Тревожность у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование тревожности у детей и подростков в условиях образовательного процесса.
Гипотеза – выявление факторов тревожности у детей и подростков поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие тревожности у детей и подростков и проанализировать проблемы и причины ее возникновения;
3. Дать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению тревожности у детей и подростков;
4. Исследовать особенности проявления тревожности у детей и подростков с помощью методики диагностики Филлипса.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретический анализ понятия тревожности у детей и подростков…5
Проблема школьной тревожности в психологии …………………..5
Факторы и особенности проявления тревожности…………………10
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности………………………………15
Выводы по Главе I ………………………………………………………………18
Глава II Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей и подростков…………………………………………………………...20
2.1 Организация и методы исследования……………………………….20
2.2 Анализ результатов тестирования…………………………………..23
Выводы по Главе II ……………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы..…………………………………………28
Приложение 1………………..............................................................................29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 66.64 Кб (Скачать)

Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей  и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность  может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в  наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки  объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.

Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации, "заколдованного психологического круга", когда тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает  эмоциональное неблагополучие.

Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча  ей и дополняя ее одновременно, в  подростковом возрасте у многих развита  повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился  важный факт: именно в этом возрасте у наибольшего числа людей  наблюдается внутренняя тревожность  во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.

Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические  исследования показали, что те, кто  считает себя застенчивыми, действительно  отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и  направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.

Чтобы облегчить свои коммуникативные  трудности, подростки используют "стратегическое взаимодействие". Понятие стратегического  взаимодействия введено в науку  известным американским социологом Эрвингом Гофманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.

Во-первых, будучи постоянно  озабочены собой, предполагая, что  и другие разделяют эту озабоченность, подростки обычно действуют в  расчете на некую воображаемую аудиторию.

Во-вторых, преувеличивая  свою уникальность и озабоченность, часто создают себе "личный мир", вымышленную биографию, поддержание  которой требует постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.

Одной из главных психологических  трудностей подростков является склонность объяснять свои неудачи в общении  не конкретными ситуациями, а своими якобы непременными личностными  качествами. Такая установка парализует попытки установления новых человеческих контактов, с учетом прошлых ошибок. Если в других сферах жизни, например, в учебе, они трезво оценивают  причины своих успехов и переживаний, и, учась на своих ошибках, могут  достигнуть высоких результатов, то в сфере общения, где они особо  уязвимы. Негативная установка превращается в самореализующийся прогноз. "У меня все равно ничего не получится".

Ведущий мотив жизни и  деятельности для подростка - самоуважение в коллективе. Быть признанным в  коллективе, занимать определенное место, играть определенную роль - сверхценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, является важным источником тревожности.

Наиболее характерными для  раннего подросткового периода  являются реакции протеста или оппозиции, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции периодически возникают  в кругу семьи или школьном микроклимате (классе) в связи с  неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны  в ее возникновении. Эта реакция, может быть, вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильный для него учебной или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, не справедливые по его мнению наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми. Многие ребята, утратив в школе личные контакты и связи, ищут их на стороне – в дворовых и уличных компаниях. Этих ребят не от хорошей жизни тянет в уличную среду, в ней они ищут возможность удовлетворить, неудовлетворенную в школе потребность в эмоциональном контакте в дружеских связях, потребность в общении. Дело в том, что такие группы обладают защитной функцией, окружают их неким психологическим барьером от проникновения травмирующих влияний со стороны, будь то отрицательная оценка товарищей или мнение учителей. Трудно живется подростку у психологически незрячего учителя. И тому, чье развитие отстает и тому, чье обгоняет окружающих, кого не удовлетворяют слишком плоское, равнинное видение мира, кто представляет его объемным многомерным, противоречивым. Нелегко приходится таким подросткам в окружении сверстников даже из-за чисто внешнего расхождения во вкусах, в манере держаться выражать свои мысли [7].

Психологи А.Н. Божович, В.В. Столин, И.С. Кон говорят о том, что важную роль в общении подростка играет самооценка. Она вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств, трудовой деятельности и общения. И.М. Жутикова считает, что именно такие подростки с неразвитым самопознанием, низкой самооценкой, у которых нуль самопознания особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность.

К началу подросткового возраста человек знакомится с собой заново. И вот тут не надо его одергивать, осуждать интерес подростков к себе. А со всей серьезностью тактично помочь познакомится с собой поближе. Грубейшей  ошибкой будет свести все это  к перечню недостатков.

Подросткам очень помогает, когда им рассказывают о них, что  с ними происходит, почему они нередко  испытывают непонятное для них раздражение, досаду и т. д. Им очень нужны благожелательные, но не навязчивые советы. Сами они не догадываются обращаться по таким поводам.

Если у подростка общение  с окружающими сложились не совсем удачно (нет друзей, конфликтные  отношения со сверстниками или взрослыми), то это отражается на познании самого себя. Оно либо задерживается, либо его результат бывает несоответствующим  действительности. И то и другое отрицательно сказывается на становлении личности.

Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что для многих младших и особенно, для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всех недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Самооценка подростка складывается под влиянием тех моральных ценностей и требований, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда у подростка круг общения меняется, может измениться и его самооценка.

 

 

 

 

 

 

    1. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности

 

Психопрофилактическая и  психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений:

1) Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока.

- Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе.

- Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста.

- Третий блок: значение развития у детей и подростков чувства уверенности в собственных силах.

Основная задача такой  работы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.

2) Психологическое просвещение педагогов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивость и т.п. Педагоги должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к ребенку как личности) в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание педагогов следует обратить на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно "ориентация на ошибку", которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности. Серьезные, эмоционально затратные разговоры с ребенком проводить наедине, а не публично. Не тревожиться самому, не передавать личную тревогу обучающимся. Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся. Уметь аргументировать оценку и отметку. Уметь самому признавать право на ошибку. Учить детей рефлексии. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности (индивидуальное или групповое консультирование).

Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная  на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При проведении психопрофилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности для каждого периода; при психокоррекции, помимо этого, работа должна быть ориентирована на "зоны уязвимости", характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения. Целесообразно проводить предварительное "проигрывание" наиболее значимых ситуаций, например репетицию экзамена.

Психолого-профилактическими  аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается:

1. Выявление учащихся, составляющих  группу повышенного риска нервно-психических  срывов, освобождение таких учащихся  от экзаменов и выполнения  наиболее трудных заданий;

2. Участие школьного психолога  в разработке и проведении  профилактических мероприятий, направленных  на психоэмоциональное закаливание  учащихся, выработку у них психологической  устойчивости к стрессогенным воздействиям;

3. Помощь психолога учителям  в реализации той части коррекционных  программ для учащихся группы  риска, которая может быть обеспечена  в стенах школы;

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе  I

 

Проанализировав содержание и динамику переживаний, чувства «тревожности» у детей и подростков можно говорить о том, что для многих младших и особенно, для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всех недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Самооценка подростка складывается под влиянием тех моральных ценностей и требований, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда у подростка круг общения меняется, может измениться и его самооценка.

Таким образом, воспитательные и учебно-информационные аспекты проблемы тревожности детей и подростков связаны с решением следующих задач:

1. Воспитание у учащихся  толерантности в коммуникативных  ситуациях, формирование установок  на сотрудничество, взаимопомощь, готовность  к разумным компромиссам;

2. Воспитание у них  привычки заботиться о своём  психофизическом состоянии в  процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении  контрольной работы, сдаче экзамена;

3. Формирование у школьников  потребности находиться в оптимальном  психоэмоциональном состоянии, как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;

4. Формирование у учащихся  коммуникативных компетенций: умений  и навыков грамотно строить  общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;

5. Развитие у школьников  самообладания, а также умений  и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;

6. Обучение психологическим  навыкам эффективного преодоления  деструктивных состояний – ди-стресса, депрессии, дисфории.

Обеспечение индивидуального  подхода к учащимся определяет необходимость  соблюдения щадящего режима и требует  от педагога проявления особого педагогического  такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических  срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. Считаем необходимым, с целью формирования безопасного  образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих технологий и  коррекции отрицательных, дестабилизирующих  эмоциональное здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных мероприятий (тренинги эмоциональной устойчивости, психологическая разгрузка и  проч.) для участников образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

Глава II Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей и подростков

2.1 Организация  и методы исследования

 

Объект исследования: Особенности  личности и поведения детей и подростков.

Предмет исследования: Психологические  особенности тревожности у детей и подростков.

Цель исследования: Изучить  психологические особенности тревожности  у детей и подростков.

Базой экспериментального исследования являются подростки – учащиеся Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Башкортостан Туймазинского медицинского колледжа.

Информация о работе Тревожность у детей и подростков