Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………….

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34

1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14

1.2. Эмоциональное выгорание и его сущность...................................................15-32

1.3 Выводы………………………………………………………………………...33-34

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53

2.1. Организация и ход экспериментального изучения влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38

2.2.Анализ полученных результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94

Файлы: 1 файл

отличная курсовая.doc

— 1.79 Мб (Скачать)
 

В зависимости  от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень  тревожности (ИТ выше 50%); 
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); 
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

            Каждый ответ ребенка анализировался отдельно. Делались выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности  проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»). 

2.2. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. 

       В процессе проведения исследования степени эмоционального выгорания у воспитателей были получены следующие результаты, которые представлены в данной таблице. Как  видно  из  этой  таблицы,  все испытуемые разделяются по  количеству  набранных  баллов,  как  в  отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов. 

  I фаза II фаза III фаза
1 2 3 4 итог 5 6 7 8 итог 9 10 11 12 итог
1 С.И. гр.№1 20 10 10 21 61 2 10    10 20 42 7 3 17 18 35
2 Е.П. гр.№1 17 10 22 5 54 20 27 22 25 99 21 23 18 8 70
3 Е.И. гр.№2 24 13 13 28 78 5 3 25 10 43 9 10 7 18 44
4 И.В. гр.№2 27 11 21 15 74 20 10 11 17 58 4 16 28 8 56
5 Л.В. гр.№3 4 21 26 22 73 28 25 15 17 85 28 25 3 8 64
6 Т.Н. гр.№3 7 10 11 5 33 26 5 21 15 67 10 12 10 13 45
 
 
 
 

Всю выборку  можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

красный цвет – синдром полностью сформировался (т.е.  итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

зеленый цвет – синдром находится в стадии формирования (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);

черный  цвет – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).

       Таким образом, мы видим, что  в группе № 3 самое большое количество сформировавшихся фаз. 
 
 
 
 
 

ИТОГОВЫЙ  ПОКАЗАТЕЛЬ СЭВ 
 

воспитатели итог итог по группам
1 С.И.       группа №1 138 361
2 Е.П.       группа №1 223
3              Е.И.       группа №2 165 353
4 И.В.       группа №2 188
5 Л.В.       группа №3 222 367
6 Т.Н.        группа №3 145
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРЕДСТАВИМ  ЭТИ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ КРУГОВОЙ ДИАГРАММЫ. 
 
 

  

 
 
 
 
 
 

И так, мы рассмотрели количественные показатели синдрома эмоционального выгорания. Мы видим, что самый большой показатель СЭВ в группе № 3 и он составил 34%. 

Представленность  фаз и выраженность симптомов  СЭВ у воспитателей 

Фаза     1 группа 2 группа  3 группа всего
    чел. % чел. % чел. % чел. %
  симптомы                
"Напряжения" 1 "переживания  психотравмирующих обстоятельств"                
сложившийся 2 33,3 2 33,3     4 66,6
складывающийся                
2 "неудовлетворенности  собой":                
сложившийся           1 16,65 1 16,65
складывающийся 2 33,3 2 33,3 1 16,65 5 83,25
3 "загнанности  в клетку":                
сложившийся   1 16,65 1 16,65 1 16,65 3 50
складывающийся 1 16,65 1 16,65 1 16,65 3 50
4 "тревоги  и депрессии":                
сложившийся 1 16,65 1 16,65 1 16,65 3 50
складывающийся     1 16,65     1 16,65
   
 
                 
«Резистенция» 1 "неадекватного  эмоционального реагирования"                
сложившийся 1 16,65    1 16,65 2 33,3 4 66,6
складывающийся                
2 "эмоционально-нравственной  дезориентации"                
сложившийся 1 16,65     1 16,65 2 33,3
складывающийся 1 16,65 1 16,65     2 33,3
3 "расширение  сферы экономии эмоций"                
сложившийся 1 16,65    1 16,65 1 16,65 3 50
складывающийся 1 16,65 1 16,65 1 16,65 3 50
4 "редукции  профессиональных обязанностей":                
сложившийся 2 33,3 1 16,65 1 16,65 4 66,6
складывающийся       1 16,65 1 16,65 2 33,3
                     
"Истощения" 1 "эмоционального  дефицита"                
сложившийся 1 16,65     1 16,65 2 33,3
складывающийся         1 16,65 1 16,65
2 "эмоциональной  отстраненности"                
сложившийся 1 16,65 1 16,65 1 16,65 3 50
складывающийся     1 16,65 1 16,65 2 33,3
3 "личностной  отстраненности":                
сложившийся 2 33,3 1 16,65     3 50
складывающийся         1 16,65 1 16,65
4 "психосоматических  и психовегетативных нарушений":                
сложившийся 1 16,65 1 16,65     2 33,3
складывающийся         1 16,65 1 16,65
 
 
 
 

Диаграмма  уровня проявления СЭВ по фазам  для всех групп испытуемых.

ФАЗА  «НАПРЯЖЕНИЯ»

Мы видим, что  у 66,6% воспитателей фаза «Напряжения» уже сформировалась. А это служит предвестником и «запускающим механизмом» в формировании «эмоционального выгорания».

ФАЗА  «РЕЗИСТЕНЦИИ»

Фаза  «Резистенции» сформировалась у  50% воспитателей. На этой фазе воспитатель начинает осознанно или неосознанно стремиться к восстановлению психологического комфорта, пытаться снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. 

ФАЗА  «ИСТОЩЕНИЯ» 

Фаза «Истощения»  сформировалась у 50% воспитателей. Эта  фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

     И  так, мы видим, что СЭВ у воспитателей группы №3 составил 34%, а это выше чем в группах №2 и №1. 
 

       В процессе проведения исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты, которые представлены в данных таблицах.

ДЕТИ  ГРУППЫ №1

Ф. И. веселые грустные
1 К.П. 5 9
2 С.Ж. 9 5
3 А.И. 5 9
4 Н.В. 5 9
5 Ю.А.. 7 7
6 П.Т. 8 6
7 Д.Ф. 7 7
8 Э.В. 9 5
9 Л.Ч. 10 4
10 Т.Ш. 11 3
11 А.С. 9 5
12 К.Е. 5 9
13 А. Л. 10 4
14 С.М. 11 3
15 Б.Т. 9 5
Ф. И. (ИТ)
1 К.П. 64,3%
2 С.Ж. 35,7%
3 А.И. 64,3%
4 Н.В. 64,3%
5 Ю.А. 50%
6 П.Т. 42,8%
7 Д.Ф. 50%
8 Э.В. 35,7%
9 Л.Ч. 28,5%
10 Т.Ш. 21,4%
11 А.С. 35,7%
12 К.Е. 64,3%
13 А.Л. 28,5%
14 С.М. 21,4%
15 Б.Т. 35,7%
 
 

 
Количественный  анализ

На основании данных протокола вычисляем индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов  х100%
14
 

В зависимости  от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень  тревожности (ИТ выше 50%) – 4 человека; 
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%) – 11 человек; 
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%) – нет.

Информация о работе Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей