Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).
ВВЕДЕНИЕ…………………………….
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34
1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14
1.2. Эмоциональное выгорание и его сущность...................................................15-32
1.3 Выводы………………………………………………………………………...33-34
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53
2.1. Организация и ход экспериментального изучения влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38
2.2.Анализ полученных результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94
Результаты, полученные в ходе исследования,
подтверждают гипотезу о том, что
синдром эмоционального выгорания воспитателей
повышает уровень тревожности у детей
старшего дошкольного возраста. Были
составлены диаграммы для наглядного
доказательства. Изучаемая в работе проблема,
на наш взгляд, представляется
очень важной, так как эмоциональное выгорание
оказывает негативное влияние не только
на самих педагогов, на их деятельность
и самочувствие, но и на тех, кто
находится рядом с ними. Это и близкие
родственники, и друзья, а также воспитанники,
которые попросту вынуждены находиться
рядом, и поэтому становятся заложниками
синдрома. Поэтому, очень важно
на наш взгляд, проводить работу
по профилактике синдрома эмоционального
выгорания воспитателей, а так же работу
по коррекции негативных последствий
данного явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.
2. Аминов Н.А. Психофизиологические психологические предпосылки педагогических способностей. - М.: Просвещение, 1989.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
5. Бреслав
Г.М. Эмоциональные
6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1988
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
8. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1996.
9. Дьяконов
Г. Регуляция эмоциональных
10. Захаров
А.И. Предупреждение
11. Изард К. Эмоции человека. Под ред. Л.Я.Гозмана. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
12. Карпенко
Л.А., Петровский А.В. Краткий
13. Лободин В.Т., Лавренова Г.В. Как сохранить здоровье педагога./ метод.пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005.
14. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
15. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.
16. Назарова Л.Д. Арт – терапия как средство сохранения здоровья педагогов.// Управление ДОУ. 2008,№1(43).
17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии – 2-е изд. –М.: Просвещение: Владос, 1995.
18. Новиков Ю. В. Азбука здоровья. – Тула, 1991.
19. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2001.
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический журнал. М., 1990.
21. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Доктора психологических наук, профессора С.В.Кондратьевой. – Мн.: Феникс,1997.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: изд. «Питер», 2000.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.
25. Энциклопедия психологических тестов. М., 2000.
26. http://
www.sesos.su/
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Методика В.В. Бойко на выявление эмоционального выгорания.
1. Организационные
недостатки на работе
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня
беспокоит то, что я стал хуже
работать (менее продуктивно,
5. Теплота
взаимодействия с партнерами
очень зависит от моего
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда
я чувствую усталость или
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я
откровенно устал от
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за
нехватки времени, усталости
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я
спокойно воспринимаю
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При
воспоминании о некоторых
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне
все труднее устанавливать или
поддерживать контакты с
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У
меня часто возникают
29. Если
партнер мне неприятен, я
30. В
общении на работе я
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой
я чувствую, что надо проявить
к партнеру эмоциональную
34. Я
очень переживаю за свою
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У
меня хорошие (вполне
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые
стороны (факты) моей работы
вызывают глубокое
41. Бывают
дни, когда контакты с
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость
от работы приводит к тому,
что я стараюсь сократить
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На
работе я испытываю постоянные
физические или
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На
протяжении последнего года
54. Мне
удается беречь нервы
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В
работе с людьми
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент
партнеров, с которым я
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я
в отчаянии из-за того, что на
работе у меня серьезные
65. Иногда
я поступаю со своими
66. Я
осуждаю партнеров, которые
67. Чаще
всего после рабочего дня у
меня нет сил заниматься
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния,
просьбы, потребности
70.Работая
с людьми, я обычно как бы
ставлю экран, защищающий от
чужих страданий и
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как
правило, мой рабочий день
Информация о работе Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей