Тревожность у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование тревожности у детей и подростков в условиях образовательного процесса.
Гипотеза – выявление факторов тревожности у детей и подростков поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие тревожности у детей и подростков и проанализировать проблемы и причины ее возникновения;
3. Дать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению тревожности у детей и подростков;
4. Исследовать особенности проявления тревожности у детей и подростков с помощью методики диагностики Филлипса.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретический анализ понятия тревожности у детей и подростков…5
Проблема школьной тревожности в психологии …………………..5
Факторы и особенности проявления тревожности…………………10
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности………………………………15
Выводы по Главе I ………………………………………………………………18
Глава II Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей и подростков…………………………………………………………...20
2.1 Организация и методы исследования……………………………….20
2.2 Анализ результатов тестирования…………………………………..23
Выводы по Главе II ……………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы..…………………………………………28
Приложение 1………………..............................................................................29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 66.64 Кб (Скачать)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Республики Башкортостан

Туймазинский медицинский колледж

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: Психология   

Студента: Рахматуллиной  Кристины

На тему: «Тревожность у детей и подростков»

 

 

 

Научный руководитель:

Преподаватель психологии ____________________        _____________

         (подпись)

 

 

Дата сдачи:

«____»_________2013г.

Дата защиты:

«____»_________2013г.

Оценка:  ___________

 

 

 

Туймазы – 2013

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I Теоретический анализ понятия тревожности у детей и подростков…5

    1. Проблема школьной тревожности в психологии …………………..5
    2. Факторы и особенности проявления тревожности…………………10
    3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности………………………………15

Выводы по Главе I ………………………………………………………………18

Глава II Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей и подростков…………………………………………………………...20

2.1 Организация и методы  исследования……………………………….20

2.2 Анализ результатов тестирования…………………………………..23

Выводы по Главе II ……………………………………………………………25

Заключение ……………………………………………………………………..26

Список использованной литературы..…………………………………………28

Приложение 1………………..............................................................................29

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение  и закрепление тревожности связано  с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуя особенностями "Я-концепции", отношение к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Актуальность исследования данной темы состоит в том, что тревожность у детей и подростков выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей подросткового школьного возраста.

Целью работы является исследование тревожности у детей и подростков в условиях образовательного процесса.

Объект исследования – проявление тревожности у детей и подростков в процессе обучения.

Предмет исследования – причины возникновения тревожности у детей и подростков.

Гипотеза – выявление факторов тревожности у детей и подростков поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие тревожности у детей и подростков и проанализировать проблемы и причины ее возникновения;

2. Исследовать факторы и особенности тревожности у детей и подростков;

3. Дать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению тревожности у детей и подростков;

4. Исследовать особенности проявления тревожности у детей и подростков с помощью методики диагностики Филлипса.

Методы исследования:

1) Изучение, обработка и анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике и др.

2) Экспериментальное исследование тревожности у детей и подростков с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса.

Эмпирическая  база: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Башкортостан Туймазинский медицинский колледж.

 

Глава I Теоретический анализ понятия тревожности у детей и подростков

    1. Проблема школьной тревожности в психологии

 

Тревожность как психическое  свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу  у большинства детей, вне зависимости  от реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" детерминированы  возрастными задачами развития [2].

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у  детей и подростков можно выделить:

1. Внутри личностные конфликты,  прежде всего, связанные с оценкой  собственной успешности в различных  сферах деятельности.

2. Нарушения внутрисемейного или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками.

3. Соматические нарушения.

Чаще всего тревожность  развивается тогда, когда ребенок  находится в ситуации конфликта, вызванного:

1. негативными требованиями, которые могут поставить его  в униженное или зависимое  положение;

2. неадекватными, чаще  всего завышенными требованиями;

3. противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку  родителями ,школой, сверстниками [3].

Специфические причины тревожности можно описать на каждом этапе дошкольного и школьного детства. У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличии от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Устойчивым личностным образование  тревожность становится к подростковому  возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться. Я-концепций ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. Я - концепция подростка часто противоречива, что вызывает трудности в воспитании и адекватной оценке собственных успехов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаше всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими.

Существенное повышение  уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и  с формированием характера, отличительной  особенность которой являются тревожно-мнительные черты. У человека с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. В такой ситуации затруднено принятие решении, так как человек чересчур сосредоточен на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив[4].

Высокая тревожность способствуют развитию астении, порождает психосоматические заболевания.

Аналогичные тенденции могут  сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность  изменяется, локализуется в отдельных  сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и  т.д. Ее появление или закрепление связано с развитием рефлексии, осознания противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения.

Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние  только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает только дезорганизующий эффект[5]. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя ("тревожный гиперконтроль"), что приводит к нарушению соответствующей деятельности.

Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как  мальчики, так и девочки, но специалисты  считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у  девочек. При этом тревога девочек  по своему содержанию отличается от тревоги  мальчиков: девочек больше волнуют  взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах [7].

Таким образом, детская тревожность  на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития. Как устойчивая личностная она черта  формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации.

Школьная тревожность  – это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

В целом, школьная тревожность  является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический  вид тревожности, характерный для  определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.

Школьная образовательная  среда описывается следующими признаками :

- физическое пространство, характеризующееся эстетическими особенностями и определяющее возможности пространственных перемещений ребенка;

- человеческие факторы,  связанные с характеристиками  системы "ученик - учитель - администрация  - родители";

- программа обучения.

Наименьшим "фактором риска" формирование школьной тревожности, безусловно, является первый признак. Дизайн школьного  помещения как компонент образовательной  среды – это наименее стрессогенный фактор, хотя отдельные исследования показывают, что причиной возникновения школьной тревожности в некоторых случаях могут стать те или иные школьные помещения.

Наиболее типично возникновение  школьной тревожности, связанной с  социально – психологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью мы выделили несколько факторов, воздействия которых способствует ее формированию и закреплению. В их число входят:

- учебные перегрузки;

- неспособность учащегося справиться со школьной программой;

- неадекватные ожидания со стороны родителей;

- неблагоприятные отношения с педагогами;

- регулярно повторяющиеся оценочно - экзаменационные ситуации;

- смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы и особенности проявления тревожности

 

Все исследователи психологии подросткового возраста, так или  иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет  для подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами находится  в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны  его поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения  поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений  подростка со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми  и сверстниками нередко выступает  тревожность подростка – нейротизм.

Результаты изучения тревожности  зарубежными исследователями во многом совпадают с выводами отечественной  психологии. Так, Х.Хекхаузен приводит следующее соображения Спилберга: "…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы".

Тревожность подростка часто  нарушает его нормальную жизнь, нередко  выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность  испытывают часто школьники, которые  хорошо учатся, ответственно относятся  к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине[6].

Информация о работе Тревожность у детей и подростков