

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Надо лапочки погреть.

 

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок- скок

Надо зайке поскакать.

(дети имитируют движения  зайчика)

Зайка: Ребята, какие вы все молодцы! А какие у вас замечательные морковки получились, такие вкусные! Спасибо вам, за то, что развеселили меня и покормили. До скорой встречи.

- До свидания , зайка!

(До свидания)

 

Структурные части  занятия:

На первом этапе –  подготовительном, присутствовало приветствие. Дети приветствовали друг друга и зайчика.

На втором этапе –  основном,  присутствовала активизация  базы знаний. Не было дано новых знаний для активизации деятельности. Ребятам было предложено задание  связанные с темой занятия. Ребята приклеивали морковку, повторяя при этом цвета и форму.

На третьем этапе  – обобщались и закреплялись достигнутые результаты, при подведении итогов ребята рассказывали о том, что они узнали и что им понравилось. На занятии не было заданий на оценку.

 

Руководителем и студентами-коллегами был сделан ряд замечаний: Во время занятия мне нужно быть на одном уровне с детьми, а не «нависать» над ними. И образец для показа должен быть в два раза больше. Всё это будет учтено мною при проведение следующих занятий.

Так же были отмечены положительные  стороны занятия: присутствовала мотивация, сюрпризный момент. Занятие было целостным. Присутствовала смена  видов деятельности.

По моему мнению, данное занятие было целостным с точки  зрения организации активности ребенка, ребята достаточно двигались, общались между собой. Материал, использованный на занятии, был новым до этого дети его не использовали. При проведении занятия использовался метод показа как основной, словесные объяснения были простыми и краткими и использовались как вспомогательный метод.

Конечно, присутствовало волнение, что мешало проведению занятия. Я немного запуталась в начале, но потом успокоилась и направила деятельность детей в нужное русло.

Информация о работе Изучение личности ребенка раннего возраста