Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).
ВВЕДЕНИЕ…………………………….
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34
1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14
1.2. Эмоциональное выгорание и его сущность...................................................15-32
1.3 Выводы………………………………………………………………………...33-34
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53
2.1. Организация и ход экспериментального изучения влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38
2.2.Анализ полученных результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94
ДЕТИ ГРУППЫ №2
№ | Ф. И. | веселые | грустные |
1 | С.А. | 7 | 7 |
2 | А.П. | 9 | 5 |
3 | Н.В. | 6 | 8 |
4 | М.Н. | 5 | 9 |
5 | К.Р. | 9 | 5 |
6 | А.Р. | 8 | 6 |
7 | К.С. | 10 | 4 |
8 | В.У. | 9 | 5 |
9 | П.Н. | 10 | 4 |
10 | С.И. | 12 | 2 |
11 | К.П. | 8 | 6 |
12 | В.Т. | 6 | 8 |
13 | Т.Л. | 10 | 4 |
14 | К.Ц. | 11 | 3 |
15 | С.Б. | 12 | 2 |
№ | Ф. И. | (ИТ) |
1 | С.А. | 50% |
2 | А.П. | 35,7% |
3 | Н.В. | 57,1% |
4 | М.Н. | 64,3% |
5 | К.Р. | 35,7% |
6 | А.Р. | 42,8% |
7 | К.С. | 28,5% |
8 | В.У. | 35,7% |
9 | П.Н. | 28,5% |
10 | С.И. | 14,2% |
11 | К.П. | 42,8% |
12 | В.Т. | 57,1% |
13 | Т.Л. | 28,5% |
14 | К.Ц. | 21,4% |
15 | С.Б. | 14,2% |
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляем индекс тревожности ребенка (ИТ). В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень
тревожности (ИТ выше 50%) – 3 человека;
б) средний уровень тревожности (ИТ от
20 до 50%) – 10 человек;
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0
до 20%) – 2 человека.
ДЕТИ ГРУППЫ №3
№ | Ф. И. | веселые | грустные |
1 | А.К. | 6 | 8 |
2 | Т.И. | 5 | 9 |
3 | С.Г. | 6 | 8 |
4 | Н.Р. | 5 | 9 |
5 | В.С. | 7 | 7 |
6 | Ф.Г. | 8 | 6 |
7 | С.В. | 10 | 4 |
8 | М.И. | 11 | 3 |
9 | А.Щ. | 7 | 7 |
10 | Б.Ц. | 11 | 3 |
11 | Б.Е. | 6 | 8 |
12 | В.М. | 9 | 5 |
13 | Ю.С. | 10 | 4 |
14 | О.Д. | 9 | 5 |
15 | В.С. | 6 | 8 |
№ | Ф. И. | (ИТ) |
1 | А.К.. | 57,1% |
2 | Т.И. | 64,3% |
3 | С.Г. | 57,1% |
4 | Н.Р. | 64,3% |
5 | В.С. | 50% |
6 | Ф.Г. | 42,8% |
7 | С.В. | 28,5% |
8 | М.И. | 21,4% |
9 | А.Щ. | 50% |
10 | Б.Ц. | 21,4% |
11 | Б.Е. | 57,1% |
12 | В.М. | 37,5% |
13 | Ю.С. | 28,5% |
14 | О.Д. | 37,5% |
15 | В.С. | 57,1% |
Количественный анализ.
На основании данных протокола вычисляем индекс тревожности ребенка (ИТ). В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень
тревожности (ИТ выше 50%) – 6 человека;
б) средний уровень тревожности (ИТ от
20 до 50%) – 8 человек;
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0
до 20%) – нет.
В группе №1 дети с высоким уровнем тревожности составили – 26,6%;
в группе №2 – 20%;
в группе №3 – 40%.
ПРЕДСТАВИМ
ЭТИ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ КРУГОВОЙ ДИАГРАММЫ.
Из диаграммы
видно, что в группе №3 уровень тревожности
детей выше, чем в группе №2 в 2 раза, а по
сравнению с группой №1 – в 1,5 раза.
ВЫВОДЫ
Нами было проведено исследование эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 6 воспитателей старших групп и 45 детей старшего дошкольного возраста. Все полученные результаты были обработаны и представлены в виде диаграмм. Из которых видно, что большинство воспитателей со сформировавшимся синдромом находятся в фазе «резистенции» - сопротивления (см. диаграмму уровня проявления СЭВ), у них происходит сопротивление нарастающему стрессу, они осознанно или нет, стремятся к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств. И так, мы рассмотрели количественные показатели синдрома эмоционального выгорания. Мы видим, что самый большой показатель СЭВ в группе №3 и он составил 34%.
В результате проведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная курсовая работа посвящена проблеме влияния эмоционального выгорания воспитателей на тревожность детей старшего дошкольного возраста. В ней мы изучали и исследовали феномен синдромаэмоционального выгорания, а так же влияние его на тревожность детей. Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
1.Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей.
2. Подобраны методики по исследованию эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей старшего дошкольного возраста.
3. Проведены диагностики синдрома эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей старшего дошкольного возраста.
4. Обработаны и проанализированы результаты исследования.
5. Составлены рекомендации для воспитателей по работе с тревожными детьми и профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей.
Анализируя литературу по проблеме эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей, мы выявили, что тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Рассмотрели, что тревожность бывает личностная и ситуативная (в данный момент). Тревожность влияет на психическое здоровье детей. Тревожность - черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности - это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу и склонности ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Кроме того, тревожность может быть связана с переживаниями угрозы самооценке, самоуважению человека. Как устойчивая черта личности, тревожность – это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей.
Эмоциональное выгорание - такое состояние, которое характеризуется повышенной тревожностью. Эти 2 процесса тесно связаны между собой. Чем выше тревожность, тем больше вероятность того, что человек может в своей работе испытать эмоциональное выгорание. Некоторыми отечественными авторами эмоциональное выгорание рассматривается с позиций теории стресса - как механизм преодоления стресса или как один из компонентов в его структуре.
На наш взгляд, несмотря на то, что существует некоторая общность между явлениями стресса и эмоциональным выгоранием, последнее можно считать относительно самостоятельным феноменом. Эмоциональное выгорание представляет собой нарушение адаптации индивида к условиям и содержанию профессиональной деятельности, тогда как профессиональная деформация предполагает изменение личности профессионала непосредственно под ее воздействием. В этом же заключается и основное отличие эмоционального выгорания от стресса, представляющего собой адаптивный синдром, мобилизующий все стороны психики человека. Кроме того, некоторые исследователи эмоционального выгорания отмечают, что стресс не всегда становится причиной выгорания. Люди могут успешно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.
Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Поэтому люди данной профессии подвержены возникновению симптомов эмоционального выгорания.
В результате проведения
Информация о работе Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей