Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………….

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34

1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14

1.2. Эмоциональное выгорание и его сущность...................................................15-32

1.3 Выводы………………………………………………………………………...33-34

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53

2.1. Организация и ход экспериментального изучения влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38

2.2.Анализ полученных результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94

Файлы: 1 файл

отличная курсовая.doc

— 1.79 Мб (Скачать)

          Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу  о том,  что  синдром эмоционального выгорания воспитателей повышает уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.  Были составлены диаграммы для наглядного доказательства. Изучаемая в работе проблема, на  наш  взгляд,   представляется  очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние  не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие,  но  и на тех, кто находится  рядом с ними. Это и близкие родственники, и  друзья, а также воспитанники, которые попросту вынуждены находиться рядом, и  поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень  важно  на  наш  взгляд, проводить работу по профилактике синдрома эмоционального выгорания воспитателей, а так же работу по  коррекции  негативных последствий данного явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

2. Аминов  Н.А. Психофизиологические психологические предпосылки педагогических способностей. - М.: Просвещение, 1989.

3. Аникеева  Н.П. Психологический климат в  коллективе. – М.: Просвещение, 1989.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

5. Бреслав  Г.М. Эмоциональные особенности  формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.

6. Вилюнас  В.К. Психология эмоциональных  явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1988

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.

8. Гарбузов  В.И. Нервные дети: Советы врача.  – Л.: Медицина, 1996.

9. Дьяконов  Г. Регуляция эмоциональных состояний.  Детский психолог. – М.: Просвещение:  Владос,2003.

10. Захаров  А.И. Предупреждение отклонений  в поведении ребенка: 3-е изд.,- СПб: Союз, 1997.

11. Изард К. Эмоции человека. Под ред. Л.Я.Гозмана. – М.: Изд-во МГУ, 2005.

12. Карпенко  Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический  словарь. – М.: Просвещение, 1981.

13. Лободин  В.Т., Лавренова Г.В. Как сохранить  здоровье педагога./ метод.пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005.

14. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

15. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.

16. Назарова Л.Д. Арт – терапия как средство сохранения здоровья педагогов.// Управление ДОУ. 2008,№1(43).

17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии – 2-е изд. –М.: Просвещение: Владос, 1995.

18. Новиков  Ю. В. Азбука здоровья. – Тула, 1991.

19. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2001.

20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический журнал. М., 1990.

21. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Доктора психологических наук, профессора С.В.Кондратьевой. – Мн.: Феникс,1997.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: изд. «Питер», 2000.

24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.

25. Энциклопедия психологических тестов. М., 2000.

26. http:// www.sesos.su/ 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

Методика  В.В. Бойко на выявление эмоционального выгорания.

1. Организационные  недостатки на работе постоянно  заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня  я доволен своей профессией  не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я  ошибся в выборе профессии  или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня  беспокоит то, что я стал хуже  работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота  взаимодействия с партнерами  очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От  меня как профессионала мало  зависит благополучие партнеров.

7. Когда  я прихожу с работы домой,  то некоторое время (часа 2-3) мне  хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда  я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить  проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне  кажется, что эмоционально я  не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя  работа притупляет эмоции.

11. Я  откровенно устал от человеческих  проблем, с которыми приходится  иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие  с партнерами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа  с людьми приносит все меньше  удовлетворения.

15. Я  бы сменил место работы, если  бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне  всегда удается предотвратить  влияние плохого настроения на  деловые контакты.

18. Меня  очень огорчает, если что-то не  ладится в отношениях с деловым партнером. .

19. Я  настолько устаю на работе, что  дома стараюсь общаться как  можно меньше.

20. Из-за  нехватки времени, усталости или  напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда  самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я  спокойно воспринимаю обоснованные  претензии партнеров.

23. Общение  с партнерами побудило меня  сторониться людей.

24. При  воспоминании о некоторых коллегах  по работе или партнерах у  меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.Мне  все труднее устанавливать или  поддерживать контакты с деловыми  партнерами.

27. Обстановка  на работе мне кажется очень  трудной, сложной.

28. У  меня часто возникают тревожные  ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если  партнер мне неприятен, я стараюсь  ограничить время общения с  ним или меньше уделять ему внимания.

30. В  общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я  охотно рассказываю домашним  о своей работе.

32. Бывают  дни, когда мое эмоциональное  состояние плохо сказывается  на результатах работы (меньше  делаю, снижается качество, случаются  конфликты).

33. Порой  я чувствую, что надо проявить  к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я  очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам  по работе отдаешь внимания  и заботы больше, чем получаешь  от них признательности.

36.При  мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.У  меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я  часто радуюсь, видя, что моя  работа приносит пользу людям.

39. Последнее  время (или как всегда) меня  преследуют неудачи в работе.

40.Некоторые  стороны (факты) моей работы  вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают  дни, когда контакты с партнерами  складываются хуже, чем обычно.

42. Я  разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость  от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение  с друзьями и знакомыми.

44. Я  обычно проявляю интерес к  личности партнера помимо того, что касается дела.

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я  иногда ловлю себя на том,  что работаю с партнерами, без  души.

47. По  работе встречаются настолько  неприятные люди, что невольно  желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После  общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На  работе я испытываю постоянные  физические или психологические  перегрузки.

50. Успехи  в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация  на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52. Я  потерял покой из-за работы.

53. На  протяжении последнего года была  жалоба (были жалобы) в мой адрес  со стороны партнера(ов).

54. Мне  удается беречь нервы благодаря  тому, что многое из происходящего  с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я  часто с работы приношу домой  отрицательные эмоции.

56. Я  часто работаю через силу.

57. Прежде  я был более отзывчивым и  внимательным к партнерам, чем  теперь.

58. В  работе с людьми руководствуюсь  принципом: не тратить нервы, береги здоровье.

59. Иногда  иду на работу с тяжелым  чувством: как все надоело, никого  бы не видеть и не слышать.

60. После  напряженного рабочего дня я  чувствую недомогание.

61. Контингент  партнеров, с которым я работаю,  очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если  бы мне повезло с работой,  я был бы более счастлив.

64. Я  в отчаянии из-за того, что на  работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда  я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я  осуждаю партнеров, которые рассчитывают  на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще  всего после рабочего дня у  меня нет сил заниматься домашними  делами.

68. Обычно  я тороплю время: скорей бы  рабочий день кончился.

69. Состояния,  просьбы, потребности партнеров  обычно меня искренне волнуют.

70.Работая  с людьми, я обычно как бы  ставлю экран, защищающий от  чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа  с людьми (партнерами) очень разочаровала  меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как  правило, мой рабочий день проходит  спокойно и легко.

Информация о работе Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей