Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).
ВВЕДЕНИЕ…………………………….
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34
1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14
1.2. Эмоциональное выгорание и его сущность...................................................15-32
1.3 Выводы………………………………………………………………………...33-34
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53
2.1. Организация и ход экспериментального изучения влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38
2.2.Анализ полученных результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень
тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от
20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0
до 20%).
Каждый ответ ребенка анализировался отдельно. Делались выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило,
наибольший уровень тревожности
проявляется в ситуациях, моделирующих
отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими
детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими
детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).
Значительно ниже уровень тревожности
в рисунках, моделирующих отношения ребенок
– взрослый («Ребенок и мать с младенцем»,
«Выговор», «Игнорирование», «Ребенок
с родителями»).
2.2. АНАЛИЗ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
В процессе проведения исследования степени
эмоционального выгорания у воспитателей
были получены следующие результаты, которые
представлены в данной таблице. Как
видно из этой таблицы, все
испытуемые разделяются по количеству
набранных баллов, как в отдельных
фазах, так и по общему количеству набранных
баллов.
№ | I фаза | II фаза | III фаза | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | итог | 5 | 6 | 7 | 8 | итог | 9 | 10 | 11 | 12 | итог | |||
1 | С.И. гр.№1 | 20 | 10 | 10 | 21 | 61 | 2 | 10 | 10 | 20 | 42 | 7 | 3 | 17 | 18 | 35 | |
2 | Е.П. гр.№1 | 17 | 10 | 22 | 5 | 54 | 20 | 27 | 22 | 25 | 99 | 21 | 23 | 18 | 8 | 70 | |
3 | Е.И. гр.№2 | 24 | 13 | 13 | 28 | 78 | 5 | 3 | 25 | 10 | 43 | 9 | 10 | 7 | 18 | 44 | |
4 | И.В. гр.№2 | 27 | 11 | 21 | 15 | 74 | 20 | 10 | 11 | 17 | 58 | 4 | 16 | 28 | 8 | 56 | |
5 | Л.В. гр.№3 | 4 | 21 | 26 | 22 | 73 | 28 | 25 | 15 | 17 | 85 | 28 | 25 | 3 | 8 | 64 | |
6 | Т.Н. гр.№3 | 7 | 10 | 11 | 5 | 33 | 26 | 5 | 21 | 15 | 67 | 10 | 12 | 10 | 13 | 45 |
Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:
красный цвет – синдром полностью сформировался (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
зеленый цвет – синдром находится в стадии формирования (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);
черный цвет – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).
Таким образом, мы видим, что
в группе № 3 самое большое количество
сформировавшихся фаз.
ИТОГОВЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ СЭВ
№ | воспитатели | итог | итог по группам |
1 | С.И. группа №1 | 138 | 361 |
2 | Е.П. группа №1 | 223 | |
3 | Е.И. группа №2 | 165 | 353 |
4 | И.В. группа №2 | 188 | |
5 | Л.В. группа №3 | 222 | 367 |
6 | Т.Н. группа №3 | 145 |
ПРЕДСТАВИМ
ЭТИ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ КРУГОВОЙ ДИАГРАММЫ.
И так, мы рассмотрели
количественные показатели синдрома эмоционального
выгорания. Мы видим, что самый большой
показатель СЭВ в группе № 3 и он составил
34%.
Представленность
фаз и выраженность симптомов
СЭВ у воспитателей
Фаза | 1 группа | 2 группа | 3 группа | всего | ||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||
симптомы | ||||||||||
"Напряжения" | 1 | "переживания
психотравмирующих |
||||||||
сложившийся | 2 | 33,3 | 2 | 33,3 | 4 | 66,6 | ||||
складывающийся | ||||||||||
2 | "неудовлетворенности собой": | |||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | ||||||
складывающийся | 2 | 33,3 | 2 | 33,3 | 1 | 16,65 | 5 | 83,25 | ||
3 | "загнанности в клетку": | |||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 3 | 50 | ||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 3 | 50 | ||
4 | "тревоги и депрессии": | |||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 3 | 50 | ||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | ||||||
|
||||||||||
«Резистенция» | 1 | "неадекватного эмоционального реагирования" | ||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 2 | 33,3 | 4 | 66,6 | ||
складывающийся | ||||||||||
2 | "эмоционально-нравственной дезориентации" | |||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 2 | 33,3 | ||||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 2 | 33,3 | ||||
3 | "расширение сферы экономии эмоций" | |||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 3 | 50 | ||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 3 | 50 | ||
4 | "редукции профессиональных обязанностей": | |||||||||
сложившийся | 2 | 33,3 | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 4 | 66,6 | ||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 2 | 33,3 | ||||
"Истощения" | 1 | "эмоционального дефицита" | ||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 2 | 33,3 | ||||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | ||||||
2 | "эмоциональной отстраненности" | |||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 3 | 50 | ||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 2 | 33,3 | ||||
3 | "личностной отстраненности": | |||||||||
сложившийся | 2 | 33,3 | 1 | 16,65 | 3 | 50 | ||||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | ||||||
4 | "психосоматических
и психовегетативных нарушений" |
|||||||||
сложившийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 | 2 | 33,3 | ||||
складывающийся | 1 | 16,65 | 1 | 16,65 |
Диаграмма
уровня проявления СЭВ по
ФАЗА «НАПРЯЖЕНИЯ»
Мы видим, что у 66,6% воспитателей фаза «Напряжения» уже сформировалась. А это служит предвестником и «запускающим механизмом» в формировании «эмоционального выгорания».
ФАЗА «РЕЗИСТЕНЦИИ»
Фаза
«Резистенции» сформировалась у
50% воспитателей. На этой фазе воспитатель
начинает осознанно или неосознанно стремиться
к восстановлению психологического комфорта,
пытаться снизить давление внешних обстоятельств
с помощью имеющихся в его распоряжении
средств.
ФАЗА
«ИСТОЩЕНИЯ»
Фаза «Истощения» сформировалась у 50% воспитателей. Эта фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
И
так, мы видим, что СЭВ у воспитателей
группы №3 составил 34%, а это выше чем в
группах №2 и №1.
В процессе проведения исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты, которые представлены в данных таблицах.
ДЕТИ ГРУППЫ №1
№ | Ф. И. | веселые | грустные |
1 | К.П. | 5 | 9 |
2 | С.Ж. | 9 | 5 |
3 | А.И. | 5 | 9 |
4 | Н.В. | 5 | 9 |
5 | Ю.А.. | 7 | 7 |
6 | П.Т. | 8 | 6 |
7 | Д.Ф. | 7 | 7 |
8 | Э.В. | 9 | 5 |
9 | Л.Ч. | 10 | 4 |
10 | Т.Ш. | 11 | 3 |
11 | А.С. | 9 | 5 |
12 | К.Е. | 5 | 9 |
13 | А. Л. | 10 | 4 |
14 | С.М. | 11 | 3 |
15 | Б.Т. | 9 | 5 |
№ | Ф. И. | (ИТ) |
1 | К.П. | 64,3% |
2 | С.Ж. | 35,7% |
3 | А.И. | 64,3% |
4 | Н.В. | 64,3% |
5 | Ю.А. | 50% |
6 | П.Т. | 42,8% |
7 | Д.Ф. | 50% |
8 | Э.В. | 35,7% |
9 | Л.Ч. | 28,5% |
10 | Т.Ш. | 21,4% |
11 | А.С. | 35,7% |
12 | К.Е. | 64,3% |
13 | А.Л. | 28,5% |
14 | С.М. | 21,4% |
15 | Б.Т. | 35,7% |
Количественный
анализ
На основании данных протокола вычисляем индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = | Число эмоциональных негативных выборов | х100% |
14 |
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень
тревожности (ИТ выше 50%) – 4 человека;
б) средний уровень тревожности (ИТ от
20 до 50%) – 11 человек;
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0
до 20%) – нет.
Информация о работе Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей