Влияние современных мультфильмов на психику детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:03, доклад

Краткое описание

Какой ребёнок не любит мультфильмы? Вряд ли найдётся хоть один малыш, который откажется от просмотра яркого, красочного, весёлого мультика. Но, к сожалению, не все мультфильмы одинаково полезны. А некоторые при определённых условиях вообще способны нанести вред психике ребёнка.
Одна из проблем, с которой столкнулось общество в 21 веке, – это возможное влияние телевидения на агрессивность детей. И именно проблему связи детской агрессивности с просмотром современных мультфильмов нам и хотелось бы затронуть.

Файлы: 1 файл

Konferentsia.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Влияние современных  мультфильмов на психику детей

Рахматуллина Э.Н.

Башкирский государственный  университет, факультет психологии, 3 курс

…Нет более  верного средства толкнуть ребенка

на какой-либо антиморальный  поступок, чем

подробно описать последний.

Выготский Л.С.

 

       Какой ребёнок не любит мультфильмы? Вряд ли найдётся хоть один малыш, который откажется от просмотра яркого, красочного, весёлого мультика. Но, к сожалению, не все мультфильмы одинаково полезны. А некоторые при определённых условиях вообще способны нанести вред психике ребёнка.

       Одна из проблем,  с которой столкнулось общество  в 21 веке, – это возможное влияние телевидения на агрессивность детей. И именно проблему связи детской агрессивности с просмотром современных мультфильмов нам и хотелось бы затронуть.  Стоит отметить, что об этой проблеме в нашей стране заговорили сравнительно недавно – в конце 90-х годов. Давайте попробуем понять, почему именно в это время.

       Все мы помним мультфильмы, которые производили отечественные студии 15- 20 лет назад. Это Бременские музыканты, Аленький цветочек, мультфильмы про Вини Пуха, ёжика и медвежонка и ещё масса замечательных, добрых и красивых мультфильмов. Но с начала 90-х годов отечественным мультфильмам пришлось уступать место «иностранным гостям». Первыми ласточками были ленты студии Уолта Диснея: Белоснежка и семь гномов, Красавица и Чудовище, Король Лев, Бемби…Очень яркие, красочные и интересные картины, которые многие дети до сих пор смотрят с большим удовольствием. Но чуть позже на смену сказкам Диснея пришли работы японских аниматоров. Наша страна пережила настоящее нашествие покемонов. Дети от мало до велика буквально заболели этими зверьками. Покемоны были везде: в телевизоре, на наклейках, на детской одежде. Каждый ребёнок мечтал, чтобы у него был свой собственный Пикачу. А Пикачу и другие зверьки в это время на экранах телевизоров отчаянно дрались, исполняя прихоти своих хозяев и наносили друг другу удары, которые в медицинской терминологии именуются «травмами несовместимыми с жизнью».

Таким образом, дорога на экраны нашей  страны была открыта. В Россию потоком  хлынули самые различные мультфильмы, чаще всего японского или американского  производства. Мы радовались, что теперь у нас совсем как за рубежом, даже мультфильмы те же показывают. Но потом на смену радости пришла тревога. И вот уже современное российское общество бьёт в набат, оповещая о той опасности, которую таит в себе просмотр некоторых мультфильмов.

       Стоит отметить, что в Соединённых Штатах Америки и в Германии вопрос о влиянии телевидения на детскую агрессивность активно обсуждался и изучался уже с 60-х годов 20 века..В 1991 году вышла книга немецкого психолога К Бютнера  «Жить с агрессивными детьми», одна из глав которой была посвящена влиянию видео- и телефильмов на агрессивность детей.

 

Е. Е. Копчёнова  в своей работе «Телевидение и детская агрессивность» указывает, что эксперты Национального института психического здоровья США в 1982 году пришли к выводу, что демонстрация с экранов сцен насилия способствует развитию агрессивности у смотрящих такие сцены людей. [2]

Экспериментальные исследования, которые изучали влияние телевидения на детскую агрессивность проводились в рамках теории социального научения, родоначальником которой был А. Бандура. [3] В своих экспериментах он демонстрировал детям передачи с элементами агрессии, после просмотра которых у детей отмечалось  увеличение агрессивных действий.

Как же эти эксперименты связаны  с современными мультфильмами? Прежде всего, хотелось бы отметить, что под словосочетанием «современные мультфильмы» мы понимаем прежде всего мультфильмы произведённые в Японии и США. Это связано с тем, что доля отечественных мультфильмов, транслируемых по телевизору ничтожно мала по сравнению с уже названными японскими и американскими. Точные цифры никто не называет, но можно говорить о том, что на один «наш» мультик приходится 10-15 зарубежных.

Но вернёмся к теории социального научения. Казалось бы, чему плохому могут научить мультфильмы ребёнка? В них добро всегда побеждает зло, злодеи оказываются наказанными, а «положительные» герои празднуют победу. Ребёнок, смотрящий такой мультфильм понимает, что совершать плохие поступки нехорошо. Нельзя обижать других людей, отнимать чужие вещи, нельзя желать никому зла. Ведь если даже и совершить нехороший поступок, то наказание за него не заставит себя ждать. Таким образом, с первого взгляда современные мультфильмы учат детей только хорошим вещам – защищать слабых и незаслуженно обиженных, вершить справедливость и совершать разного рода добрые поступки. Но вся проблема в том, что никто не сможет с уверенностью сказать, чья позиция окажется ближе ребёнку? Кто сможет дать гарантию, что ребёнку придётся по нраву позиция добра? Как бы родителя не объясняли своим детям, «что такое хорошо и что такое плохо», как бы они не старались направить  ребёнка на нужный путь, обстоятельства могут сложиться таким образом, что ребёнок будет идентифицировать себя именно с отрицательными персонажами. И, следовательно, поступать так, как и положено этим отрицательным персонажам. Отсюда могут появиться агрессивные слова и поступки, направленные как на своих сверстников, так и на взрослых людей.

