Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………….

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34

1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14

1.2. Эмоциональное выгорание и его сущность...................................................15-32

1.3 Выводы………………………………………………………………………...33-34

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53

2.1. Организация и ход экспериментального изучения влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38

2.2.Анализ полученных результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94

Файлы: 1 файл

отличная курсовая.doc

— 1.79 Мб (Скачать)
    1. Симптом «эмоционального дефицита».

   К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».

    1. Симптом «эмоциональной отстраненности».

       Личность почти полностью исключает  эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

   Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «плевать на вас».

    1. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».

     Проявляется в широком диапазоне  умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

     Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: « ненавижу…», «презираю…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

    1. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

   Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

    Переход реакций с уровня эмоций  на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии [2; 56].

    Таким образом, согласно Бойко  В.В.,  синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ

      В 1 главе мы рассмотрели сущность эмоционального выгорания и понятие тревожности. Мы выявили, что такое эмоциональное выгорание и тревожность, обозначили особенности данного явления.                                                                                                Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Рассмотрели, что тревожность бывает личностная и ситуативная (в данный момент).  Тревожность влияет на психическое здоровье детей. Тревожность- черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности - это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу и склонности ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая  тревожность является субъективным проявлением  психологического неблагополучия. Кроме того, тревожность может быть связана с переживаниями угрозы самооценке, самоуважению человека. Как устойчивая черта личности, тревожность – это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей.

          Эмоциональное выгорание, такое  состояние, которое характеризуется повышенной тревожностью. Эти 2 процесса тесно связаны между собой. Чем выше тревожность, тем больше вероятность того, что человек может в своей работе испытать эмоциональное выгорание. Некоторыми отечественными авторами эмоциональное выгорание рассматривается с позиций теории стресса - как механизм преодоления стресса или как один из компонентов в его структуре.

             На наш взгляд, несмотря на  то, что существует некоторая  общность между явлениями стресса  и эмоциональным выгоранием, последнее можно считать относительно самостоятельным феноменом. Эмоциональное выгорание представляет собой нарушение адаптации индивида к условиям и содержанию профессиональной деятельности, тогда как профессиональная деформация предполагает изменение личности профессионала непосредственно под ее воздействием. В этом же заключается и основное отличие эмоционального выгорания от стресса, представляющего собой адаптивный синдром, мобилизующий все стороны психики человека. Кроме того, некоторые исследователи эмоционального выгорания отмечают, что стресс не всегда становится причиной выгорания. Люди могут успешно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

             Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Поэтому люди данной профессии подвержены возникновению симптомов эмоционального выгорания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ  И ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 

           В процессе работы над данной темой была проведена исследовательская работа. Это потребовало решение следующих задач:

1. Подобрать методики по исследованию эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести диагностику синдрома эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

3. Обработать и проанализировать результаты исследования.

4. Составить рекомендации для воспитателей  по работе с тревожными детьми и профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей.

         Для этого мы выбрали 45 детей  старших групп детского сада  №459 г. Самары и 6 воспитателей этих групп. Для проведения исследования в своей работе мы выбрали  методику В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания» и   тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

     I. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”. Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Тестирование   испытуемых   проводилось   небольшими    группами    или индивидуально.  Испытуемые  получали  инструкции  и  бланки   ответов   (см. приложения №1). Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется  сумма баллов раздельно для  каждого симптома.

    - 9 и  менее баллов симптом не сложился;

    - 10-15 баллов –  складывающийся симптом;

    - 16 и  более баллов – симптом сложился.

2. Подсчитывается  сумма показателей симптомов  для каждой из трех фаз.

       - 36 и менее баллов – фаза  не сформировалась;

       - 37-60 баллов – фаза в стадии  формирования;

       - 61 и более баллов – фаза  сформировалась.

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания –  сумма показателей всех симптомов.  Описание  данной  методики  представлено  в приложении № 1.

II. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

Экспериментальный материал в приложении № 2.

14 рисунков  размером 8,5x11 см. Каждый рисунок  представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый  рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Проведение  исследования.

Рисунки показывали ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходила в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, мы даем инструкцию.

Игра  с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

Объект  агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка печальное  или веселое? Он (она) одевается»

Игра  со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: веселое или  печальное? Он (она) в ванной»

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: печальное или  веселое?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: веселое или печальное?»

Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: печальное или  веселое?»

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

Еда в  одиночестве. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание  персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка фиксировали в специальном протоколе (бланки подготовлены заранее). Протоколы каждого ребенка подвергали количественному и качественному анализу.

         На основании данных протокола вычисляли индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов  х100%
14

Информация о работе Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей