Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:49, курсовая работа
Целью работы является исследование тревожности у детей и подростков в условиях образовательного процесса.
Гипотеза – выявление факторов тревожности у детей и подростков поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие тревожности у детей и подростков и проанализировать проблемы и причины ее возникновения;
3. Дать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению тревожности у детей и подростков;
4. Исследовать особенности проявления тревожности у детей и подростков с помощью методики диагностики Филлипса.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретический анализ понятия тревожности у детей и подростков…5
Проблема школьной тревожности в психологии …………………..5
Факторы и особенности проявления тревожности…………………10
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности………………………………15
Выводы по Главе I ………………………………………………………………18
Глава II Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей и подростков…………………………………………………………...20
2.1 Организация и методы исследования……………………………….20
2.2 Анализ результатов тестирования…………………………………..23
Выводы по Главе II ……………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы..…………………………………………28
Приложение 1………………..............................................................................29
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Башкортостан
Туймазинский медицинский колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Психология
Студента: Рахматуллиной Кристины
На тему: «Тревожность у детей и подростков»
Научный руководитель:
Преподаватель психологии ____________________ _____________
(подпись)
Дата сдачи:
«____»_________2013г.
Дата защиты:
«____»_________2013г.
Оценка: ___________
Туймазы – 2013
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава I Теоретический анализ понятия тревожности у детей и подростков…5
Выводы по Главе I ………………………………………………………………18
Глава II Эмпирическое исследование
особенностей проявления тревожности
у детей и подростков……………………………………………………
2.1 Организация и методы исследования……………………………….20
2.2 Анализ результатов тестирования…………………………………..23
Выводы по Главе II ……………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы..…………………………………………28
Приложение 1……………….......................
Введение
В настоящее время увеличилось
число тревожных детей, отличающихся
повышенным беспокойством, неуверенностью,
эмоциональной неустойчивостью. Возникновение
и закрепление тревожности
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что тревожность у детей и подростков выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей подросткового школьного возраста.
Целью работы является исследование тревожности у детей и подростков в условиях образовательного процесса.
Объект исследования – проявление тревожности у детей и подростков в процессе обучения.
Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей и подростков.
Гипотеза – выявление факторов тревожности у детей и подростков поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие тревожности у детей и подростков и проанализировать проблемы и причины ее возникновения;
2. Исследовать факторы и особенности тревожности у детей и подростков;
3. Дать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению тревожности у детей и подростков;
4. Исследовать особенности проявления тревожности у детей и подростков с помощью методики диагностики Филлипса.
Методы исследования:
1) Изучение, обработка и анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике и др.
2) Экспериментальное исследование тревожности у детей и подростков с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса.
Эмпирическая база: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Башкортостан Туймазинский медицинский колледж.
Глава I Теоретический анализ понятия тревожности у детей и подростков
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" детерминированы возрастными задачами развития [2].
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей и подростков можно выделить:
1. Внутри личностные конфликты,
прежде всего, связанные с
2. Нарушения внутрисемейного или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками.
3. Соматические нарушения.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:
1. негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
2. неадекватными, чаще
всего завышенными
3. противоречивыми требованиями,
которые предъявляются к
Специфические причины тревожности можно описать на каждом этапе дошкольного и школьного детства. У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличии от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.
Устойчивым личностным образование тревожность становится к подростковому возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться. Я-концепций ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. Я - концепция подростка часто противоречива, что вызывает трудности в воспитании и адекватной оценке собственных успехов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаше всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими.
Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и с формированием характера, отличительной особенность которой являются тревожно-мнительные черты. У человека с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. В такой ситуации затруднено принятие решении, так как человек чересчур сосредоточен на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив[4].
Высокая тревожность способствуют развитию астении, порождает психосоматические заболевания.
Аналогичные тенденции могут сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность изменяется, локализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т.д. Ее появление или закрепление связано с развитием рефлексии, осознания противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения.
Важно, что тревога начинает
оказывать мобилизующее влияние
только с подросткового возраста,
когда она может стать
Необходимо также отметить,
что тревожности подвержены как
мальчики, так и девочки, но специалисты
считают, что в дошкольном возрасте
более тревожными являются мальчики,
к 9-11 годам соотношение становится
равномерным, а после 12 лет происходит
резкое повышение тревожности у
девочек. При этом тревога девочек
по своему содержанию отличается от тревоги
мальчиков: девочек больше волнуют
взаимоотношения с другими
Таким образом, детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития. Как устойчивая личностная она черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.
Школьная образовательная среда описывается следующими признаками :
- физическое пространство,
характеризующееся
- человеческие факторы, связанные с характеристиками системы "ученик - учитель - администрация - родители";
- программа обучения.
Наименьшим "фактором риска"
формирование школьной тревожности, безусловно,
является первый признак. Дизайн школьного
помещения как компонент
Наиболее типично
- учебные перегрузки;
- неспособность учащегося справиться со школьной программой;
- неадекватные ожидания со стороны родителей;
- неблагоприятные отношения с педагогами;
- регулярно повторяющиеся оценочно - экзаменационные ситуации;
- смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.
Все исследователи психологии
подросткового возраста, так или
иначе, сходятся в признании того
огромного значения, которое имеет
для подростков общение со сверстниками.
Отношение с товарищами находится
в центре жизни подростка, во многом
определяя все остальные
Результаты изучения тревожности зарубежными исследователями во многом совпадают с выводами отечественной психологии. Так, Х.Хекхаузен приводит следующее соображения Спилберга: "…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы".
Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине[6].