А что же происходит, если ребёнок принимает сторону добра? К сожалению, в современных мультфильмах добро и зло даже если и преследуют разные цели, то методы для этого используют одинаковые. И так называемые «положительные» персонажи, так же как и «отрицательные» дерутся, применяют различное, порой абсолютно жестокое оружие, и наносят друг другу сильные повреждения.

Подтверждение этой мысли  мы можем найти в высказываниях Л. С. Выготского [1], который говорил: «Всякое описание преступников, рождая в уме ученика ряд представлений, создаёт вместе с тем импульс и тенденцию к их реализации. Запомним, что всякое сознание есть начавшееся движение, и, следовательно, предостерегая наших питомцев от того, что они не должны делать, мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. Нет более верного средства толкнуть ребёнка на какой-либо антиморальный поступок, нежели подробно описать последний».

Таким образом ребёнок  учится новым, неизвестным ему способам агрессивного поведения. И хотя сторонники теории социального научения и утверждают, что вероятность использование  ребёнком увиденных на экране агрессивных действий сразу же после просмотра достаточно мала, это не исключает того, что, привыкнув к агрессии, как к нормальному способу решения своих проблем, ребёнок сам когда-нибудь прибегнет к ней.

Из всего вышесказанного могло сложиться впечатление, что просмотр мультфильмов непременно ведёт к повышению агрессивности у детей. Однако, не всегда это так. Совершенно неожиданный результат был получен в исследовании Фешбаха и Сингера, зафиксировавших снижение уровня агрессивности детей опытной группы, смотревших много «агрессивных» передач, по сравнению с контрольной группой, которым демонстрировали в течении этого же времени неагрессивные программы. Последователи З. Фрейда называют это явление катарсисом. Наблюдение ребёнком агрессивных действий на экране ведёт к высвобождению вытесненных желаний, связанных с насилием, желанием отомстить обидчику, которым может выступать не только другой ребёнок, но и взрослый, накладывающий ограничения и запреты. Идентификация ребёнка с героем разряжает накопленные агрессивные импульсы, способствует хотя бы временному снижению напряжения – в этом и состоит эффект катарсиса.

До сих пор остаётся неясным, почему одни дети оказываются более подвержены влиянию современных мультфильмов, а другие менее подвержены или неподвержены вовсе. Сами по себе мультфильмы не могут выступать в роли того фактора, который определяет уровень агрессивности или не агрессивности детей, однако нельзя не принимать во внимание ту роль, которые мультфильмы играют в жизни современных детей, проводящих у телевизоров очень много времени.

Стоит отметить, что обвинять современные мультфильмы в том, что они способствуют росту агрессивности среди детей – это значит снимать с себя ответственность за этих детей. Необходимо регулярно беседовать с детьми о том, что есть другие, неагрессивные способы решения своих проблем, проводить вместе с ними больше времени играя и читая книжки и научиться не перекладывать ответственность за свои педагогические упущения на телевидение.

       В  заключении мне хотелось бы рассказать о нашем предстоящем исследовании, связанном с данной проблемой. Мы разработали анкету, состоящую из двух частей. Первая часть анкеты предназначена для родителей. Мы выдвигаем 5 гипотез, которые могут подтвердиться или опровергнуться во время анкетирования. Краткое описание этих гипотез:

1. Мы предполагаем, что родители недостаточно времени уделяют своим детям. Мало с ними играют, общаются, занимаются.

2. Дети склонны к зависимости  от просмотра современных мультфильмов. Если ребёнку не позволять смотреть телевизор, он становится раздражительным, капризным.

3. Родители не контролируют то, что их дети смотрят по телевизору. Зачастую они даже не знакомы  с теми передачами, которые дети  смотрят каждый день.

4. Некоторые дети после просмотра мультфильмов проявляют признаки агрессии к окружающим.

5. Дети склонны идентифицировать  себя с героями современных мультфильмов и вести себя так же, как эти персонажи.

       Вторая часть  анкеты предназначена для детей  и заполняется взрослыми с  их ответов. Она состоит из 5 вопросов и служит выявлению мультфильмов, которые наиболее интересны детям.

       С помощью этого  исследования мы хотим более  подробно изучить то влияние,  которое современные мультфильмы  могут оказывать на ребёнка,  а также те факторы, которые служат усилению или уменьшению влияния телевидения на психику детей.

      Эта проблема очень  актуальна в наше время и  мы надеемся, что нас ждёт очень  интересная и познавательная  работа!

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
  2. Копченова Е.Е. Телевидение и детская агрессивность.// Психология и школа. 2002. №2.
  3. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е издание. – СПб.: Питер, 2004.

      


Информация о работе Влияние современных мультфильмов на психику детей